Михаил Кобец
ЭссеФрагмент романа «It's mу life»
На чтение потребуется 11 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Сегодня я проснулся и понял. Что умереть страшно. Не книжно, не притворно, а вот так вот: живым мясом, раз – и нет меня. И ещё знаете что? Умирать – ещё страшнее. Вы разницу понимаете между «умереть» и «умирать»? Если пока нет, то, значит, вы ещё не проснулись. Но самое плохое во всем этом знаете что? Что жить – гораздо хуже.
Рассказывали мне, что я родился. Но я не верю в это. И зачем мне верить? Всё очень странно: дом, больница, кладбище. И рассказывали мне, что родился я в 1962 году. Не знаю зачем.
Вообще процесс рождения – странная, загадочная и даже порой мистическая процедура, приводящая нас к мысли о необходимости отказаться от иллюзий, сопряжённых с моралью и с благом заботы о ближних и дальних родственниках. Кому они нужны, эти родственники? Это балласт к успеху и процветанию личности. Именно поэтому в Древнем Риме практиковали спасение жизни матери в обмен на смерть ребёнка. Понимаете меня или где? Вот смотрите – спасти ребёнка уже не удаётся (да и зачем его нужно спасать?). Надо просто извлечь плод и избавить от страдания одного человека за счёт смерти другого. Одного человека спасти за счёт другого. Можно подумать, что во всей оставшейся жизни это происходит как-то иначе. И вот. Была в этом самом Древнем Риме придумана такая штуковина, не помню, как она называлась, наверное, «расширитель совести». С крюком по периметру. Его вставляли женщине, которая не могла родить, в это самое место, и нанизывали на него головку младенца. А потом «хлоп» – и выдёргивали уже готового родиться младенца как пробку из бутылки. Я вот не знаю только – он собирался родиться или всё ещё думал.
И если вы спросите, в чём тут мистика, то я ничего не смогу вам ответить. К примеру: восходит солнце и заходит солнце, и мы всё это видим. Это мистика или почему? Разве это не чудо? И то, что солнце взошло, и то, что мы это видим. Или мистика – это не чудо? Тогда что же такое чудо – ожидание необыкновенных подвигов Христа по воскрешению мёртвых или собственная решимость и власть разобраться в своих же грехах и предать свою плоть проклятию и забвению? И то и другое едва ли имеют смысл. Как вы думаете?
Я не знаю этого. И при чём тут женщина, которую оставили жить, чтобы убить её ребенка? Или убили её ребенка, чтобы оставить жить её? Я не знаю этого. Да и зачем мне знать?
Рассказывали мне, что Христос – высшее существо. Или не существо, а обыкновенный человек? В общем, он высший Бог. Но я не верю в это. Да и зачем мне верить? Ведь он говорил – не почитай отца твоего земного, а только небесного. Это что? Мне своему родному папе нужно сказать, что он мне не нужен? Дескать, пошёл ты на фиг, папа, ты мне не нужен, и заботы твои мне не нужны. А может, мне маму не нужно любить и почитать? Нет, я не согласен с этим и никогда не соглашусь. Лучше стреляйте меня сразу.
И было так: сотворил Бог небо и землю. Это в первый день. А потом, в какой-нибудь десятый он создал отчаяние, чтобы мог человек от всего увиденного им в жизни разочароваться и возненавидеть участь свою. Я вам ещё не говорил, что после неба и земли Господь создал человека? Ну, я уже не помню точно, когда именно был создан человек. Наверное, я тогда за водкой бегал в супермаркет. Так вот, продолжаю. И создал Господь человека. Не знаю зачем. И возненавидел человек участь свою, и возненавидел своего создателя. И впал в грех зависти, ненависти и злобы. И отчаяния.
Что невозможное случится известно мне уже давно. Я знаю – смерть – оранжевая птица, моё склевавшая зерно. Но что мне знание – в пространстве, где нет того, что я люблю? Не с жизнью я боюсь расстаться, а с верой в то, чем я живу.
Хотя все это странно – не успел я родиться, а уже о смерти думаю. Вы часто думаете о смерти?
Я постоянно думаю о смерти. Каждый день, каждый час, а может быть, и каждую минуту. В общем, всегда.
Так я пропустил. Имя этому человеку, которого создал Господь, было Адам. Чтоб вы не забывали, кто первый грешник был. Но были ещё более страшные имена – Каин, Гитлер, Сталин.
Так это я о чём?
Рассказывали мне, что смысл жизни в том, чтобы воспитать детей. И при этом ещё и любить их. В это я не верю. Нет, конечно, я знаю, что родители меня любили. Но не у всех же такие замечательные папа и мама, как у меня, были. Просто мне повезло. Правда, ничего из меня не вышло. Уж не судите меня строго. Ни хорошего, ни плохого. Так, амёба какая-то. Полное ничто. То есть абсолютное ничто.
Вот я и не верю в возможность жить для детей. Ведь с самого начала неизвестно, что вырастет из семени. А вдруг какой-то больной человек? А потом ему мучиться всю жизнь? А если у родителей нет денег? Ни на жильё, ни вообще никаких? Тогда придётся ребёнку доказывать всем, что жить можно и без всего прочего. Как этому мальчику Нику Вуйчичу. Конечно, мы все в восторге от его мужества. Родиться без ног и без рук и остаться Человеком. Но едва ли кто пожелает такую судьбу своим детям. Я уже молчу о всех проблемах, которые ждут человека в обычной жизни – ходить в садик, в школу, потом в институт. Посещать иногда больницу, милицию, служить в армии. Потом работать, платить по всем коммунальным счетам, покупать продукты, мебель. А день как проходит у среднестатистического человека? Встать, заправить постель, почистить зубы, сделать зарядку и бежать на работу. А вечером всё наоборот. В общем, скучно и неинтересно. Можно, конечно, видеть в этом какой-то смысл и жить для всего этого. Но я спрашиваю вас: разве во всём этом смысл жизни? Дом – больница – кладбище?
Или война начнётся, и человек ушёл на фронт. Он ушёл убивать себе подобных. Ему мало убивать свиней и коров, он хочет убивать людей. Так он убийца, да. Нет, скажете вы, он защитник родины своей, своих родителей, своего дела. Если вы патриот, вы начнёте им и гордиться: будете хранить его награды, а фото повесите на стену. Честь и хвала павшим за родину. Но я говорю вам: патриотизм – это болезнь, что-то вроде сифилиса, только гораздо хуже: человек гниёт изнутри.
В общем, здесь много можно ещё говорить. Но смысл останется тот же: 1. кто сильнее, тот и прав, 2. мы все рождены, чтобы обеспечивать блага своих хозяев, 3. а когда наши хозяева будут довольны – мы получим медаль на грудь или премию, и нами будут все гордиться, а может быть, даже дадут почётную грамоту передовика производства.
И вот это и есть наша жизнь. И вот это и есть наша жизнь! Наша жизнь – от рождения и до самой смерти. Вам нравится такое? Мне – нет. Хочу, чтобы меня любили – как мама с папой, как дедушка с бабушкой. Мне не хватает детства. Мне не хватает детства, когда я ловил бабочек и мог кушать пирожки с сыром. Я не хочу работать и жить для своих хозяев, как бы эти хозяева ни назывались – Бог, Любовь или Идея. Любить? Но любить можно только меня, ибо я один такой во вселенной. Меня надо холить и лелеять, нести по жизни как хрустальную вазу, наполненную водой. Идеи? Идея в том, чтобы поступали, как я, и в том, чтобы меня кормили. Вот и все идеи.
Бог? Ну, я пока не готов здесь комментировать. Нужно ещё подумать немного. Аминь.
Так я это о чём? А хорошо бы пить бросить. И курить. И кушать. И секс тоже. Всё это есть зависимости. А зависимость по определению не может быть хорошей и полезной для души. Именно так: для души. А здоровье, положение в обществе, достаток, дети, богатство, стремление быть лучше всех, быстрее и выше – суть вторично. А хочется чего-то важного и настоящего. Чтобы один раз и на всю жизнь, сколько её ни обнаружится. По сути, мы одну зависимость заменяем другой. И ещё гордимся этим. Ну как же: был человек наркоман, а стал верить в Бога, был человек маньяк и убийца, а начал любить детей. Говорю вам: милосердие, любовь и справедливость не выше ненависти, злобы и зависти, если совершаются как обязательные условия спасения. Посмотрите на птиц божьих. Они не сеют и не жнут, не заботятся об общественном благе и собственном достатке. Вот так и нам надлежит делать: словно всё происходит без нашего желания. Потому что самая большая зависимость – наши желания. Не будет желаний – не будет зависимости. И человек перестанет страдать.
Вот это и есть моя самая большая проблема: избавиться от желаний без усилий. Прости меня, Господи, и помилуй, но пока не получается.
Всё именно так. Потому что воля и власть позволяют лишь одну зависимость заменить на другую. Аминь.
А знаете, с чем я соглашусь? Да, есть и такое. Что человеку больше всего нужно в жизни? Это смерть. Не сама по себе смерть, а её чествование. Ну вот умер человек. А его все почитают и хвалят за заслуги. И ставят памятники и прочую музыку играют. Стараются стереть пыль пусть не с покойника, а с его праха, словно из памяти. Ну а как же: загрязнилась. Нужно вытереть тряпочкой всё, что грязно на памятнике. Мы ж чистоту любим. Просто уму непостижимо: сколько памятников поставили в честь умалишённых. А как иначе сказать? Они и при жизни были убогими, верящими только в собственный достаток, силу и власть. И после смерти будут такими. Бог им судья.
Я хочу кушать: купить селёдку и картошку или ещё что. Это стоит до 20 грн (теперь уже 70 – война). И денег не хватает на всё. Но при этом как только какая-либо сумма превышает 20 грн, я пасую. Жаба давит. Потому что вино стоит тоже 20 грн (теперь уже 30). И я покупаю вино. Потому что выпить я хочу ещё больше, чем кушать.
Рассказывали мне, что я хороший писатель. Только я в это не верю. Потому что никто меня не печатает. А началось всё ещё 40 лет тому, когда я начал интересоваться историей Украины и, в частности, историей запорожского казачества. Стыдно признаться, но в то время я был именно патриотом. Мог просиживать в библиотеке сутками, ездил за трубой паровоза по местам былой славы казачества, ходил по сёлам, заглядывал в каждый дом и спрашивал старые песни, сказки и прочую непотребность. В общем, был образцово-показательным сыном своего времени, то есть абсолютным предателем и идиотом. Мне было 15 лет.
А потом я написал статью о запорожских казаках, которую все хвалили, но никто не хотел печатать. Я отнёс статью в ближайший университет в Днепре, где мне мягко намекнули на ошибки: дескать, всё у вас правильно и хорошо, но пока вы не вспомните в своём труде сочинения Ленина и Маркса, вас не напечатают нигде. Я тогда полез в бутылку и сказал, что я и без Ленина обойдусь. Чтобы все узнали про меня, нужно было продолжать быть предателем и почитателем убийц, то есть заглядывать людям в лицо и преданно смотреть в глаза. А я не хотел этого. И вот результат: 54 года и ничего.
Потом было много ещё всяких-разных эпизодов – и утверждали в план издательства, опять хвалили и гладили по головке, но в результате одно и то же: вы нам не нужны. Так и не печатают до сих пор. Нет, я опубликовал несколько своих стихотворений и миниатюр. И на том спасибо. Но в литературу я больше не верю. Хватит.
Шекспир, Сервантес, Чехов, Достоевский и Бальзак – это уже не актуально. Важнее всего дивиденды. Хотя по сути дела это ничего не меняет. Человек, как и мир, не меняется никогда: хочет денег, власти и секса. Всё очевидно и понятно: пришёл-увидел-взял. Вместо морали – выгода, вместо чувства собственного достоинства – достаток. Выжить, выжить любой ценой и быть довольным собой. Современный человек – это человек, который испытывает удовольствие и удовлетворение, полное удовлетворение.
Или: рассказывают мне, что я буду хорошим писателем. Только и в это я тоже не верю. А знаете почему? А просто мне это уже не нужно. Дайте умереть спокойно. Хоть эта возможность у меня ещё осталась?
Разве вот это – прабабушка Маша. Родилась в 1887 году, а умерла в 1977-м. То есть прожила она 90 лет. Странная и страшная была у неё судьба. Потому что последние лет 30 она и не жила, а просто сидела и держала руки на коленях, демонстрируя полную покорность судьбе. Вот так 30 лет и сидела. Мне кажется, что я повторяю судьбу своей прабабушки. Вот в чём, наверное, секрет жизни: в покорности. И я превращаюсь в полное ничто, то есть в абсолютное ничто. Ведь и она, по сути, была совершеннейшим ничто. И из меня ничего не получилось и не получится уже. Буду так и дальше жить: кушать и испражняться. Вот и все мои достижения, вот и весь смысл моей жизни.
Я это ещё и потому говорю, что в момент смерти прабабушки Маши случилось вот как. Я помню: вечер, 21 час, и вдруг звонок. Я уже сразу понял, что должны сказать, что бабушка Маша умерла. Вы понимаете, я не чувствовал так смерть ни папы, ни мамы, ни дедушки Гриши и никого из родственников. Просто какая-то мистика. Она меня тоже растила и воспитывала: рассказывала свои истории из своего далёкого детства, а я прыгал ей на шею и всячески потешался. А она всё так же и сидела, сложив руки перед собой и демонстрируя полную покорность.
Рассказывали мне, что Ад существует. Но я не верю в это. Я не верю в это. Потому что я сам – и есть Ад. Прости меня, Господи, и помилуй.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
||||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
кафедра маркетинга и рекламы |