Яна Ка'ндова
Критическая заметкаСоавтор: Лачин
На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Подписаться на журнал
На вопрос о лучших произведениях литературы XX века В. Набоков, помнится, назвал «Петербург» Андрея Белого, «Улисса» Джойса и «Превращение» Кафки, кажется, ещё и «В поисках утраченного времени» Пруста. В данной статье не будет выясняться, насколько он прав в целом, дело в другом. Набоков слукавил, в действительности его мнение в данном случае полностью или почти полностью совпадает с нашим. Дело в том, что вместо «Превращения» Набокову следовало назвать «Москву» А. Белого. Наверняка он сам это понимал. Рассудим. «Петербург» Набоков назвал. То есть речь идёт не о неприятии Белого в целом. Между тем «Москва» не только намного больше «Петербурга» по объёму, но и заметно сложнее по форме, наконец, с гигантским количеством неологизмов, когда Белый как классик словотворчества распрямляется в полный рост, становясь одним из лучших словотворцев мировой литературы не одного лишь XX в., а в целом. Уж куда логичнее было бы назвать не «Петербург», а «Москву». Всё объясняется просто. Певец педофилии принципиально отрицал всю советскую литературу (разве только похвалил Солженицына – ведь последний всё-таки власовец[1]. Особенно терпеть не мог неэмигрировавших после революции и вернувшихся после недолгой эмиграции, и притом не репрессированных – Маяковского, Блока, Белого, Волошина, Брюсова, Сологуба, Есенина, Цветаеву, Пастернака, А. Н. Толстого etc. Между тем «Москва» закончена в 1930-х, и Белый не был ни репрессирован, ни даже запрещён – «Москва» издана в СССР в тех же тридцатых, а в 1940-м, после кончины Белого, вышел советский сборник его стихов. Назвать такого автора Набоков позволить себе никак не мог. (Вообще по интервью и лекциям Набокова можно заметить, что он всю совершеннолетнюю жизнь был сторонником столь жёсткой цензуры, которая была в СССР только в 1937–1956 гг., только с белогвардейских позиций). Но фактически Набоков проговорился – ибо, если признал «Петербург» одним из четырёх лучших сочинений столетия, то, по его логике, «Москва» напрашивается в ряд даже не трёх-четырёх, а двух или трёх пиков литературы XX в. Более того, коли – по логике самого же Набокова – засчитать и «Петербург», то это означает два произведения Белого из числа лучших, и в конечном счёте Белый выходит на первое место. Спасибо Набокову за проговорку. Что касается Кафки, то называть его рассказ в данном ряду – как и любой рассказ – неправильно. Во-первых, крупное произведение, отменно написанное, превышает – объёмом содержания, количеством стилистических красот и находок – столь же хорошо написанное произведение намного меньшего объёма. Во-вторых, чем меньшего объёма произведения мы рассматриваем, тем труднее назвать однозначно лучшее из них, в виду большого количества оных. Можно поспорить на тему лучшей поэмы XIX в., но кто возьмётся вычислить лучшее стихотворение того же столетия? Бродский, правда, называл лучшим стихотворением XX века одно из стихотворений Рильке, но уверенным в этом был разве что он сам. И суждение Набокова о лучшем рассказе XX в. столь же спорно и никак не доказуемо. Потому намного логичнее – в частности, следуя авторской логике самого же Набокова – назвать лучшими произведениями XX в. «В поисках утраченного времени» Пруста, «Улисса» Джойса и «Москву» Белого, а если расширять список, то добавить в него «Петербург» Белого (и тогда последний становится лучшим автором данного списка). Набоков, зная об этом, никогда бы не признался в этом по доброй воле. Звезда западной литературы оказалась более тенденциозной, чем советские партработники 1917–1937 и 1956–1991 гг.
[1] «Так вот, я струсил защищать власовца перед особистом, я ничего не сказал и не сделал, я прошел мимо, как бы не слыша – чтоб эта признанная всеми чума не перекинулась на меня (а вдруг этот власовец какой-нибудь сверхзлодей?.. а вдруг особист обо мне подумает..? а вдруг..?) Да проще того, кто знает обстановку тогда в армии – стал ли бы еще этот особист слушать армейского капитана? И со зверским лицом особист продолжал стегать и гнать беззащитного человека как скотину. Эта картина навсегда перед мною осталась. Это ведь – почти символ Архипелага, его на обложку книги можно помещать». «Слово «власовец» у нас звучит подобно слову «нечистоты», кажется мы оскверняем рот одним только этим звучанием и поэтому никто не дерзнет вымолвить двух трех фраз с подлежащим «власовец". Но так не пишется история. Сейчас четверть века спустя, когда большинство их погибло в лагерях, а уцелевшие доживают на крайнем севере, я хотел страницами этими напомнить, что для мировой истории это явление довольно небывалое: чтобы несколько сот тысяч молодых людей в возрасте от двадцати до тридцати подняли оружие на свое Отечество в союзе со злейшим его врагом. Что, может, задуматься надо: кто ж больше виноват – эта молодежь или седое Отечество? Что биологическим предательством этого не объяснить, а должны быть причины общественные. Потому что, как старая пословица говорит: от корма кони не рыщут. Вот так представить: поле – и рыщут в нём неухоженные оголодалые обезумевшие кони». (А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ»)
опубликованные в журнале «Новая Литература» в декабре 2023 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
gazpromneft diesel premium 10w 40 20л. . Карта visa виртуальная список виртуальных карт. |