Художественный смысл
Критическая статья(Поток сознания при чтении)
![]() На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
«Апогей» (2019) Семёнова. Несогласия мои с автором начинаются с первых строк «Вступления». «Автор, конечно, не был свидетелем описываемых событий. И просит прощения у, возможно, более осведомлённого читателя за неизбежные ошибки и неточности своего повествования». Если эти слова литературная игра, то возразить нечего, ибо каждое художественное произведение есть выдумка в какой-то мере. И все это знают, извиняться нечего. Вейдле даже различает искусство слова и искусство вымысла. Если первому ещё допустимо быть вневременным и выражать радость жизни, то второе связано с историей духа, и самая художественность его состоит в чрезвычайной выразительности касательно какого-то момента этой истории духа. Ну, а по-моему, точнее: вымысел должен позволить автору выразить свой подсознательный идеал, связанный с внешним миром через соответствие какому-то моменту истории духа, выразить так здорово, как ничто иное, вроде, и не сможет. Если и дальше Семёнов литературно шутит, это тоже можно было б принять, если б не тема: «Да и можно ли рассказать о Блокаде правдивее и точнее тех, кто сам её пережил?» О Блокаде шутки неуместны. Значит, нет никакой игривости. Но тогда – беда! Это не цель искусства – правдивость. Разве что оно прикладное, т. е. призвано усиливать знаемые переживания. Например, колыбельная – усиливать желание спать, выступления плакальщиц – желание плакать. Семёнов, видно, нацелился на что-то, близкое к плакальщицам. Тогда я попал не в свою область. Моя – раскрывать скрытое, в частности, подсознательное. А в прикладном искусстве в принципе нечего открывать, раз оно знаемого касается. Разве что Семёнов ошибается. Думает, что пользуется негодованием от недостатков (пусть и вымышленных) в связи с Блокадой как образом негодования от недостатков сегодняшних (например, вечным русским пренебрежением к личности, {«О недостатках стоит говорить до тех пор, пока эти недостатки существуют»}), – думает так Семенов. А на самом деле выражает подсознательное, например, прямо противоположное негодованию: скажем, гордость, что сталинизм отличается от столь же губительного для людей фашизма (отсутствием идеолого-теоретического обоснования жертвам). Если Семёнов насчёт своих намерений фактически ошибается, – что сразу ставит его в ряд художников, – тогда, да, мне есть что тут делать. Если Семёнов не ошибается, то мне нечего читать Вступление дальше только что прочтённого и прокомментированного первого абзаца. Тут он будет давать не конкретное, а обобщённое. Опосредованное. Тогда как даже прикладное искусство работает с непосредственным. Философские куски в «Войне и мире» не представляют художественной ценности. Можно проверить, угадал ли я? – Первое предложение второго абзаца: «Любая страна, вступившая в войну, уже проиграла». Так и есть, угадал. Плюс сомнительный это посыл. Невступление в войну просто невозможно, потому что это не односторонний акт. Например, Дания и Вторая мировая война. Дания, казалось бы, не вступила в войну, не оказав сопротивления немецкому вторжению. Но в итоге кончилось тем, что она перестала существовать как государство – «29 августа 1943 года правительство Дании было разогнано, власть в стране перешла к немецкой оккупационной администрации в лице имперских уполномоченных секретарей по Дании» («Википедия»). Невступление равно исчезновению. И может ли это называться противоположностью понятия «проиграла»? – Нет, конечно. Но не моё амплуа спорить в публицистской части. Мне надо решить, как быть с задачей проверить, не пробьётся ли где сквозь образную публицистику текста, что вне Вступления, художественность? Мне ж смертельно скучно читать даже и произведение прикладного искусства. Я сделаю так. Судя по оглавлению, здесь несколько не связанных общим сюжетом рассказов. – Я возьму средний, называющийся «Леденцы», и его прочту. Если я в нём не найду следов подсознательного идеала, то и не сочту всю вещь художественной.
Прочёл. Парадокс. И контра и просоветский – люди. И согласились спустить кровь, чтоб её, замороженную, скармливать детям. Даёшь, мол, общечеловеческие ценности. А не – какие бы то ни было социальные. Да, это прикладное искусство. Применено иносказание: идейно противоположные люди нашли в себе общее, общечеловеческое – ценность жизни сама по себе. Усиливается переживание ценности мещанского идеала. Даже проявлен артистизм: через наоборот это смысло-чувство продвигается – героизмом исполнителей. Они надрезают себе вены на кисти руки, спущенной в таз. Героизм не свойствен мещанству. А теперь честно: может, этот вымысел как раз и художествен? И просто мне лично антипатичен мещанский идеал, ибо я считаю, что Россия может быть или великой, или не быть, для чего от россиян требуется массовый героизм, а не мещанство. Общечеловеческие же ценности – это, мол, идеологическое орудие Запада в его извечной борьбе с мессиански героической Россией ли, СССР ли. А на самом деле общечеловеческие ценности – это названные так идеологами Запада ценности западной цивилизации, менталитет которой всех остальных себе подчинить. – Такому мне трудно через себя переступить и признать Семёнова таки художником. Легче отдать ему артистизм, ранг пониже художника. Но я переступлю через свои идейные симпатии. И назову: Семёнов – художник. И первая фраза Вступления – таки литературная игра. Якобы скромность человека, чующего силу художественного вымысла своего, но притворно извиняющегося за не «точнее тех, кто сам… пережил». Можно даже проверить это – спросить его самого, когда он написал Вступление? Если до текста рассказа, сочинённого самым первым, то я не прав, если после, то прав. Если я прав, это объясняется... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Купить картон вешалки для шарфов оптом. . Смотрите подробности Динамометрические ключи у нас. . Этиология и классификация нарушений осанки. |