HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Художественный смысл

Крах всех догм?

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за май 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2022 года

 

На чтение потребуется 9 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.05.2022
Иллюстрация. Автор: Михаил Матюшин (1861–1934). Название: «Автопортрет». Источник: https://archivogram.top/28844467-avtoportret

 

 

 

Боже, как же мне жалко, когда рушатся догмы…

Те, что я сам для себя создал, вроде бы, нечего жалеть. Ибо кто я такой, чтоб их придерживаться публично? – Ан нет. Они меня много раз выручали, и я это вырученное публиковал. И мне их жаль.

Сейчас я хочу повертеть в мозгу догму об идеалах-тупиках.

Если правда, что идеалы со временем, под действием истории духа, плавно превращаются друг в друга наподобие цветового круга от красного до фиолетового, повторяясь в веках (и более коротких периодах) в одной и той же круговой последовательности…

То правда ль, что есть идеалы-экстремы? Идеалы-вылеты вон… В тупики, как ультрафиолетовый и инфракрасный…

Долго я думал, что правда.

Аналогом полюсов цветового круга: фиолетового и красного, – в ценностном плане для меня были коллективизм и индивидуализм. Коллективист с мягким характером при изменении духа времени в сторону индивидуализма может приспособиться и станет гуманистом. А коллективист с твёрдым характером не сможет и сорвётся, мол, в ингуманизм. В ультрафиолет. В плюс бесконечность. Ну а в полюсе индивидуализма – наоборот. Мягкий по характеру индивидуалист приспособится и станет исповедовать гармонию низкого и высокого. А твёрдый не поддастся и сорвётся в суперэгоизм. В инфракрасное. В минус бесконечность. – И если обратного хода времени нет, то и не вырваться из экстрем никогда, до смерти художника.

Особенно это видно, если круг растянуть (во времени, идущем слева направо) в синусоиду.

 

Коллективизм и индивидуализм. Цветовая синусоида Соломона Воложина. 

 

И вот полезла необходимость в исключениях.

Для Блока понадобился обратный ход времени, чтоб объяснить, как он, улетевший в ультрафиолетовый символизм, под действием приближающейся, а потом и победившей Октябрьской революции (коллективизма) стал из своих заоблачных далей (где идеал благого для всех сверхбудущего должен был сбыться), – стал возвращаться к этой революции с её надеждой на победу благого идеала чуть не завтра.

Так же для Вознесенского, разочарованно-очарованного, пришлось вспомнить, что плюс и минус бесконечности сходятся, и поместить его туда.

А что делать с Ларионовым? Он же из своего инфра (лучизма) вернулся в воспевание обычности серенькими морскими пейзажами, в красный полюс мещанства. Или что можно Блоку на высоких частотах электромагнитных колебаний, то можно и Ларионову на низких?

Ну хорошо. А как с Матюшиным быть? Что такое его так называемый фиолетовый импрессионизм?

 

Матюшин. Вид из окна на соседский дом. 1900-е. Холст, масло. 
Матюшин. Вид из окна на соседский дом. 1900-е. Холст, масло.

 

Матюшин. Гагры. Берег моря (природная фрактальная геометрия). 1909 г. Холст, масло. 
Матюшин. Гагры. Берег моря (природная фрактальная геометрия). 1909 г. Холст, масло.

 

И что значит его отличие от импрессионизма?

«Стремление к цельности зрительного образа отличает школу Матюшина от импрессионистов с их «фрагментарным», «беглым» восприятием».

А ещё: как цельный Матюшин позволил себе в 1913-м написать какофонию для оперы «Победа над солнцем»?!.

Или, отвергая отступление революции (1905 года) как силы (какофонией), он (живописью) нащупывает несиловую революцию?

Что это может быть?

Честил отступившую революцию он вместе с Малевичем… А тот сознательно стал анархистом. А анархизм давно скатывался в силовой путь к коммунизму.

Что если Матюшин агрессивно поругать отступившую революцию вместе с Малевичем согласился, но почувствовал, что ему с силовиками не уютно?

Ему роднее не разрушение, а созидание. Впереди брезжило его «Расширенное смотрение».

Увидеть то, что никто не видит – вот интерес! А все перестали видеть мирную анархию. (Вы уж, читатель, простите мне итоговое сведение истории духа к социальному. В этом я – марксист. Не во всём же Марксу быть не правым, как нынешняя либеральная мода требует.) Социальное, которое никто, кроме одного художника, ещё не видит, в случае скорого будущего усиления пока невидимого называть принято реализмом. (Реализм иначе можно назвать мудростью {а натуроподобное рисования под реализм подделывающееся – глупо и есть околоискусство}.) Но что если скорого будущего усиления социального явления как раз не предвидится? А видится только не скорое, очень не скорое...

Тогда и получается Матюшин! Похожий на теософа. Но не теософ.

«Начиная исследовать возможности четвёртого измерения, Матюшин предпримет опыт, подобный экспериментам Туфанова в плане «текучести»: речь идёт о том, чтобы путём нарушения привычных границ прийти к другому восприятию реальности, к некому виду «сверхсознания», близкому к тому, что предлагает теософ М. Лодыженский в своей книге «Сверхсознание и пути его достижения» (1911), также весьма распространённой в то время. К тому же, как известно, понятие «расширенное смотрение» восходит к понятию «сверхсознание» или к понятию «расширенное сознание», применённому теософом.

В своей статье «Опыт художника новой меры» Матюшин отмечает, что к проблематике четвёртого измерения был привит оккультизм, от которого он тут же отклонился, что даёт повод относиться с некоторою осторожностью к связи, установленной критикой между Петром Успенским [теософом] и Матюшиным».

Так если фиолетовый импрессионизм Матюшина был как-то всё же близок к просто импрессионизму, этому воспеванию абы какой жизни (среди ужаса победительного империализма), и обычный импрессионизм в описанной мною выше системе радужных аналогий был красный полюс, то матюшинский фиолетовый двинулся от близости к тому полюсу (оранжевости) – уж и не знаю, что выбрать: влево или вправо, – к зелёному на приведённой выше синусоиде. К некой гармонии. А «гармонизатор» одно из понятий выпущенного Матюшиным в 1932 году «Справочника по цвету».

В тоталитарном СССР на словах очень хвалили гражданскую активность (гнобя её практически), а она сродни анархии (без центральной власти), сродни самодеятельности малых коллективов в федерации федераций (словосочетание Прудона). – Вот этому – загнанному в маргинальное состояние – социальному явлению и соответствует живопись Матюшина после исканий по всем современным ему «измам», которые, будучи индивидуалистскими, в последней глубине выражали ницшеанское иномирие. И потому не могли его удовлетворить.

 

Матюшин. Стог. Лахта. (Расширенное восприятие пространства по вертикали). 1921. Бумага, акварель. 
Матюшин. Стог. Лахта. (Расширенное восприятие пространства по вертикали). 1921. Бумага, акварель.

 

Матюшин. Земля и Солнце. Пейзаж. 1921-1922. 
Матюшин. Земля и Солнце. Пейзаж. 1921-1922.

 

Матюшин. Сиверская. Пейзаж со всех сторон. 1924. Бумага, акварель. 
Матюшин. Сиверская. Пейзаж со всех сторон. 1924. Бумага, акварель.

 

Матюшин. Сосна в расширенном смотрении. 1924-1925. Бумага, акварель. 
Матюшин. Сосна в расширенном смотрении. 1924-1925. Бумага, акварель.

 

Матюшин. Мартышкино. Море и камыши. 1930. Бумага, акварель. 
Матюшин. Мартышкино. Море и камыши. 1930. Бумага, акварель.

 

Матюшин. Дюны. 1932. 
Матюшин. Дюны. 1932.

 

Измученное искусство. И мучающее. Именно искусство, а не туфта. Потому что автор совершенно не имеет в сознании того идеала, который живёт в подсознании и оттуда всем-всем распоряжается. (Все разговоры художников о технике или частностях изображения – не имеют отношения к идеалам. Художники не любят витать в эмпиреях.)

Я б такие произведения, как у позднего Матюшина, назвал бунтарскими. И упомянутую музыкальную какофонию Матюшина – тоже. Их большинство современников не понимает, не принимает. А теперешнее «авангард» хорошо только для проколлективистских настроений (Матюшина включающих за обслуживание им идеала малых коллективов). В ХХ веке основное движение истории было порыв к коммунизму (коллективизму), пусть и не состоялся прорыв. Так с какой стати авангардными называть многочисленные «измы» выражающие суперэгоизм, ницшеанство? Особенно если согласиться, что будущее человечества – коммунизм (без его «каждому по разумным потребностям» человечество просто погибнет, а его первоначальное без этого «разумным» было ошибкой Маркса, что не отказывает квалификации коммунизма как главного направления движения истории ХХ века).

И бунтарское, и авангардное может быть искусством и неприкладным, движимым подсознательным идеалом, и прикладным (с осознанием идеала), и околоискусством.

А выражающее суперэгоизм я б назвал модернизмом. В своём начале (в конце XIX века) оно именовалось модерном и не было бунтарским, ибо почти сразу было принято в обществе, в первую очередь в высшем обществе, как метка исключительности.

Чёткость разграничений получилась бы хорошей. Даже при том, что главное внимание обращалось бы не на формальные черты, а на идеалы, очевидностью не обладающие.

Принимайте!

В любом случае я в заглавие ставлю вопросительный знак и понадеюсь на будущее.

 

 

12 октября 2019 г.

 

 

 

Прошло два года. Обнаружив, что статья не опубликована, я счёл возможным её не исправлять (ошибки – учат), а просто дополнить вновь открывшимся обстоятельством. Оно в том, что для каждого произведения футуриста можно найти... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за май 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
462 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 23.04.2024, 10:24 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

https://bettingcafe.ru/bookmakers/ . Новостройки на карте москвы. Новострои на карте в москве.
Поддержите «Новую Литературу»!