HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2022 г.

Игорь Иванов

Сказание о житии Александра Невского. Персонажи Галицко-Волынской летописи в сказании об Александре Невском.

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за март 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2021 года

 

На чтение потребуется 1 час 25 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.03.2021
Оглавление

3. 3. Послы от папы римского к Александру Невскому Агалдада и Гемонт. Посольство к Даниилу Галицкому.
4. 4. Зависимость рассказа о поездке Александра Невского в орду от рассказа о поездке в орду Даниила Галицкого


4. Зависимость рассказа о поездке Александра Невского в орду от рассказа о поездке в орду Даниила Галицкого


 

 

 

4.1 Содержание рассказов

 

В 1245-1246 г. в Орду были вызваны почти одновременно Ярослав Всеволодович, Михаил Черниговский и Даниил Галицкий.

По пути в Орду Даниил Галицкий заехал в Киев в Выдубицкий монастырь, прося игумена и всю братию, чтобы они молились о нём, чтобы он получил милость от Бога.

 

Галицко-Волынская летопись: «И так было, что он, поклонившись святому архистратигу Михаилу, выехал из монастыря на лодке, предвидя беду страшную и грозную.

.............................................................

Оттуда он прибыл к Батыю на Волгу.

............................................................

О, злее зла честь татарская! Даниил Романович, великий князь, владел вместе со своим братом всею Русской землёй: Киевом, Владимиром и Галичем и другими областями, а ныне стоит на коленях и называет себя холопом! Татары хотят дани, а он на жизнь не надеется. Надвигаются грозы.

О, злая честь татарская! Его отец (Роман) был царь в Русской земле, он покорил Половецкую землю и воевал в иных областях. Сын его не удостоился чести. Кто же иной может принять её?

Их злобе и коварству нет конца. Ярослава, великого князя Суздальского, уморили отравой, Михаил Черниговский и его боярин Фёдор, не поклонившиеся кусту, были зарезаны ножом, как мы прежде об убиении их рассказывали, и приняли мученический венец. И иные многие князья и бояре были убиты».

Основная, повторяющаяся мысль рассказа – ожидание «беды страшной грозной», «надвижение грозы» и её исполнение – гибель князей.

 

Поездка в Орду Александра Невского.

Плано Карпини утверждает, что после смерти Ярослава вдова Угедея, мать нового каана Гуюка, направила Александру приказ прибыть в Каракарум для утверждения в отцовском наследстве, намереваясь погубить и Александра. Что князь, однако, остался в Новгороде, дожидаясь прибытия тела отца.

Апрель 1247 г. Лаврентьевская летопись сообщает о похоронах Ярослава Всеволодовича во Владимире, на которые прибыл и Александр. Затем прошли выборы нового великого князя владимирского, которым стал брат Ярослава, Святослав.

На приказ прибыть в Каракорум, на «приглашения» от Батыя, чтобы не лишиться права наследовать отцовский престол, следовало отвечать. После отъезда в Золотую Орду младшего брата Андрея направился в ставку Батыя и Александр. Историки предполагают, что отъезд из Владимира состоялся в мае-июне 1247 г.

Отрывок из «Сказания»: «В то же время был в Восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие, от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы? Что же – один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приезжай скорее ко мне и увидишь славу царства моего».

После смерти отца своего пришёл князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нём до устья Волги. И жёны моавитские начали стращать детей своих, говоря: «Александр едет!».

Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра» («почьтив же и честно, отпусти и»).

 

 

4.2 Анализ содержания рассказов

 

Галицко-Волынская летопись. В рассказе присутствует ожидание Даниилом «беды страшной грозной», «надвижения грозы»; и исполнение беды – гибель князей.

В «Сказании» весть о приезде Александра, подобно грозе, движется от Владимира до устья Волги: «После смерти отца своего пришёл князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нём до устья Волги. И жёны моавитские начали стращать детей своих, говоря: «Александр едет!». В конце рассказа Батый, восхищённый князем, отпускает того, оказав достойную честь.

Гротеск в описании поездки Александра, напугавшего всё от Владимира до устья Волги, включая самих татар, исследователи стараются не замечать, используя иногда более мягкий термин «гипербола». Автор явно выходит из области реального в область комической фантазии, сообщая об испуге населения Золотой Орды.

Строки «Сказания», что жёны маовитянские (татарские) начали стращать своих детей именем Александра, повторяют строки из Галицко-Волынской летописи под 1252 г., где об Романе, отце Даниила, вспоминается: «зострился на поганыя, яко лев, им же половци дети страшаху». Это было замечено ещё Д. С. Лихачёвым.

Галицко-Волынская летопись. Его отец (Роман Мстиславич) был царь в Русской земле, он покорил Половецкую землю и воевал в иных областях.

«Сказание». В то же время был в Восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие, от востока и до запада.

Галицко-Волынская летопись: «О, злая честь татарская! Его отец (Роман) был царь в Русской земле, он покорил Половецкую землю и воевал в иных областях. Сын его не удостоился чести. Кто же иной может принять её?».

«Сказание»: «...Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра».

(И видевъ его царь Батый, и подивися, и рече велможамъ своимъ: «Истинну ми сказасте, яко несть подобна сему князя». Почьстив же и честно, отпусти и).

Сухое сообщение Лаврентьевской летописи под 1247 г., когда культ почитания Александра Невского ещё не состоялся: «Поеха Андреи князь Ярославич в Татары к Батыеви и Александр князь поеха по брате же к Батыеви. Батыи же почтивъ ю и посла я г Каневиче». Восторженное сообщение из Софийской I летописи, написанной в пору начала культа почитания Александра Невского: «Воистину поведаша, яко несть подобна сему князю. И чти его царь многими дары и отпусти с великою честию на Русь».[6]

Очевидны различные оценки происходящего.

В рассказе автора Галицко-Волынской летописи – горечь от утраты былого могущества Руси, наличие протестного настроения.

Он ещё помнит былое могущество Руси.

В Лаврентьевской летописи и других летописях в рассказах об удачной поездке князей за «честью» отсутствует протестное настроение, напротив, присутствуют нотки гордости, благодарности за оказанную честь (пожалование), смирение перед сложившимися обстоятельствами.

Автор «Сказания» довёл ситуацию до абсурда, сатирического комизма, когда Александр Невский, едущий за «честью»-ханской милостью, перепугал всю Орду.

 

 

4.3 Ордынская «честь» и «пожалование»

 

(Компиляция по работе Ю. В. Селезнёва «Русские князья в политической системе Джучиева Улуса (Орды)», §2: «Понятия «честь» и «жалование» в русской письменной традиции как отражение характера взаимоотношений Руси и Орды в XIII и XIV вв.»)

 

Лаврентьевской летописью зафиксировано, что начиная с 1243 г. русские князья возвращаются из Орды с «честью»: «Батыи же почти Ярослава великого честью и мужи его и отпусти и рече ему: Ярославе буди ты старей всех князей в Русском языце. Ярослав же възвратися в свою землю с великою честью». Это была первая поездка Ярослава в Орду.

С «честью», согласно этой летописи, возвратились на свою отчину в период с 1244 по 1247 год не менее шести князей.

По наблюдениям Ю. М. Лотмана, в древнерусских источниках эпохи Киевской Руси слава и честь (при этом слава выше чести) различаются. Честь неизменно связывается с актом обмена, требующим материального знака; честь всегда дают, берут, воздают, оказывают.

В XIV в. слово «честь» заменилось словом «пожалование». Историк А. Л. Юрганов пишет: «...Природа монгольского «пожалования» заключалась в том, что, по словам Плано Карпини, «всё настолько находится в руке императора, что никто не смеет сказать: «Это моё или его, но всё принадлежит императору», – а потому любой владелец получал как бы часть родовой собственности семьи монгольского хана во временное пользование».[7]

Примером такого понимания служит жалоба в 1349 г. Симеона Гордого хану Чанибеку на Ольгерда: «Ольгерд опустошил твои улусы (юго-западные русские волости) и вывел их в плен. Теперь то же хочет сделать и с нами, твоим верным улусом, после чего, разбогатевши, вооружится и на тебя самого».

Отголосок такого понимания в «Задонщине» в обращении к Мамаю: «Ведь побила теперь тебя орда Залесская. Далеко тебе до Батыя-царя...».

Владетель «пожалованного владения» должен был поставлять вооружённых людей по требованию хана. При преемнике Батыя хане Берке (1256–1266) Василько Романович и сыновья Даниила участвовали в военных предприятиях ордынцев против Литвы (1258) и Польши (зима 1259/60).

Семионовская летопись в статье за 1279 г., рассказывая о взятии Дедякова (Северный Кавказ) ханом Менгу-Тимуром при участии русских князей, пишет: «…Князь же Ростовскии Глеб Василкович с братаничем своим с князем Костянтином, князь Феодор Ростиславич, князь Андреи Александрович и инии князи мнози с бояры и слугами поехаша на воину с царём Менгутемером, и поможе Бог князем Русскым, взяша славныи град Ясьскыи Дедеяков... Царь же почтив добре князеи Русскых и похвалив велми и одарив, отпусти в свояси с многою честью, кождо в свою отчину…».

 

Сведения, отсутствующие в «Сказании». Из Лаврентьевской летописи.

1249 г. «Той же зимой приехал Александр и Андрей от кановичей; и утвердили Александра на Киев и всю Русскую землю, а Андрей сел на столе во Владимире».

1250 г. «Той же зимой женился князь Андрей Ярославич на дочери Даниила Романовича, и венчал их митрополит с епископом Кириллом во Владимире у святой Богородицы, и было много веселья».

1251 г. «Поехал митрополит в Новгород Великий к Александру, с епископом Кириллом... В то же лето была тяжёлая болезнь у Александра, но Бог помиловал его, молитвами отца его Ярослава и блаженного митрополита, и епископа Кирилла».

 

Со времени приезда из Орды Александра и Андрея проходит год. Совершается свадьба, а летопись не сообщает о присутствии Александра на свадьбе Андрея. Но сообщает о... [...]

 

 

 



 

[6] Софийская I летопись. Список Н. М. Карамзина по филиграням датируется 1470 – началом 1480-х годов. Кончается событиями 1418 года.

 

[7] Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998. С. 160.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2021 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2021 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: ЮMoney: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2021 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

3. 3. Послы от папы римского к Александру Невскому Агалдада и Гемонт. Посольство к Даниилу Галицкому.
4. 4. Зависимость рассказа о поездке Александра Невского в орду от рассказа о поездке в орду Даниила Галицкого

Акция на подписку
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?..

Причин только две.
Поможем найти решение!

Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?.. Причин может быть только две. Мы поможем вам решить обе эти проблемы!


Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2022 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Научи себя сам:

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?


👍 Совершенствуйся!



Свежие отзывы:


24.09.2022. Благодарю Вас за работу в этом журнале. Это очень необходимо всем авторам, как молодым, так и опытным.

Дамир Кодал


17.09.2022. Огромное спасибо за ваши труды!

С уважением, Иван Онюшкин


28.08.2022. Спасибо за правку рассказа: Работа большая, и я очень благодарен людям, которые этим занимаются. Успехов вашему журналу!

С уважением, Лев Немчинов


20.08.2022. Добрый вечер, Игорь! Сердечно благодарю Вас за публикацию рецензии на мою повесть г-на Лозинского. Дорожу добрыми отношениями с Вами и Вашим журналом. Сегодня же сообщу о публикации в "ВКонтакте". Остаюсь Вашим автором и внимательным читателем.

Геннадий Литвинцев



Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!


Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!