Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Мой лучший товарищ, боюсь, был прав: я талмудист. Не знаю, что именно он имел в виду. Наверно, копание, копошение. Но я сейчас заподозрил нечто похуже. Я, боюсь, притягиваю для объяснения то, что меня устраивает. Я читал: у талмудистов большая честь – что-то объяснить в Торе, но объяснение принимается только такое, которое не противоречит вероисповеданию. Вот, например, я только что узнал, что у Серова в его «Портрете Г. Л. Гиршман» (1907) есть его автопортрет: «…в углу, внизу, едва заметное сквозь муть стекла, нам навстречу встаёт чьё-то напряжённое, рассёченное на лбу мучительной складкой мужское лицо. Узнаем: Серов!».
![]()
Вероисповеданием в данном случае выступает то, что я много-много его картин истолковал как импрессионизм, понимаемый мною, может, для кого-то слишком заострённо: хвала абы какой жизни. Я очень много картин импрессионистов, признаваемых другими в таком качестве и вообще-то не признаваемых, истолковал именно так. И довольно непротиворечиво. Трудность заключается в том, как быть с картиной – того же Серова – не поддающейся такой интерпретации. И портрет Гиршман как раз такой. Я признался, правда, в своём пролёте с ним. Но, чувствую, что с обнаружением для меня этого вот автопортрета, талмудическая моя сущность станет натягивать хвалу абы какой жизни и на эту вот, у Гиршман, жизнь в роскоши. И первая мысль – тайная несчастливость этой Гиршман в браке, выраженная Серовым просто множественной чернотой.
![]()
Чернотой, замаскированной под роскошь. Я для этого возьму, отвергну случайность, которая описана Екатериной Алленовой: «…"случайно" был найден антураж одного из лучших светских портретов Серова – портрета Генриетты Гиршман… Он несколько раз принимался писать Генриетту Гиршман, но оставался недоволен набросками, считая, что вместо светской львицы получается какая-то "провинциальная барышня". Однажды Владимир Осипович, супруг Гиршман, известный коллекционер- антиквар, купил дорогой мебельный гарнитур из карельской берёзы, и Серов, увидев Гиршман в будуаре, обставленном этой мебелью, среди хрустальных флакончиков и безделушек, решил, что именно такая обстановка соответствует облику великосветской красавицы. Стены комнаты были затянуты серым холстом, что отчасти определило цветовую гамму портрета. Любовь к сдержанным серым и особенно чёрным тонам (Гиршман одета в чёрное) – примета alter stil'n… Гиршман изображена перед зеркалом, спиной к нему, но её поза, выражение лица таковы, как если бы она, глядя в пространство зрителя, всё же смотрелась именно в зеркало; сам мотив зеркального отражения, "игры с зеркалом" определяет драматургический сценарий портрета». Именно цвет стен пригодился Серову для негативной характеристики жизни этой дамы. «Об этом браке А. Н. Бенуа вспоминал: "Принято было недоумевать, как такая очаровательная женщина, такая красавица – 'самая красивая дама Москвы', как Генриетта Леопольдовна 'могла выносить' такого совсем неподходящего мужа. На самом же деле они являли собой образцовую, тесно связанную пару и как будто друг другом не тяготились вовсе"». Вопрос исчерпан? – Не для меня. Женщины умеют притворяться. И самообманываться. Тем более что муж – в частности коллекционировал живопись, а она училась рисовать. «Сама Гиршман вспоминала: "Постепенно я стала принимать самое деятельное участие в выборе и покупках картин, стала ездить на выставки, большею частию, до открытия, увлеклась исканиями мужа и вынуждена была бросить свои занятия живописью"» (Там же). «Серов был в неё влюблён». А влюблённому может иначе выглядеть лад в семье. Самое неприятное – мне надо объяснить, зачем он ей дурил голову, где он нарисовал себя. «"Помню, как с обычной для него иронической улыбкой, – писала Гиршман, – он благодарил меня за долготерпение и указал на сюрприз: в глубине портрета, в зеркале, он написал свой уменьшенный автопортрет!" Она считала, что произведение своей композиционной игрой с зеркалами перекликается с картиной Веласкеса «Менины» (1656)» (Там же). Там в самом деле видна тыльная сторона холста и некто перед холстом, как в «Менинах».
![]()
Для понимания дальнейшего рассуждения, надо знать кое-что про эти «Менины». В испанской королевской семье была драма. Всё не рождался наследник. И задумались назначить наследницей дочку, как это не было принято. Чтоб смягчить реакцию придворных, решили пустить сперва пробный шар – поручить придворному художнику, Веласкесу, написать большую картину о назначении девочки наследницей престола. Веласкес же – художник стиля барокко (соединение несоединимого) – рисуя последних людей в обществе, придавал им значимости, соответственно, благородным – низости. А королевскую чету в душе за совершенно пустых людей считал. Его озарило, что задача выделить королевскую дочь, в принципе позволит ему выразить ничтожество её родителей. – Как? – Ну хоть нарисовать их на заднем плане, маленькими по сравнению с дочкой. Отражёнными в зеркале! Вообще не существующими на изображении в вещественном виде. Задумано – сделано. На первом плане кого только нет. Даже собака. Сюжет – поднесение пажом инфанте знака наследной принцессы. А на дальней стене висит зеркало. В нём отражается королевская чета, пред которой разворачивается торжественное действо. Веласкес уже кончал картину, когда королева всё же родила мальчика. – Всё. Заказ не только отменён, но и велено картину уничтожить, так она становилась опасной для жизни принцессы. Веласкес просил разрешить ему картину не уничтожать, а дать ему время подумать, нельзя ли её спасти. И придумал. На месте пажа, несущего знак наследования престола (это слева), он нарисовал тыльную часть живописного холста, перед лицевой частью которого стоит он, Веласкес, рисующий королевскую чету, которая предполагается стоящей у зрителя за спиной, и которая отражается в далёком зеркале на стене зала. Дураки-монархи насмешки не заметили, и картина продолжила существовать. А кто заметил, им не сказали, чтоб не попасть под горячую руку разгневанных королевских особ. Серова пронзило, когда он увидел серые обои и зеркало, в котором отразился он сам. Он понял, что он сможет в своём духе изобразить роскошествующую даму в противоположном положении, в каком он мыслил её жизнь без любви, изобразив себя с соответствующим выражением лица, отражающимся в зеркале. А чтоб она не догадалась и не обиделась, сделать это отражение незаметным, в маленьком зеркальце. Однако, чтоб всё-таки намекнуть ей, что это – портрет с глубиной содержания, присущий такой особой женщине, как Генриетта Гиршман, он её обманул, что он-художник изображён отражённым вместе с полотном на подрамнике в большом зеркале.
![]()
А на самом деле изобразил там не себя, а её. В той же позе, что и на основном изображении, причём отражённую не со спины, а спереди, как на этом основном изображении. В той же одежде. С тем же наклоном головы. С тем же конусом причёски. Пусть-де она расскажет всем, о его словах. Все обманутся: собственные слова художника! А она, женщина умная и образованная – для себя – может, поймёт. Что он таки нарисовал в зеркале её в роли Веласкеса, когда-то обманувшего высоких особ, будто художник настолько их уважает, что, даже нарисовав их дочь, он не преминул сделать знак, что рисовал-то он их великих. Как теперь в том зеркале нарисована она, обманывающая всех, как Веласкес короля и королеву, что она, Генриетта, хорошо живёт с нелюбимым мужем, своим семейным королём, обеспечивающим весь этот внешний шик. – Ну, мол, какая ни жизнь, а – жизнь. Ещё одна боль моя... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2022 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|