Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Сумев что-то внятное и доброе написать о рассказе Зуева «Хорей» (тут), мне стало как-то не по себе: чего ж первое, у него прочитанное («Парк Победы», 2017), у меня вызвало такое мерзопакостное переживание. Я перечитал рассказ ещё раз, и меня поразила мысль… Там есть эпиграф. Такой: «Число в себе не существует и не может существовать. Существует несколько миров чисел, потому что существует несколько культур. О. Шпенглер». Он настолько поразителен, что я – по своей, может, дурацкой привычке – проверил, Шпенглера ли это слова. – Шпенглера. Я-то, в своей разнузданности безответственного размышлизма, считаю, что считать могут даже и не люди. Я даже думаю, что счёт соответствует той вселенной, нашей, которая породила нас (для познания породивших числа). Отдельности есть в нашей вселенной при некоем угле зрения на неё, вот это и определило появление чисел в арсенале живых существ. Была б другая вселенная, с другими параметрами, случившимися при Большом взрыве 13 млрд лет назад – может, там именно чисел было б не нужно. Наверно, подумал я, Шпенглер, как артист, через наоборот выразился, ибо различение чисел нас, людей, роднит по культуре даже и с иными животными. А культура есть у много кого, кроме человека. Я стал читать это место у Шпенглера (тут). – Так и есть. Число у него – метонимия (называние части вместо целого – математики). «До настоящего времени всякая философия возрастала в связи с соответствующей математикой». Наверно, рационализм соответствует таким же словом называемым числам – рациональным. А пифагорейство – иррациональным (Пифагор их открыл и целую философию построил). Потом Шпенглер сравнивает уже всеединую математику, как причинность, со всеми религиями, как «идеей о необходимости судьбы». Похожи, мол, если и то, и то именовать тайной (?). – Ну поэт. Дальше идёт то, что процитировал Зуев. И дальше: «Мы встречаем индийский, арабский, античный, западноевропейский числовой тип…». – Я помню, только, что ноль изобрёл индус: «Вследствие особенностей религии (концепция небытия и вечности, а также происхождения Вселенной из ничего) индийцы могли воспринимать мир более абстрактно, чем арабы и европейцы. Возможно, ноль был придуман из-за того, что индийцы выполняли расчёты, двигая камни на песке, на котором образовывались ямки. Получалось, что нечто превращалось в ничто (ямка). В любом случае первым, кто доказал некоторые свойства ноля, стал именно Брахмагупта». И Шпенглер пишет: «…отражается глубокая сущность именно этой, и никакой другой души, той, которая является центральным пунктом как раз соответствующей, и никакой другой культуры». Рассказ же «Парк Победы» – о бездушии. Которое, понимай, постигло Россию, когда она отказалась от себя (и от своей величайшей в мире Победы) и стала на путь хапания каждого – себе всего, чего ни попадя. Учёный Гапон чушь несёт про «непроверенную формулу». Лишь бы платили. Помню, стал в зале новинок научной библиотеки читать книгу «Физический вакуум». Дочитал до места, где формула интерпретируется как доказательство существования Бога. Смотрю, кто издал. «Наука». Позвонил одному всезнайке, спрашиваю, как так. Он отвечает: «Год-то издания нынешний?» – «Да». – «А откуда издательству взять деньги, если не печатать и продавать муру?». А что отцу главного героя остаётся делать, кроме как балдеть перед телевизором, если работы нет? И от всеобщего экономического упадка никто за парком не следит. Хапуги унесли двери общественного туалета. А я однажды обнаружил, что украдены (увёз ночью кто-то себе на дачу) плиты, которыми выложен был тротуар на малолюдной улице, примыкающей с одной стороны к парку тоже Победы, который я каждый день пересекал, идя к троллейбусу. И общественный туалет там тоже был заброшен, как и в рассказе, а в моём случае посещался, похоже, только гомиками (ибо от всем известной заброшенности туда гарантировано никто не заходил). А тут в таком туалете милиционер, военный и спортсмен изнасиловали 70-летнюю старуху. Тоже хапуги, особенно, если легко взять и никто не видит. Свирепствует несвойственный России рационализм. И что делать в нём человеку не рациональному? Он – главный герой, неприкаянный, шляется туда-сюда… В кои веки ранней весной, значит, не в отпускное время, он приехал на север, в город своего детства. Безработный? И, похоже, он не в себе. Нормальный в день своего рождения так себя не ведёт. Перед нами картина его внутренней жизни. Она – какой-то хаос. Примёнён так называемый персонализм. В голосе автора – голос персонажа. Всё дано как бы с точки зрения персонажа. Начало: «Лес уже обтаял. Но утром мягкий снег снова припорошил землю». Когда лес обтаял: вчера, раз следует «утром» и т. д.? Значит, вчера он ходил в лес. И вот идёт утром, и вспомнил про лес. И где он сейчас? «Остались лишь кочки с прутьями карликовых берёз, похожих на вилы». Опять не в городе? «На примятом ботинками снегу, как капли марганцовки, проявлялись раздавленные ягоды старой брусники». Или сегодня это парк Победы, как следует из названия рассказа? «Он шагал в сторону кладбища, прижимая к груди бутылку вина…». Из дальнейшего ясно, почему на кладбище: там... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев 24.08.2024 Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу. Валентин Попов 23.08.2024 Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов! Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы». Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! Кристина Денисенко
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|