HTM
Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки

Художественный смысл

Разгадка двух загадок Альфонса Мухи

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за октябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата

 

 

 

Мне аж противна моя изворотливость…

Альфонс Муха прославился работами в стиле модерн. Это выражение подсознательного идеала крайне разочаровавшегося во всём-всём-всём на Этом свете автора, который готов – не осознавая, повторяю – готов бежать вообще из Этого мира в какое-то принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Выражается это в стиле модерн не образно, а, так сказать, катарсически. То есть – по теории художественности по Выготскому – от столкновения осознаваемых противочувствий из-за противоречивых элементов «текста». В стиле модерн это оживляж неодушевлённого и как бы омертвение одушевлённого.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 11.10.2022
Муха. Отче наш. 1899.
Муха. Отче наш. 1899.

 

Это обложка книжки «Отче наш». Изображён молящийся этою молитвою. Так согласитесь ли, что его тело какое-то мёртвое (голубого, а не телесного цвета, вялое и не модулированное тенями), а вот самое как бы неодушевлённое в этом теле, волосы (они растут и после отлёта души из умершего тела), какие-то живенькие (вьются, выделаны подробно)?

Так тут прорвалось влияние подсознательного идеала иномирия. А есть сознание. Оно не знает, что сокровенное его хозяина антихристианское. И оно пытается как-то пристроиться к христианству. Это как Гумилёв, акмеист, ницшеанец (как, собственно, и творцы в стиле модерн), пишут, крестился на все церкви, мимо которых он проходил или проезжал. У них, крайне разочарованных, есть такая недоосознаваемая тяга – грешить особенно цинично.

Вот в этом и состоит моя изворотливость: сознание не знает о наличии и проявлениях подсознательного идеала.

Потому проявления эти и возможны.

А что делает сознание?

Во-первых,  переиначивает смысл молитвы своим толкованием её, разбитой на семь частей.

Первая: «Отче наш, сущий на небесах!»

Вставлен такой изобразительный текст, включающий эти слова.

 

 

 

Тут опять молящийся какой-то мёртвенький, а вокруг него всё какое-то живенькое (дробное, украшенное звёздочками, листья шиповника извиваются, плоды семенами осыпаются).

 יְהוּה – перевод: Господи, – на древнееврейском.

Далее вставлен такой переиначивающий текст:

 

 

 

«Из лона сонной матери человек постепенно пробуждается, приходя в сознание. Чтобы прийти к идеалу, необходимо, чтобы его душа сориентировалась и покинула область тьмы, в которой держит его тело. Всё это его братья, сыновья одной семьи, одного и того же будущего, и в порыве сыновней любви он называет этот свет, который смотрит на них всех: "Отче наш, сущий на небесах"».

Первая буква, А, буквица, опять с противоречивой картинкой. Голые руки несколько мертвы (без теней), а всё остальное (волосы, складки одежды, фон) так и играет.

А далее сознание берёт верх полностью и даётся фотогравюра,

 

 

 

где нет никакого оживляжа и омертвения, а приблизительно иллюстрируется образами сказанное словами: из «тьмы» ущелья на «этот свет, который смотрит на них всех» в виде луны. Символизм, мол, прикладного пошиба. Символ тьмы – ущелье, символ Бога – свет луны. Абсолютно понятный, без никакой загадки.

И так 7 раз.

Весь текст молитвы такой:

«Отче наш, сущий на небесах! [1] да святится имя Твое; [2] да приидет Царствие Твое; [3] да будет воля Твоя и на земле, как на небе; [4] хлеб наш насущный дай нам на сей день; [5] и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; [6] и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. [7]

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Матф. 6:9-13).

 

Найти бы какое-нибудь физическое или моральное страдание Альфонса Мухи, чтоб понять его крайнее разочарование… Но ничего не находится. Разве что мукой было, что он делал большей частью не то, что хотел бы делать. Он, бывший главным создателем стиля модерн, не считал его своим стилем.

«Я часами стоял на коленях перед телом Христа. Оно находилось в тёмной нише и было украшено цветами, источавшими сильный аромат, смешивавшийся с запахом свечей, горевших вокруг. Священный свет исходил от мученического тела Христа, выполненного в натуральную величину; фигура выступала из стены, выражая предельную печаль…

Как я любил стоять здесь на коленях, соединив руки в молитве. Никого рядом, только деревянный Христос, висящий на кресте; никого, кто видел бы, как я, закрыв глаза, мечтаю бог знает о чём и воображаю, будто стою на коленях на пороге неведомого и мистического будущего».

Альфонс Муха. Из воспоминаний юности.

 

Его засосал молох капиталистической гонки, реклама, конкуренция. В ненависти к капитализму, может, и родился его ницшеанский подсознательный идеал. А сознание его отквиталось прикладным творением, циклом «Славянская эпопея», выражавшим в обиде на притеснение чехов в Австро-Венгрии патриотическую идею панславизма, способного противостоять Западу, раз чехи сами не могут. – Для этого нужен был другой антикапиталистический бунт, чем стиль модерн.

Сперва он попробовал, как прерафаэлиты, бунтовать (яркие тона, фактические подробности: узоры не попоне, на платьях, чуть не иголки на ёлках, шипы  на спине дракона, что является гребнем на шлеме).

 

 
Муха. Геральдическое рыцарство. 1910.

 

Но, оказалось, что мистики мало. И он вспомнил про знакомый ему заоблачный символизм.

 

Муха. Апофеоз истории славянства. 1925. 
Муха. Апофеоз истории славянства. 1925.

 

Это завершающая картина цикла. Здесь всё понятно, ибо от сознания шло.

«Призрачные силуэты в синей дымке в правом нижнем углу полотна символизируют древние времена. Красный цвет [по-моему, всё-таки, цвет пламени] преобладает в «средневековом» фрагменте. Мрачные чёрные фигуры – угнетатели и поработители, от которых страдали славянские народы в разное время. И, наконец, все оттенки жёлтого и золотого – символ свободы и счастья».

Противоречия оживляжа неодушевлённого и омертвения одушевлённого нет. Этакий сверхисторический оптимизм символизма, который уже умер повсюду к тому времени. Не зря пражская публика... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

13 сентября 2022 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
Акция на подписку
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!..

Мы знаем, что вам мешает
и как это исправить!

Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить!


Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2023 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки:
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки!


👍 Совершенствуйся!



Отзывы о журнале «Новая Литература»:


01.02.2023

Журнал «Новая Литература» – прекрасная возможность для авторов донести свои произведения до читателей.

Галина Абрамсон Ткачева



24.01.2023

Благодарю вас за вашу полезную жизнедеятельность.

Татьяна Фомичева



13.01.2023

Очень приятно. Спасибо!



04.01.2023

У вас в журнале очень много интересных материалов. Не думала, что зависну на сайте надолго.

Любовь Шагалова



Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!


Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Диплом в первоуральске купить диплом в первоуральске.
Поддержите «Новую Литературу»!