HTM
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Художественный смысл

Врубель, хвори и творчество

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за октябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.10.2022
Иллюстрация. Автор: Михаил Врубель. Название: «Кровать. Из цикла Бессоница» (1905). Источник: https://artchive.ru/publications/3276~Ot_Demona_k_Proroku_istorija_bolezni_Vrubelja

 

 

 

Нельзя угадать будущее и нельзя избавиться от прошлого. У Врубеля была тяжёлая наследственность, а потом он ещё и сифилисом заболел, да так и не вылечился, чтоб абсолютно. Оттого и умер, в общем.

Жил он во время царствования символизма, а тот – о благом для всех сверхбудущем, и мучил его, сверхвпечатлительного, своей невыразимостью. А то ли наследственность, то ли осложнение от вылеченной, вроде, болезни, то ли одно и другое швырнули его в противоположное мироотношение, выраженное очень упрятанной цитатой из Ницше:

«…всё материальное – это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое – это опять-таки симптом неизвестного» (Ницше Ф. Черновики и наброски 1882–1884 гг. // Ницше Ф. Полное собр. соч.: В 13 томах. Т. 10. – М., С. 640).

Оба обстоятельства понудили меня счесть верным такое соображение:

«…совершенно прав М. М. Алленов, в самой врубелевской технике усмотревший «драму невыразимости», ощущением которой проникнуто всё творчество Врубеля. Драматизм коренится в миросозерцании художника как «первичном условии», и зрению в первую очередь дано пережить реальность как «драму невидимого»» (Даниэль. Сети для Протея. С-Пб., 2002. С. 107).

Зрение же, по Даниэлю, чрезвычайно сложный, подсознательно мыслительный, можно сказать, процесс. Он состоит из множества циклов: 1) предположения со стороны мозга, что это предъявила ему, мозгу, сетчатка глаза, 2) сравнения полученного возбуждения с образцом того, что, предполагается, предъявлено, 3) корректировки возбуждения, 4) сравнения полученного с первоначальным возбуждением, 5) корректировки вторая, – и т. д. То есть то, что мы увидим, зависит не только от того, на что мы смотрим, но и оттого, как мы обрабатываем информацию. Будучи подшофе, например, можем получить такое…

У Врубеля со зрением было не так, как у других людей. Например, оно у него было эйдетическим – увиденное долго не теряло в памяти яркости после отведения взгляда. Может, он что-то из перечисленного выше подсознательного микромыслительного подозревал. И тогда оно работало на отчаяние от невозможности выразить неясное.

Даниэль написал о трагедии неясности:

«Как известно, Врубель особенно близко принял к сердцу систему своего академического наставника П. П. Чистякова, руководящий принцип которой состоял в следующем. Форма как бы высекается из пространства, определяясь сначала по общим касательным плоскостям, или «планам», а затем по всё более мелким, вплоть до исчерпания плоскости в точке. Соответственно, контуру как таковому здесь нет места; то, что разумеют под словом «контур», здесь представляет собой предельное сокращение касательных плоскостей; таким  образом, форма, будучи предметно определена, продолжает сохранять связь с пространством. Идеалом такого аналитического метода было бы моделирование предметно-пространственной связи как совершенной непрерывности; это означало бы, по выражению Чистякова, «дойти до точки». Изобразительная плоскость ставит на этом пути естественный предел, не мешая означивать саму бесконечность стремления к аналитическому исчерпанию видимой формы» (С. 103–104).

В бесконечности стремления уже чувствуется потенциал трагедии недостижимости и символизма, и ницшеанства. Но у Чистякова до трагедии ещё далеко. А у Врубеля…

«Врубель как будто попросту оставлял видимыми в рисунке рабочие линии построения, то есть грани, рёбра перспективно сокращённых пространственных „планчиков" (как выражались чистяковцы), обычно не доводя их дробления „до точки". Следствием этого у Врубеля было не явление, а исчезновение или, лучше сказать, исчезание, ускользание предмета, сокрытие его в лабиринте пространственных интервалов между гранями пространственных планов» (С. 104).

Вот про Микулу Селяниновича. (Приписывается Врубелю.)

 

Художественный смысл. Врубель, хвори и творчество (критическая статья) 

 

Странна эта былина неожиданными поступками пахаря. С какой стати Микула согласился бросить пахать и поехал с князем собирать дань с горожан, довольно бандитских и готовых ограбить слабого, того же Микулу давеча чуть не ограбили, пока он им силу не показал. Что ему князь? Он и ругнул того, когда тот просто его поприветствовал, подъехав. Отвлёк-де. А сам взял и вдруг согласился ещё больше отвлечься. Или он за Порядок: бандитствующих нужно окоротить. А чего он соху в борозде бросил, взявшись князю подсобить?

 

– Я оставил сошку во бороздочке

Не для-ради прохожего-проезжего:

Маломощный-то наедет – взять нечего,

А богатый-то наедет – не позарится, –

А для-ради мужичка да деревенщины,

Как бы сошку из земельки повыдернути,

Из омешиков бы земельку повытряхнути

Да бросить сошку за ракитов куст.

 

Это – чтоб продемонстрировать, как слаба дружина князя? Деревенщина-то сошку из земли выймет и унесёт, а дружинники ни впятером, ни вдесятером, ни все тридцать сошку вынуть из земли не могут. Так на что опираться Порядок будет? Не на силу дружины? А на что? На Право, которое князь олицетворяет? – Это символизм такой? То, о чём мечтается в сверхбудущем? Или это лишь в отчаянии на такое можно уповать? А Микула ведёт себя так, как ндрав велит в эту секунду? Абсурдно? И абсурд этот – образ вообще иномирия, куда бежать надо от того, что Этот мир плохой? То есть – ницшеанство это, прямо противоположное символизму… То есть душой Врубеля владеют противоположности. А он думает, что  их ему нашёптывает «принцип непрерывной трансформации частей, как бы «нащупыиающих» своё место» (С. 99)? Тот самый ощущаемый Врубелем подсознательно мыслительный многоступенчатый процесс зрения?

Во всей былине постоянна только вежливость князя. Так потому, что ль, его фигура наиболее определённа? Кланяется Микуле, сидя на лошади.

 

Художественный смысл. Врубель, хвори и творчество (критическая статья) 

 

Диво, этот изменчивый Микула определёнен, правда, при неопределённости, на быке рогатом он пашет или на лошади.

 

Художественный смысл. Врубель, хвори и творчество (критическая статья) 

 

В общем... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

20 октября 2022 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
998 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.07 на 08.09.2024, 15:01 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.08.2024
Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу.
Валентин Попов

23.08.2024
Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов!
Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы».
Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО!
Кристина Денисенко

13.08.2024
В отношении июльского номера журнала «Новая Литература» – понравилось две вещи: 1) стихотворение «Поэзия» в подборке Дадаева, 2) очерки Ольги Удинской «Бабушка» и «Дочь».
Елена Ханина



Номер журнала «Новая Литература» за июль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Ремонт ризографы.
Поддержите «Новую Литературу»!