Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Сперва слова Соколова о словах Кандинского: «На первый взгляд, эти пояснения остаются на уровне формы, поиска нужных красок и фактур. Однако в действительности Кандинский приоткрывает вход в свою творческую лабораторию, давая понять, как сюжет превращается в красочное «столкновение миров», а предмет оставляет на полотне своё «духовное звучание»… В теоретических работах Кандинского этого периода соседствуют социально-утопические идеи…». Больше всего меня злят эти «социально-утопические идеи». Дело в том, что у меня сложилось (см. тут) мнение, что Кандинский ницшеанец, что его подсознательный идеал – побег из Этого сверхскучного мира сытых мещан и правил, – правил вплоть до законов природы, – в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Побег – путём умения создать позитивный всё же образ иномирия, как это делал Чехов (например, в конце рассказа «Гусев», в виде Ялты из Ореанды в «Даме с собачкой» и т. д.). Это не социально-утопическая установка (она была у современников символистов), а, наоборот, асоциально-утопическая. Аморальность (с обычной точки зрения – из-за асоциальности) её смягчается принципиальной недостижимостью этого иномирия и подсознательного переживания. Итак.
![]()
Кандинский. Композиция 4: «1. Массы (веса) Краски посередине внизу – синий (дающий целому холодное звучание…)». Посередине внизу слишком мало синего,
![]()
чтоб влиять на целое. «…справа вверху – разделённые синий, красный и жёлтый…» Ну и что? «…слева вверху – чёрные линии сплетённых коней справа…» Так, что ли?
![]()
Но что значит слева… коней справа? Неужели
![]()
«…внизу – протяжённые линии лежащих фигур…» К этим словам есть сноска не Кандинского: «Предметная основа «Композиции IV» состоит из нескольких частей: это фигуры с длинными пиками («копья») в центре,
![]()
двое лежащих («протяжённые линии лежащих фигур») справа,
![]()
неясные очертания крепости («замок») в верхней средней части,
![]()
двое прыгающих навстречу друг другу всадников («чёрные линии сплетённых коней») слева; под ними видна радуга.
![]()
Существует картина «Фрагмент к «Композиции IV» (Казаки)» (Галерея Тейт, Лондон), основанная на мотивах центральной и левой частей;
![]()
хотя название автором не пояснено (оно известно из старой этикетки; в рукописных каталогах встречается название «Битва»), здесь действительно можно угадать фигуры казаков в папахах и с пиками. Позже художник писал, что основой для «Композиции IV» послужило зрелище рейда казаков по улицам Москвы во время революции 1905 г. (письмо к X. Хильдебрандту от 25 марта 1927; см.: Hildebrandt H. Drei Briefe von Kandinsky // Werk. 1955/ T. 42. № 10. Oct. S. 238). П. Верго считает, что этот мотив появился в живописи Кандинского как драматический эпизод борьбы, предшествующей рождению «Великой Духовности» (Vergo P. Kandinsky Cossacs. L., 1986. P. 7,12-13, 21)». Друг на друга казаки не прыгали, раз у них общий враг – восставшие. «2. Контрасты между массой и линией…»
![]()
«…между точностью и расплывчатостью…».
![]()
«…между сплетением линий и сплетением красок…» Что значит сплетение красок? Вот это?
![]()
Я как-то сомневаюсь, что сплетение линий и красок друг с другом контрастируют. «…и основной контраст: между острым, резким движением (битва) и светло-холодно-нежными красками». Надо как-то слишком много доброй воли, чтоб с этим согласиться. Он уже забыл, что в самом начале говорил про «синий (дающий целому холодное звучание…)» Синий совсем не светлый и не нежный. «3. Перекрывание контуров красками. Только все очертания замка ослаблены перетеканием неба сквозь его контур». Не только. Тут
![]()
это тоже есть. Это, впрочем, я из придирчивости. «4. Два центра: 1. Сплетение линий, 2. острая форма, моделированная в синем отделены друг от друга двумя вертикальными чёрными линиями (копья)». Ещё синее в центре я могу признать центром: синий – самый насыщенный тут. Но признать центром сплетение линий… С какой стати? «Вся композиция задумана очень светлой с большим количеством нежных тонов, которые часто [редко, имея в виду нежность, чаще довольно грубо] перетекают один в другой (разрешения), желтый тоже холодный [только в одном месте: под радугой]. Отношение светло-нежно-холодного к остро-движущемуся (война) составляет главный контраст в картине [я его не ощущаю]. Здесь, как мне кажется, этот контраст (по сравнению с [см. о ней тут]
![]()
«Композицией 2») ещё сильнее, но зато и твёрже (внутренне), откровеннее; преимуществом этого является более точное впечатление, а недостатком – слишком явная очевидность этой точности». Повторяю, я не ощущаю, что это соотносится. «В основе здесь лежат следующие элементы: 1. Гармония спокойных масс». По-моему это плохо сказано, когда выделено в отдельный пункт. Когда выше противопоставлялись массы и линии, было очевиднее. «2. Спокойное движение отдельных частей, главным образом, вправо и вверх». Пожалуй, да. Из-за наклонённости вправо дуг радуги, синего овала и какой-то горы справа при общем повышении слева направо вершин этих дуг. «3. Преимущественно острое движение налево и вниз». Это ж противоречит пункту 2! «4. Противоречие внутри обоих направлений (внутри движения направо небольшие формы движутся налево и т. п.)». Зарапортовался товарищ… Что такое «небольшие формы»? Три красных шапки казаков? Они никуда не движутся. «5. Гармония масс и простых лежащих линий». Простых лежащих линий (горизонтальных?) нет вообще. И почему гармония, когда вначале массы и линии трактовались как контрастные? Разве контраст это гармония? «6. Контраст расплывчатых и контурных форм (то есть линия просто как линия (5) и как контур, который сам звучит подобно линии)». Раньше, когда вместо «контурных» были «точные», было сказано лучше. Но зачем повторять почти одно и то же? Чтоб забить Мике баки? Я вспоминаю, как единственный раз в жизни я говорил абы что… Это было на публичной защите моего дипломного проекта «Участок по механической обработке корпуса редуктора». Я кончил доклад. Начались вопросы членов комиссии. И вдруг один, на который у меня нет ответа: «Что у вас на участке предусмотрено из техники безопасности?». – Я раздвоился, сообразив мгновенно, что никто другой из членов комиссии ничего не сечёт в технике безопасности. И один я стал уверенным тоном что-то перечислять, в бессознательном состоянии пребывая. А другой я стал мучительно вспоминать, что я помню про технику безопасности, и следить за комиссией, когда она почует, что первый я несёт, кажется, лажу. Почуяла, наконец, задавшая вопрос. Тогда я из двух объединился в одного, и тот по пунктам перечислил вспомненное из курса по технике безопасности, но о чём не было ни слова в дипломном проекте. – Мне поставили четвёрку. – Я, грубо говоря, прошлёпал этот аспект в проекте. Рабочим бы плохо пришлось при несчастном случае, построй такой участок в действительности. А для Кандинского приёмная комиссия, похоже, случилась покладистее, раз его в гении определили. «7. Перекрывание границ форм красками. 8. Преобладание звучания красок над звучанием форм. 9. Разрешения». Формы, кроме радуги, ни на что не похожи, а краски есть краски… Итог. В чём состоит намекнутое Соколовым приоткрывание Кандинским входа в «духовное звучание»? Про казаков и революцию в Москве ТУТ у Кандинского как раз ничего нет, кроме слова «битва». Кандинский что: настолько напрочь отрицает битву, что – что? Что хочет, чтоб не было в мире битв? И в том – утопия? По-моему, в таком радикальном развоплощении битв скорее презрительное игнорирование их, да и всего вокруг их, а не утопическое желание их исчезновения. (С «Композицией 2» отталкивание было от драки палками группа на группу как нормы.) Невнятность словесного объяснения, что тут к чему, возможна ли не как хитрая уловка человека, знающего, что искусство имеет дело с, как говорили раньше, божественным вмешательством, – уловка знающего и маскирующего отсутствие этого вмешательства? Или возможно косноязычие как раз из-за этого вмешательства? По-доброму – лучше бы второе. Но тогда это бог индивидуализма вмешивается, раз так радикально автор улетел от того земного, что есть «битва». Это вмешивался подсознательный идеал ницшеанства, а обычными людьми ницшеанство воспринимается не утопией. Утопию связывают с Добром. А осознаваемое ницшеанство «над Добром и Злом». Когда имеет место быть подсознательное иномирие, особого Добра не прибавляется, и об утопии тоже не с руки говорить. А что Соколов? Его слово «битва», оказывается, никуда не повело: «Предметной основой «Композиции 4» оказывается «замок на горе» и столкновение двух всадников». Соколов не заметил, что в автобиографической исповеди Кандинского («Ступени. Текст художника») левые настроения (с которыми связывается обычно утопизм) итожатся фразой: «К моему счастию, политика не захватывала меня всецело». Не заметил Соколов, что зацепило его тогда «теорией Ломброзо», а ссылка, объясняющая, кто это, такая: «Чезаре Ломброзо (1835–1909), итальянский психиатр, автор книги «Преступный человек» (1875), в которой выдвинута теория антропологической предрасположенности человека к преступлению». И не заметил совсем не проутопических слов: «К тому же времени относятся два события, наложившие печать на всю мою жизнь. Это были: французская импрессионистская выставка в Москве – и особенно «Стог сена» Клода Моне – и постановка Вагнера в Большом театре – Лоэнгрин». Так Вагнер – ницшеанец, а стог своей незаметностью…
![]()
«…глубоко под сознанием был одновременно дискредитирован предмет как необходимый элемент картины». И не заметил Соколов ещё одного стимула к колоссальному пессимизму – открытие (в 1896-м) распада атомов: «Наука казалась мне уничтоженной: её главнейшая основа была только заблуждением, ошибкой учёных, не строивших уверенной рукой камень за камнем при ясном свете божественное здание, а в потёмках, наудачу и наощупь искавших истину, в слепоте своей принимая один предмет за другой». Единственно, что плохо для моей версии, что Кандинский ультрапессимист-ницшеанец, а непрерывно чувствуется в его автобиографии восторг. Неужели это от его пионерства в беспредметности, штуке материальной, не духовной? – И Кандинский, как бы чуя меня, написал возражение: «Мне становилось все яснее, я все с большей силой чувствовал, что центр тяжести искусства лежит не в области «формального», но исключительно во внутреннем стремлении (содержании), повелительно подчиняющем себе формальное». Странно. Ведь иномирие такое малосодержательное по сравнению с миром. Мне явно чего-то не дано постичь в абстракционизме. «…мне совестно об этом думать, – и я пришёл к выводу, что весь основной смысл вопроса об искусстве разрешается только на базисе внутренней необходимости, обладающей жуткой силой вмиг перевернуть вверх дном все известные теоретические законы и границы». То есть всё же это как-то длящееся и длящееся переживание пионерства его так возбуждало. Может, оппонирование поддерживало длительность? Это б я мог понять по себе: как меня неутомимо возбуждает моё неумение пробить идею плодотворности такого теоретического допущения как подсознательный идеал автора. Нет. Кандинский и оппонирование отвергает. Восторгают его «…требования внутренней жизни в произведении». Те самые, значит, контрасты и гармонии, которые я чуть не сплошь находил выше неверно обозначенными. У него там есть сноска к этой «внутренней жизни», которую я понял как укороченную мною заповедь Феофана Затворника: «Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца». Вседозволенность, значит, не исключая! Противоположная западному «nulla poena sine lege – нет наказания без закона». Всё, что не запрещено, разрешено. – То, что отличает русскую волю от западной свободы. (Зря я явление называю ницшеанством, получается. Надо бы – как? – чеховизм.) И снова чуятель Кандинский в этом месте моего чтения его автобиографии вступил и объяснил мне мою нечуткость к его пассам вокруг контрастов и гармоний, разрешений и перекрытий: «Выключение предметности из живописи ставит, естественно, очень большие требования способности внутренне переживать чисто художественную форму. От зрителя требуется, стало быть, особое развитие в этом направлении, являющееся неизбежным». То есть мой скепсис к его талдычению о каких-то несущественностях есть-де просто моя непривычка к анализу абстрактной живописи. Нет! Там же была ещё полуабстрактная… Казаки против восставших, драка палками группа на группу… Под конец автобиографии он очень красиво написал: «…мне люба каждая форма, с необходимостью созданная духом. И ненавистна каждая форма, ему чуждая». Вряд ли, всё-таки Кандинский похож на того меня при общественной защите дипломного проекта. Скорее я с абстрактной живописью, как на той защите. Ну что: могу я теперь... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2021 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки для нижнего белья купить плечики и вешалки для нижнего белья. . Гидравлический фитинг стандарты фитингов. . Сколиоз у детей и взрослых степени и особенности лечения - лечение грудного сколиоза. |