Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 4 минуты | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Вот чем меня остановила эта репродукция?
Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – взгляд сверху вниз. Плоскость, на которой лежат подошвы облаков, сплющена, а водная гладь, наоборот – раскинулась вниз.
А ещё – холодный тон травы вдали да и на среднем плане. – Как-то сразу понимаешь, что это – Урал. (Я проверил по гуглокарте – так и есть: Хохловка на берегу Камы.) – Суровый край. Ну и что? Или это меня стоячая вода загипнотизировала? Река, видно, очень глубокая. (Гуглокарта, правда, разоблачает:
это залив реки.) Но то – карта. А вид – из-за ощущения глубины – создаёт ассоциацию мощи. Но неужели внятно говорящая образность меня остановила? Хорошо, оставим пока потуги понять свой спинной мозг. Посмотрим на дату: 1992 год. Тяжелейшее время для России. – И можно его соотнести с такими словами художника: «Трудно уразуметь, что традиции русской реалистической школы <…> мы можем не сохранить». То есть во время почти полной потери себя Россией он чует, что она страна не сгинет. А я рассматриваю эту репродукцию в знаменательный день: 14 мая 2019 года. Когда госсекретарь США Майк Помпео приехал в Сочи. А 7 дней назад министр иностранных дел России Лавров сказал, что США впервые за послесоветское время разговаривали с Россией как с равным. – Встала всё-таки с колен. Широков правильно чуял. (А реализмом я ж что считаю? Раньше других уловленное социальное.) Далеко видел Широков. Так что если это сияние вокруг церкви моё сокровенное пронзило? Сам я воинствующий атеист. Но признаю, что символом России вполне может являться изображение православной церкви. И, как русский националист, я, наверно, неравнодушен к такому изображению, помещённому в сияние. (Тут самое яркое место на картине.) Причём это не небесное сияние, а отражение небес. То есть, как атеист, я могу толковать, что тут «сказано»: сила России не в том, что её Бог любит, а в том, что она могуча и привычна к испытаниям. (Холодно ж в мире картины: тёплый оттенок можно лишь в траве ближнего плана увидеть. Всё. Больше нигде!) В сплошной холодности колорита есть даже что-то нарочитое. Странное. Вот оно-то, наверно, моё внимание и остановило. Ведь как что странное – так моё подсознание замечает, и сознание потом считает вправе и само место рождения у художника этой странности счесть находящимся в области подсознательного идеала. Здесь: почуять, что Россия ещё оправится.
К сожалению, я не могу проверить свою находку (реалист). Он всё больше портреты писал. По его портретам я не знаю, как находить прозрения в социуме. А в нескольких его пейзажах это тоже не удаётся, плюс не нахожу времени создания. Но они красивые. Не обратить внимания невозможно.
Разве что рассказать, в связи с тем, что в «Зиме» идёт девушка с двумя вёдрами на коромысле (не проведён водопровод в этом населённом пункте, а художнику – явно – хоть бы хны, и себя он от народа не отделяет) и в связи с упомянутым Помпео, – рассказать о своём разговоре с одной. Я спросил её, не купить ли себе наполеон в третий раз. (Первый был в связи с возвращением Крыма в Россию, второй – за назначение Россией контрсанкций на санкции из-за Крыма. А теперь – это на равных. И приезд Помпео это подтверждает, ибо на полном нуле были отношения.) А собеседница парирует: Россия-то в пролёте. И сослалась на Кончаловского. А Кончаловский не прав по очень большому счёту. Он забывает, что Россия и всегда, а сейчас особенно, находится под угрозой уничтожения самой своей самобытности. Не сама она себя уничтожает. Что не без того, ибо русские – великий народ: «Растопчут кого-нибудь в дверях – туда и дорога! Меня – так меня, вас – так вас... Вот что нужно, что было во все великие эпохи» (Константин Леонтьев). И главное для спасения страны – отложилось в менталитете: не гражданское общество, а централизм, авторитаризм, которому более приятное название – патернализм. Либералы (и Кончаловский) называют это – если слово похуже – рабство, холопство. Так вот без него б России уже не было б. Не до жиру – быть бы живу. Запад не в такой смертельно опасной обстановке исторической и географической развивался, как Русь, Московия, Россия. И нельзя отказываться от себя. Особенно теперь... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев 24.08.2024 Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу. Валентин Попов 23.08.2024 Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов! Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы». Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! Кристина Денисенко
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки детские оптом: купить пластиковые вешалки для детской. |