Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Верный себе, я и в этот раз начинаю с себя. Плохо, что не первый раз жалуюсь на одно обстоятельство. На иномирие. Им меня озарило при чтении диссертации одной. Она, хоть и была 1997 года, то есть, когда уже не было цензуры, но авторесса не рискнула назвать то иномирие, которым, получалось у неё, вдохновлялись разбираемые ею великие писатели русские, – она не рискнула этот идеал назвать ницшеанским. Я подозреваю, что это из-за того, что Гитлеру нравился Ницше. Из-за подобного в Израиле, пишут, одно время не исполняли Вагнера. – Ну хорошо, она струсила. Но с тех пор прошло 25 лет. Почему в моём кругозоре с тех пор не появился никто из критиков или учёных, кто б прямо, без обиняков ницшеанство этим метафизическим иномирием признал? Мне что: не везёт? Или хуже: я ошибся с иномирием и не способен это ошибкой признать? Мне кажется, что я в этом подобен Мастеру, из рассказа «Искушения Мастера» из сборника Владимира Тартаковского «Антология короткого рассказа о странностях, трагедиях и химерах» (2022). Мастер этот – почти христианский Бог, создавший материальный мир, чтоб тот в процессе изменений под Его управлением вернулся из материальности в идеальность. И… какая-то неизвестность царит в рассказе (и для персонажа, и для читателя): получается у Мастера замысел или не получается. А мне недавно попалась на глаза чрезвычайно ценная цитата; «…всё материальное – это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое – это опять-таки симптом неизвестного» (Ницше Ф. Полное собр. соч.: В 13 томах. Т. 12. С. 24). С помощью её мне удаётся подводить под ницшеанство-иномирие самые разные произведения. Вот этот рассказ Тартаковского – тоже. Надо только суметь представить автора впадающим в крайний пессимизм из-за Неизвестности в Этом мире. Образом этого метафизического иномирия, по-моему, выступает сухость стиля, мол, рассуждения. Как деловой отчёт. – Вот начало: «Все началось со смутного беспокойства, овладевшего Мастером, несмотря на его состояние абсолютного совершенства. Возможно, это беспокойство было вызвано одиночеством Мастера; а, может быть, его склонность к творчеству требовала реализации. В любом случае можно говорить только о чувствах, ибо ничего иного в то время быть не могло. Равно, как не могло быть и самого времени, в его нынешнем понимании». Бегство в такую крайность, как бегство из Этого мира с его физическими законами, причинностью и т. п., случается не всегда, а в очень плохие времена. Но особенно легко объяснять впадание в такой пессимизм личными несчастьями автора. Например, у одного из разбираемых писателей в той диссертации, у Чехова, был туберкулёз, обрёкший каждый его день на незнание, будет ли он жив завтра. У самого Ницше не было ни одной женщины. Очень многие в это сокровенное мироотношение впадали просто от отсутствия взаимной любви. С вариантами, что та была слишком кратковременной. С великими именами хорошо – много что о них известно. О Владимире Тартаковском – ничего физиологического или психологического. Остаётся только проверять его ницшеанство на других его произведениях. Например, что там с первым рассказом «Антологии…»? Плохо. Такая ненависть к подлости семьи рационалистов… Это очень конкретно. Нет никакого выхода в метафизическое иномирие. Персонаж весь – здесь. А автор лишь смеётся, изобретя такой пассаж. (Вова, студент, подрабатывающий у Риты и учащийся у её мужа Гены, приглашён ею домой на ужин и флиртует, чтоб Гена – слишком уж рациональный для неё – приревновал; но тот, рационалист, не приревновал; студент отправлен Ритой домой; а мужу она сказала, что ей теперь неловко с ним работать, пусть увольняется; и Гена назавтра повёл его за овраг, передал её просьбу, попросил снять очки и набил.) Что я могу заподозрить? – Там автор посмеялся над Богом, тут – над рационалистами… Не постмодернист ли он, в смысле – нет на свете ничего, достойного быть в ранге идеала. Глянем другой рассказ из совсем другого места? «Инородное тело». Своровал приличный, вроде, человек (он и был приличным, пока не подвернулся случай обворовать) ограбленное у грабителей, внешне тоже очень приличных. Осмеяна манящая сила денег. Ну и то тут имеем, что называется искусство вымысла. – От постмодернизма-пофигизма надо отказаться… Похоже, что человек специализируется на развлечении читателей. То есть сухой, протокольный стиль его письма не образ иномирия, а словно серьёзное лицо смешащего нас клоуна. С фотографии в том журнале, где опубликовано «Инородное тело», на нас глядит нестарый весёлый человек с хитрыми глазами и кипой на макушке (так ходят верующие в иудаизм – крошечная такая тюбетейка). Сколько я понимаю, практически в Израиле не живя (живя, можно сказать, лишь физически), кипу выходцы из СССР носят, только будучи приспособленцами (церковь здесь не отделена от государства), для карьеры. Мой физиономизм часто меня подводил, но всё же… Ещё Тартаковский стихи пишет. Какие-то… без недопонятности. В одном, другом, третьем, например, всё воспевает муки слова. А это для меня, вообще-то, признак подсознательного идеала, искусства высшего сорта. Но как-то не стыкуется это: чётко, логично и обычно описываемые… муки слова. Не хорошая ли это мина при плохой игре? – Я посмел задаться таким вопросом после того, как дочитал до такого:
И – что сказать? – жестока, как всегда В строфу не подходящая правда …Что сам себя теряю по пути Ищу я слово, где его найти? 2012
Откровенно. Мне приходилось читать стихи без большинства нужных знаков препинания. У Цоя, например:
Время есть, а денег нет Дождь идет с утра будет был и есть И карман мой пуст на часах шесть Папирос нет и огня нет
Но это – стихи радикального бунта. А у Тартаковского я что-то не чую бунта… И его ударение «правда» на последнем слоге… Нет слов. Развлекаловка, видно, плохо сказывается на... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в декабре 2022 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев 24.08.2024 Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу. Валентин Попов 23.08.2024 Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов! Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы». Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! Кристина Денисенко
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|