Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 4 минуты | Цитата | Подписаться на журнал
Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника известно – что-то его вещи да шепнут. В этот раз я в телевизоре услышал фамилию Шакенов[1]. Некоторые картины его словно примагничивают глаз.
Ясно, что художник выразил своё настроение, а не изобразил действительность. Что это за настроение? Счастья? Весны? Если б лето. Я б представил такую музыку для аналогии.
Это Брамс, вальс ля бемоль мажор, №15. Мне сплошное гудение фортепиано представляется густой листвой деревьев в тени, но как она ни густа, сквозь неё пробиваются ослепительными блёстками лучи солнца там и сям. И – нега тёплого дня разливается по телу. Такая пронзительность счастья – от собственной несчастности (Брамс несколько раз влюблялся, но так и не женился, у него не было друзей). «Брамс не хотел ни к чему и ни к кому привязываться». А был ли несчастен Шакенов и почему, я не узнаю. И как может быть весной густая листва, чтоб нахождение её в тени подчёркивало яркость пробивающегося солнца – я не знаю. Но большинство нарисованного у него дано именно в тени, и солнечные блики – ослепительны. Наверно, без массы тени нельзя выразить ТАКУЮ радость света, без личного несчастья – ТАК выражать счастье. Когда я воображаю картину под музыку Брамса, я там смотрю против света. Изображение этого называется контражур. Всё, кроме светлого, очень тёмное. А редкие прорывы солнца – ослепительные. Шакенов так не поступил. Он дал длинные тени слева направо. Но всё остальное, освещённое, ТАК сильно отражает свет, что оказывается таким же ослепительным, как само солнце. Беспримесные белила. – Это неправда, если подходить как к натурализму. Но тут – романтизм предположительно. И всё равно художник ведь не может силу света солнца на изображении дать равной реальной силе его света. Вот художник и извернулся, как смог. Другое нарушение натурализма такое. – В изображённой тени бывают рефлексы. Они не могут быть ярче бликов на освещённой части предмета. Так вот с тумбами ограды не так. Хоть солнце светит, мол, слева, правые грани тумб не в тени, а в сплошном рефлексе. Для того же впечатления ослепительности даны немотивированные святящиеся точки по затенённому стволу толстого дерева слева. А три человека в тени вдали даны так, словно они не на фоне чего-то освещённого, а на фоне самого солнца, из-за чего толщина их тёмных тел аж истончается до всего лишь знака человека. Свобода кисти выражает вырвавшийся на свободу дух. Чего это образ, в жизни Омска или Казахстана, Шакенов преодолел – не узнать. От московских изовльностей он далёк. Может, в том – страдание. Трагедия судьбы (ему велели подучиться в Москве, а он обиделся и поступил в Омске в пединститут на художественно-графический факультет, сам себе подрезал крылья). Провинция? Нельзя очень уж отойти от натуроподобия – карьеру испортишь. Его, вон, признаётся, и так критиковали за открытый цвет – пришлось начать смешивать краски (всё-таки не чистые белила в самых светлых местах, а с голубизной). Его, наверно, постигло ещё большее разочарование, чем это бывает с романтиками. Те для выражения своей прекрасной души, в жизнь которой они убегают от мерзкого внешнего мира, – те от натуроподобия не отказываются, просто находят в природе очень уж необычное что-то по красоте. Для бо́льшего разочарования, для ницшеанства, для выражения вообще иномирия, ничего натуроподобного может не хватить. Вот он и бросается рисовать листву – синей, тень тумбы – всю в рефлексе.
Тротуар – голубой.
В небе – чёрные кляксы.
Облака – ну горы, да и только.
Около солнца – откровенная краснота, когда само оно ещё белое. Теперь я могу ответить себе на вопрос, что это. Это – ... [👉 читать далее...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
[1] Шакенов Амангельды Абдрахманович (1943–2018) – живописец. Действительный академик Академии художеств Республики Казахстан. Заслуженный работник культуры России, профессор кафедры академической живописи ОмГПУ. Член СХ с 1976 (прим. редактора).
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июле 2022 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев 24.08.2024 Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу. Валентин Попов 23.08.2024 Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов! Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы». Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! Кристина Денисенко
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|