Корзинка с картинками
Иллюстрированный монолог
На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Приветствую всех, кто забрёл в мой уголок. С вами Глафира Карркодилова. Осень всегда была источником вдохновения для поэтов, даря очам очарование хрустальностью дней и лучезарностью вечеров, бодря усталые силы здоровым и ядрёным воздухом. Вот и сейчас на сайте «Новой Литературы» появились стихи, посвящённые осени. В рубрике «В десятку!» опубликовано стихотворение Татьяны Корбут, в котором есть такие строки:
Мчится к нам навстречу с лёгким ветерком Осень на волшебной колеснице.
Осенний ветер обрывает с деревьев яркие листья, и они летят, кружась в весёлом хороводе. «В танце кружит осень, а в душе весна», – пишет поэтесса, и мне вспоминаются картины Леонида Афремова.
Леонид Афремов разработал свою манеру письма, свой стиль, и его яркие, красочные, экспрессивные картины легко узнаются и надолго запоминаются. Излюбленными темами мастера были дождь, осень и танец.
Вот о танце я и хочу сегодня поговорить. Точнее, о балете. Тем более что в этом месяце тема уже нашла отражение в «Новой Литературе» – в журнале опубликован замечательный рассказ Ирины Соляной «Стоп, Муравина!». Балет – синтез музыки и танца, искусство, в котором истории рассказываются без слов, образы создаются с помощью пластики движений, сопровождаемых мелодиями звуков. Балет эфемерен и мимолётен, потому что танец живёт только тогда, когда его танцуют. При этом танец, исполняемый в конкретном времени и пространстве, может переносить зрителя в другие места и эпохи, а удачно созданные образы запоминаются надолго. На службу балету привлекаются художники, создающие декорации для спектаклей, афиши и эскизы костюмов для артистов, а также модельеры и костюмеры. У балета есть как сторонники и ценители, так и противники. Есть и равнодушные к этому виду искусства люди. Но как бы вы ни относились к балету, наверняка хоть раз в жизни смотрели «Лебединое озеро». Если не в театре, то по телевизору. Если не полностью, то хотя бы фрагменты. В частности, небольшую миниатюру «Танец маленьких лебедей» знают практически все.
В беспросветные дни осенние И в трескучий лютый мороз, После грозного потрясения, Злых обид и чёрных угроз, Вдруг почувствуешь: легче дышится. И внезапно в душе твоей Ни с того, ни с сего послышится Танец маленьких лебедей.
Дали дальние в добром лепете. Клёкот близится и растёт. И на что тебе эти лебеди? И дался тебе их полёт! Хоть и маленькие, а смелые! Слушай жадно – и молодей, Думу думая, дело делая, Танец маленьких лебедей.
Помогая ходу Истории, Пробуждая совесть и честь, Героические оратории И симфонии в мире есть. Но меж ними, храня и милуя, Беззаветно любя людей, Существует улыбка милая – Танец маленьких лебедей.
Маргарита Алигер
Написанный Петром Ильичом Чайковским в 1876 году, балет «Лебединое озеро» является сейчас одним из самых популярных в мире. Этот балет входит в репертуар сотен театров, и за многие годы состоялись десятки тысяч спектаклей.
Конечно же, «Лебединое озеро» нашло отражение и в живописи.
Карлотта Эдвардс (1894–1977) была дочерью французского художника Фердинанда Пурье. Она известна картинами балетных сцен. За основу большинства своих картин Карлотта брала фотографии британских танцоров. Общество Медичи опубликовало много копий работ Эдвардс, и они до сих пор широко доступны. В 1950-е годы, когда в массовой культуре возник большой интерес к балету, обрамлённые копии картин Карлотты Эдвардс с балетными сценами украшали спальни маленьких (и больших) девочек по всей Англии, а также были популярны в Австралии и Новой Зеландии. В Советском Союзе в это время большой известностью и популярностью пользовалась выдающаяся балерина Галина Уланова, и во многих домах имелись бронзовые и фарфоровые статуэтки Улановой в образе Одетты из «Лебединого озера».
Галина Уланова создала на сцене яркий и неповторимый образ прекрасной, трогательной и трагической принцессы-лебедя, а скульптор сохранила одухотворённость и лёгкость движений виртуозного исполнения. Именно на основе скульптуры Елены Янсон-Манизер в 1984 году был установлен памятник Улановой в Стокгольме, перед единственным в мире Музеем танца. А сейчас давайте посмотрим несколько репродукций живописных работ, созданных Анастасией Вострецовой, художницей, родившейся в 1981 году. Анастасия закончила Екатеринбургское художественное училище им. Шадра, а затем Академию художеств в Санкт-Петербурге. Балет – любимая тема творчества Анастасии. Она написала несколько сотен картин, посвящённых балету и балеринам.
Героиней многих работ Вострецовой стала балерина Мариинского театра Ильмира Багаутдинова, которая в 2012 году защитила в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой диссертацию по теме «Современный художник о балетном театре. На примере Анастасии Вострецовой». Не только Анастасию балет вдохновляет на создание живописных произведений. Приведу здесь ещё две репродукции картин, посвящённых «Лебединому озеру», написанных другими художниками.
Мы не знаем точно, в каком театре и какой спектакль в далёком 1912 году смотрели персонажи, запечатлённые Борисом Кустодиевым, но, рассматривая сцену и изображённых на ней балерин, можно предположить, что это тоже «Лебединое озеро».
Чтобы танцевать на сцене театра, нужно иметь необходимые природные данные и долго учиться. Профессия артиста балета требует большой выносливости и огромного трудолюбия, ежедневных тренировок. Путь к сцене долог и тернист, и не все проходят его до конца. И на этом пути предстоит не только одерживать победы, но и терпеть поражения и испытывать разочарования.
Балерины должны следить за весом и вынуждены ограничивать себя в еде. Но случается так, что мороженое, которое им очень не рекомендуется, помогает достичь успеха. Об этом говорится в рассказе «Стоп, Муравина!», который я упоминала в начале своего монолога. Рассказ ведётся от лица ученицы хореографического училища, и вот как она описывает своё поедание мороженого. Настоящий праздник! «Заказываю кофе и большой шарик крем-брюле, посыпанный шоколадной крошкой. Когда официантка уходит, я прикасаюсь мизинцем к шероховатой поверхности шара, и она становится гладкой. Я облизываю палец и закрываю глаза. Потом беру ложечку и начинаю откалывать кусочки от ледяного пламени удовольствия. Плевать на всё! Пусть сюда зайдёт Филиппов, Илзе Лиепа, моя мама или даже Плюшара, я слопаю всё до последней тающей крошечки! Язык, а следом руки и желудок холодеют от счастья, а вокруг стоят и укоризненно качают головами все наши девчонки из училища, а за их спинами члены комиссии, Анна Павлова и Плисецкая. Я облизываю ложку и с грустью замечаю, что в креманке не осталось ни капли. Делаю глоток кисловатого остывшего кофе и возвращаюсь в реальность. Кислый и одновременно горький вкус. Стоп, Муравина! Не вздумай жалеть о том, что только что натворила!»
Прочитайте этот рассказ, очень рекомендую! Кстати, в нём тоже говорится о «Лебедином озере». “«Издали показывается летящее стадо лебедей», – читает Филиппов первую строку либретто. Аудитория шумит и хихикает. Кряквина поднимает руку: – Максим Максимович, вы не ошиблись? Стадо? Наверное, стая... Филиппов припечатывает ладонью стол так, что взлетает стопка бумажек. Даже я вздрагиваю. Разрозненные листы разлетаются вокруг и изящно планируют под стол. – Именно стадо! Великий Пётр Ильич знал, что пишет. Танец маленьких лебедей исполняют четверо. А остальные – стадо. Имейте в виду. В восемнадцать часов отбор, а пока все свободны.” Признаться, меня тоже обескуражило слово «стадо», применённое по отношению к лебедям. Более того, показалось неправдоподобным, что так может быть написано в либретто. Но, как говорится, не веришь – проверь. И я набрала в поисковике словосочетание «стадо лебедей». Результаты оказались любопытными и поучительными. В частности, в ответ на запрос мне выдали детское стихотворение Андрея Усачёва.
Чем отличается стадо от стаи? Стадо пасется. А стая – летает. Стая гусей улетает на юг. А стадо гусей ковыляет на луг. В этом отличие стаи от стада. Это запомнить как следует надо!
Хм… Стихотворение, конечно, я запомнила, но сомнения остались. Ведь говорят же, например, «стая волков» или «стая рыб». А они не летают. Да, мне ведь ещё выдали и примеры употребления словосочетания «стадо лебедей» классиками литературы. Вот Лев Толстой в рассказе для детей «Лебеди» пишет: «Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли». И далее: «Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья». И у Мамина-Сибиряка в рассказе «Приёмыш» тоже стадо: «На перелете стадо лебедей спустилось на Светлое озеро. Ну, отдыхают, кормятся, плавают, а я любуюсь».
Заглянула я в разные словари. В том числе и в биологический. Не буду приводить здесь определения, скажу лишь, что можно говорить как «стая лебедей», так и «стадо лебедей». Кроме того, отыскала также текст либретто 1877 года. И там: «По озеру плывёт стадо белых лебедей с лебедятами. Плывёт стадо по направлению к развалинам. Впереди его лебедь с короною на голове». Вот такие дела. В заключение хочу показать несколько работ современного испанского художника Висенте Ромеро Редондо (Vicente Romero Redondo). Его считают уникальным живописцем, так как он умеет реалистично и предельно точно изображать свет. Убедитесь сами!
Приведённая выше репродукция не связана с балетом. Она – привет вам от ушедшего лета. Но Ромеро пишет и «балетные» картины. При этом часто включает в них зеркала и играет с отражениями. На первый взгляд кажется, что на картине, репродукция которой приведена ниже, изображены несколько балерин. Но, присмотревшись, мы видим, что это одна девушка и три её отражения.
Эмоции и чувства изображаемых Редондо тоже передаёт мастерски. Героиня следующей картины устала после спектакля или репетиции и рада возможности отдохнуть.
Что ж, друзья, заболталась я сегодня. Пора заканчивать. Тем, кому интересна тема балета в литературе, порекомендую ещё рассказ Дмитрия Зуева «Балерины», опубликованный в «Новой Литературе» в июне 2017 года.
На прощание желаю всем всего наилучшего. Пусть осень радует вас хорошей погодой, приятными событиями и яркими впечатлениями.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2023 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Новостройки крыма от застройщика: новострои крыма. |