HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Художественный смысл

Зачем такая загадочность?

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за май 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2022 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

 

 

Мой лучший товарищ, боюсь, был прав: я талмудист. Не знаю, что именно он имел в виду. Наверно, копание, копошение. Но я сейчас заподозрил нечто похуже. Я, боюсь, притягиваю для объяснения то, что меня устраивает. Я читал: у талмудистов большая честь – что-то объяснить в Торе, но объяснение принимается только такое, которое не противоречит вероисповеданию.

Вот, например, я только что узнал, что у Серова в его «Портрете Г. Л. Гиршман» (1907) есть его автопортрет:

«…в углу, внизу, едва заметное сквозь муть стекла, нам навстречу встаёт чьё-то напряжённое, рассёченное на лбу мучительной складкой мужское лицо. Узнаем: Серов!».

 

Разбор работы Валентина Серова «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907) 

 

Вероисповеданием в данном случае выступает то, что я много-много его картин истолковал как импрессионизм, понимаемый мною, может, для кого-то слишком заострённо: хвала абы какой жизни. Я очень много картин импрессионистов, признаваемых другими в таком качестве и вообще-то не признаваемых, истолковал именно так. И довольно непротиворечиво.

Трудность заключается в том, как быть с картиной – того же Серова – не поддающейся такой интерпретации. И портрет Гиршман как раз такой. Я признался, правда, в своём пролёте с ним.

Но, чувствую, что с обнаружением для меня этого вот автопортрета, талмудическая моя сущность станет натягивать хвалу абы какой жизни и на эту вот, у Гиршман, жизнь в роскоши.

И первая мысль – тайная несчастливость этой Гиршман в браке, выраженная Серовым просто множественной чернотой.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 15.05.2022
Иллюстрация. Автор: Валентин Серов. Название: «Портрет Г. Л. Гиршман». Источник: https://newlit.ru/

 

Чернотой, замаскированной под роскошь.

Я для этого возьму, отвергну случайность, которая описана Екатериной Алленовой:

«…"случайно" был найден антураж одного из лучших светских портретов Серова – портрета Генриетты Гиршман…

Он несколько раз принимался писать Генриетту Гиршман, но оставался недоволен набросками, считая, что вместо светской львицы получается какая-то "провинциальная барышня". Однажды Владимир Осипович, супруг Гиршман, известный коллекционер- антиквар, купил дорогой мебельный гарнитур из карельской берёзы, и Серов, увидев Гиршман в будуаре, обставленном этой мебелью, среди хрустальных флакончиков и безделушек, решил, что именно такая обстановка соответствует облику великосветской красавицы. Стены комнаты были затянуты серым холстом, что отчасти определило цветовую гамму портрета. Любовь к сдержанным серым и особенно чёрным тонам (Гиршман одета в чёрное) – примета alter stil'n… Гиршман изображена перед зеркалом, спиной к нему, но её поза, выражение лица таковы, как если бы она, глядя в пространство зрителя, всё же смотрелась именно в зеркало; сам мотив зеркального отражения, "игры с зеркалом" определяет драматургический сценарий портрета».

Именно цвет стен пригодился Серову для негативной характеристики  жизни этой дамы.

«Об этом браке А. Н. Бенуа вспоминал: "Принято было недоумевать, как такая очаровательная женщина, такая красавица – 'самая красивая дама Москвы', как Генриетта Леопольдовна 'могла выносить' такого совсем неподходящего мужа. На самом же деле они являли собой образцовую, тесно связанную пару и как будто друг другом не тяготились вовсе"».

Вопрос исчерпан? – Не для меня. Женщины умеют притворяться. И самообманываться. Тем более что муж – в частности коллекционировал живопись, а она училась рисовать.

«Сама Гиршман вспоминала: "Постепенно я стала принимать самое деятельное участие в выборе и покупках картин, стала ездить на выставки, большею частию, до открытия, увлеклась исканиями мужа и вынуждена была бросить свои занятия живописью"» (Там же).

«Серов был в неё влюблён».

А влюблённому может иначе выглядеть лад в семье.

Самое неприятное – мне надо объяснить, зачем он ей дурил голову, где он нарисовал себя.

«"Помню, как с обычной для него иронической улыбкой, – писала Гиршман, – он благодарил меня за долготерпение и указал на сюрприз: в глубине портрета, в зеркале, он написал свой уменьшенный автопортрет!" Она считала, что произведение своей композиционной игрой с зеркалами перекликается с картиной Веласкеса «Менины» (1656)» (Там же).

Там в самом деле видна тыльная сторона холста и некто перед холстом, как в «Менинах».

 

Разбор работы Валентина Серова «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907) 

 

Для понимания дальнейшего рассуждения, надо знать кое-что про эти «Менины».

В испанской королевской семье была драма. Всё не рождался наследник. И задумались назначить наследницей дочку, как это не было принято. Чтоб смягчить реакцию придворных, решили пустить сперва пробный шар – поручить придворному художнику, Веласкесу, написать большую картину о назначении девочки наследницей престола.

Веласкес же – художник стиля барокко (соединение несоединимого) – рисуя последних людей в обществе, придавал им значимости, соответственно, благородным – низости. А королевскую чету в душе за совершенно пустых людей считал.

Его озарило, что задача выделить королевскую дочь, в принципе позволит ему выразить ничтожество её родителей. – Как? – Ну хоть нарисовать их на заднем плане, маленькими по сравнению с дочкой. Отражёнными в зеркале! Вообще не существующими на изображении в вещественном виде.

Задумано – сделано. На первом плане кого только нет. Даже собака. Сюжет – поднесение пажом инфанте знака наследной принцессы. А на дальней стене висит зеркало. В нём отражается королевская чета, пред которой разворачивается торжественное действо.

Веласкес уже кончал картину, когда королева всё же родила мальчика. – Всё. Заказ не только отменён, но и велено картину уничтожить, так она становилась опасной для жизни принцессы.

Веласкес просил разрешить ему картину не уничтожать, а дать ему время подумать, нельзя ли её спасти. И придумал. На месте пажа, несущего знак наследования престола (это слева), он нарисовал тыльную часть живописного холста, перед лицевой частью которого стоит он, Веласкес, рисующий королевскую чету, которая предполагается стоящей у зрителя за спиной, и которая отражается в далёком зеркале на стене зала.

Дураки-монархи насмешки не заметили, и картина продолжила существовать. А кто заметил, им не сказали, чтоб не попасть под горячую руку разгневанных королевских особ.

Серова пронзило, когда он увидел серые обои и зеркало, в котором отразился он сам. Он понял, что он сможет в своём духе изобразить роскошествующую даму в противоположном положении, в каком он мыслил её жизнь без любви, изобразив себя с соответствующим выражением лица, отражающимся в зеркале. А чтоб она не догадалась и не обиделась, сделать это отражение незаметным, в маленьком зеркальце. Однако, чтоб всё-таки намекнуть ей, что это – портрет с глубиной содержания, присущий такой особой женщине, как Генриетта Гиршман, он её обманул, что он-художник изображён отражённым вместе с полотном на подрамнике в большом зеркале.

 

Разбор работы Валентина Серова «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907) 

 

А на самом деле изобразил там не себя, а её. В той же позе, что и на основном изображении, причём отражённую не со спины, а спереди, как на этом основном изображении. В той же одежде. С тем же наклоном головы. С тем же конусом причёски.

Пусть-де она расскажет всем, о его словах. Все обманутся: собственные слова художника! А она, женщина умная и образованная – для себя – может, поймёт. Что он таки нарисовал в зеркале её в роли Веласкеса, когда-то обманувшего высоких особ, будто художник настолько их уважает, что, даже нарисовав их дочь, он не преминул сделать знак, что рисовал-то он их великих. Как теперь в том зеркале нарисована она, обманывающая всех, как Веласкес короля и королеву, что она, Генриетта, хорошо живёт с нелюбимым мужем, своим семейным королём, обеспечивающим весь этот внешний шик. – Ну, мол, какая ни жизнь, а – жизнь.

Ещё одна боль моя... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

18 октября 2019 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за май 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Актуальные букмекерские конторы для профессионалов для ставок на спорт . Video downloader instagram: top 15 instagram video. . Все новостройки москвы бизнес класса трехкомнатные квартиры в новострои ках бизнес класса.
Поддержите «Новую Литературу»!