Колонка редактора
РецензияНа роман «Люди, которых нет»
![]() На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Подписаться на журнал
– Так что же произошло? Расскажите, не бойтесь. Лаура присела на краешек кровати. Мария опустилась на стул возле окна. – Ты не поверишь, Мариечка. Но крылатый ангел посетил меня. Встал у изголовья, возложил на голову персты. И вдруг свет, будто солнце сквозит между стволами сосен в лесу. Жарко стало, одеяло само сползло. Потом тягучий мелодичный голос слышу. Просыпайся – говорит, вставай – говорит. – И вы очнулись? – Да.
Я люблю лихо закрученные сюжеты – когда автор ведёт тебя умелой невидимой рукой по своему тексту, не давая опомниться. Ценю художественную литературу, проясняющую прежде непонятное. И ещё мне очень нравится тонко дозированная недосказанность, когда ты идёшь по кромке авторской концепции, балансируя между его намёками и своим воображением, включаясь в игру, ведь это так увлекательно. Ну а уж если после книги ощущается устойчивое послевкусие, что-то вроде свежего впечатления от путешествия, то совсем хорошо – это как продышаться хвойным ароматом в сосновом бору после затхлого однообразия городской суеты. Только что я закрыл последнюю страницу романа Марии Чинихиной «Люди, которых нет» и ощутил эту лесную свежесть. И мне сразу же захотелось разобраться, как это было сделано автором – со мною, с читателем. Ведь было же? Было. А вот как… Мастерски выведенный сюжет – это всегда удовольствие. Оно похоже на удовлетворение от красиво развёрнутой шахматной партии, от впервые услышанного анекдота, от игры в мафию. Это азарт, помноженный на эстетическое чувство, игра ума и учащённое сердцебиение от непредсказуемого результата. Сочинители детективов считаются гроссмейстерами в этом деле, но детективы страдают от недостатка правдоподобия. «Люди, которых нет» наоборот, правдоподобны при всей своей детективности и фантастичности. Потому что события романа Марии Чинихиной происходят в реальной обстановке. История разворачивается в современной России, в сердце её экономической действительности – в крупном коммерческом банке. Денежные потоки, как кровеносные сосуды экономики, схлёстываются здесь на глазах у читателя, настолько детально и ярко, что ты как будто видишь перед собой работу финансовой системы и ощущаешь себя участником этого бурного движения. Находясь при этом среди людей, которые этими потоками управляют. Тут и завязывается твоё знакомство с главными действующими лицами, включёнными в этот процесс – протагонистом и антагонистом предстоящего конфликта. Их ценности, мотивы и стремления раскрываются через предысторию, аккуратно вплетённую в развитие событий. Но если бы вопрос был только в том, за кем останется победа… Стоит читателю пообвыкнуться с главными участниками предстоящих потрясений, как в дело вступает мистификация. И то, что страницу назад казалось очевидным и предсказуемым, начинает раздваиваться между реальностью и чем-то потусторонним, ещё не понятным, но наращивающим своё влияние на происходящее от главы к главе. И вот уже ты не замечаешь, как вращаешься в водовороте событий вселенского масштаба, выплеснувшихся за пределы детективного сюжета в несопоставимых по грандиозности пропорциях. И то, чем всё это кончится – ну совершенно неожиданно и непредсказуемо. По крайней мере, для тех, кто пока не знаком с концепцией второго пришествия. Но я-то, оказывается, не знал другого. Для меня до сих пор оставалось загадкой многое из женской психологии. Взгляд женщины на людей, на вещи, на события, экзерсисы женской логики при сопоставлении понятий и тайные основания женских поступков. Да, так оказалось. Увидеть нетривиальные события глазами женщины – какая возможность таила в себе настоящие открытия. Лично я, как мужчина, поступал бы в подобных удивительных и критических ситуациях совсем не так, как героини этого романа. И удивительно то, что мне открылась логика их поступков. Признаться, не ожидал такого от художественного текста. При этом автор умудрился не растолковывать мне всё подробно, а лишь лёгким намёком проходиться по неведомым для меня закоулкам мотивации своих героинь. Одновременно, что удивительно, изъясняясь довольно прямо и называя вещи своими именами. Вообще, надо сказать, изложена книга уверенными мазками, чётко сформулированными понятиями, и состоит исключительно из событий. Действие, действие и ещё раз действие – в каждой строчке что-то происходит, передохнуть не успеваешь. Как мне в этой стремительности открылись тонкости женской психологии – ума не приложу. Хоть садись и перечитывай сначала. Это недоумение и стало основным лейтмотивом моего читательского послевкусия: закрыл книгу и задумался. Ну молодец же автор, что устроил мне такую увлекательную экскурсию, да ещё и названием озадачил. «Люди, которых нет». Это ведь мы с вами, те самые люди, которые с энтузиазмом включаются в круговерть жизни и ищут, ищут, ищут своё предназначение. И, преодолевая злой морок искушений, страха, тревог, находят в себе силы в каждом своём поступке сделать правильный выбор и оставаться на стороне добра. Непросто это: обрести право быть – быть важным для этого мира. Но по-другому нельзя. За это я и люблю книги, которые подспудно учат этому, давая утешение и вселяя надежду.
«– Проблемы… Проблемы… – жалобно забормотала Лора. – Как же всё достало! Сын утром позвонить соизволил. Думала, скажет, ма, жди вечером на ужин, а он заявил, что собирается стать священником, поселился где-то в глухомани, в монастыре. Потом эта мадам явилась с обвинениями против хорошего человека. Серёга! …Андрей Петрович поверил в его проект… А он… Как собака, купился на подачку. – Лора Сергеевна, вы взрослый и сильный человек, – мягко произнёс начальник. – У вас своя жизнь, и вы должны прожить её так, как хочется вам. Крылов знал, чем рискует. И ваш сын… Может, вам просто порадоваться за него? По-матерински? Что он нашёл свой путь? – Евгений Семёнович подошёл к Лоре и приобнял её. – Помните, став священником, он не перестанет быть вашим сыном». Мария Чинихина. «Люди, которых нет»
Андрей Ларин
23.04.2022
опубликованные в журнале «Новая Литература» в апреле 2022 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 28.11.2023 Сделано на высоком уровне, как и помещённые в нём материалы. Анатолий Жариков 21.11.2023 Хороший журнал, много интересного. Искатель 27.10.2023 В сентябрьском номере «Новой Литературы» меня более всего зацепила Ваша беседа с Андреем Карповым, редактором сайта «Культуролог». Предстала во всей своей полноте вся проблематика, вся механика, вся кухня появления номеров журнала «Новая Литература». Всё, о чем я раньше интуитивно догадывался, приобрело чёткие конкретные очертания. И я отчётливо осознал, каким благородным и в то же время неблагодарным трудом Вы занимаетесь... причем регулярно. Александр Хакимов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Торшеры напольные каталог - купить напольные торшеры petrovich.ru. . иоанн златоуст аудиокниги . Halkalı escort, bayan escort halkalı - halkalı eskort kızlarından sıradışı deneyim. |