Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 3 минуты | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Впечатлён я словами мультипликатора Юрия Норштейна: «Самое трудное в живописи – отказаться от выученного знания и вновь открыть в себе «неумение»… Будто и не было никаких правил, а краски на палитре праздник, который можно превратить в клоунаду, а гармония – она сейчас сложилась из цвета, как у ребенка – буквы из кубиков. Вот что для меня живопись Екатерины Григорьевой». Его «Шинель» (см. тут) такая пронзительная, а главное, в ней столько следов подсознательного идеала (через столкновение: 1) суперограниченности Акакаия Акакиевича {темнота вокруг фигуры, поза съёжившегося, мизерность источника тепла – чашки чая и т. д.} с: 2) представлением того, что блаженное вдали (завтрашней работы {набросочность пюпитров, бумаги в светлом пятне сознания}, – через это столкновение – гимн самоограничению)… Что для меня Норштейн стал глубоко уважаемым авторитетом по части художественности. И я вынужден не пройти мимо живописи Григорьевой.
![]()
![]()
То есть мне надо как-то суметь не впасть в такую же ошибку с нею, как впали в ошибку иностранцы насчёт самооценки прогрессивных русских писателей XIX века, увидевших, мол, в «Шинели» сочувствие Гоголя маленькому человеку: «Все мы вышли из гоголевской шинели». Манин, боюсь, именно в подобную ошибку и впал: «Григорьева, пожалуй, первой вернулась в трудные 1960-е годы к примитивистской образности. Областью её интересов стало переложение на холст обывательского сознания, а нередко и любование тихой радостью маленького человека, будто бы отставшего от времени. Любование предметным обиходом, неброской и, в сущности, униженной жизнью обывателя» (Русская живопись ХХ века, т. 3). Он, правда, пишет о картинах не позже 1968 года. А про дальнейшие: «В 1990-е и последующие годы в творчестве Григорьевой всё большее значение приобретает гротеск». А по этому «Фонтану» выходит, что и раньше – тоже гротеск. Ну, хорошо, притворимся, что мы не видели «Фонтана» (другие ранние невозможно найти в интернете). – В этой каше мазков «Натюрморта с зеркалом» что: не пренебрежение (превратящееся скоро в гротеск), а энергия бунта мещанства за свои права? В самом деле, официально ж мещанство в СССР третировалось. Лишь практически вся политика перерождающихся коммунистов, особенно верхов, была направлена на удовлетворение интересов мещанства. И можно было начинать бунтовать – этой вот кашей мазков… Но какого чёрта она перешла к гротеску? Сам Норштейн, кстати, тоже эволюционировал от... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2021 года в полном объёме за 97 руб.:
|
Акция на подписку до 1 июня Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу. ![]() Купите свежий номер журнала «Новая Литература»: ![]()
![]()
![]() 7 причин купить номер журнала «Новая Литература» ![]()
![]() |
|||||||||||||||||||
Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г. Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалка напольная для верхней одежды металлическая: магазин вешалок в москве вешалки. |