Дмитрий Зуев
Рассказ
![]()
![]()
До первых в области гастролей «Atlux» я видел балет один раз в жизни: по телевизору, летом 91-го. Тогда я углядел в нём какую-то стихийную мощь. Он вызвал у меня ощущение глухоты, рождённой взрывом. У региональных телевидения и департамента культуры – один верховный бог, в синем костюме, с красным галстуком и стрижкой человечка LEGO. Послать меня к чёрту директриса центра культуры не могла. Но она затаила злобу на мой канал после того, как пару лет назад в наших вечерних новостях вышел сюжет о концерте не то Киркорова, не то Баскова, в котором показали полупустой зал, кресла крупным планом. – Снимать вы сможете только первые десять минут. Московский театр – это вам не Йожин с бажин. У них свой регламент, – сказала она. Дураку было ясно, что она врёт, что антрепренёр название нашего города без ошибки выговорить не сможет. И уж, конечно, ему плевать, кто будет снимать престарелых звёзд Большого, отставленных и вынужденных мотаться по провинции. – Видимо, придётся делать аккредитацию через департамент, – намекнул я ей, что мне до фени их разборки. – Пятнадцать минут. И, так и быть, попытаюсь устроить интервью. Перед концертом. Сразу после – они уезжают в Самару. Я думал, что перед выступлением балерины сидят в позе лотоса, читают роман Коэльо или слушают Шенберга. В программке концерта – я просидел в интернете целый час – были фамилии двух бывших почти звёзд. Должны же были у них остаться старые привычки. Однажды я путешествовал, каучсёрфинг и всё такое. Завис в Екатеринбурге, у девушки Дианы. Пухлая студентка, она жила с матерью, но часто оставалась одна. В переписке рассказывала мне о себе: «братьев и сестёр нет, учусь на журналиста, фотографирую, не прощаю предательства». Я замечал, у единственного ребёнка – всегда обострённое чувство справедливости. В доме на Готвальда, на восьмом этаже, они делили трёхкомнатную квартиру, не как мать с дочерью, но как подруги. Первый вечер тогда я потратил, разглядывая фото над кухонной стойкой. Оказалось, мама Бэла работала когда-то балериной в Узбекистане. Она при Союзе приехала с гастролями в Екатеринбург, влюбилась в авантюриста-картёжника и осталась. Карьера её все равно шла к концу, она стала преподавать в хореографическом училище и через два года родила Диану. За неделю мама Бэла показалась лишь единожды. Мы с Дианой на кухне ели каждый свой гамбургер. На стене по огромному, как стол для пинг-понга, телевизору шли утренние новости. Худенькая, со стальными тросами вместо сухожилий женщина прошла по мраморному полу, как ни в чём не бывало, поздоровалась со мной и потянула ручку высоченного холодильника. Она посмотрела на полки, взяла питьевой йогурт и удалилась в недра квартиры. Я понял: там ей брать было нечего. Она, лебедь, так и не научилась есть человеческую пищу, словно дикий найдёныш Каспар Хаузер, чей желудок не воспринимал ничего, кроме чёрного хлеба и воды. Она была величава, породиста и, как следствие, отрешена от мира земного. Прошло много лет со времён её карьеры, но и пятидесятилетней я доверил бы ей выйти на сцену, если бы у нас случился новый переворот. Чего-то подобного я ожидал от балерин сегодняшних. Ни черта, меня подстерегал не шок, к которому я был готов, другой. Я увидел лебедей в период зрелости: с клювами, гадкими шеями и противной кожей под крыльями. За два часа до времени, указанного на афише, гора-оператор Паша и я распахнули двери ДК. В фойе на банкетках отдыхали самые пунктуальные зрители. Мы поднялись по лестнице, покрытой ковровой дорожкой, на второй этаж. В пустом концертном зале было темно. На сцене разворачивался кусок «Щелкунчика», гремел, не встречая на своём пути преграды из человеческих тел, Чайковский. Мы уселись в верхнем ряду, на крайние бордовые кресла. Два кордебалетных хоровода, кружась, пронзали друг друга, словно карты в руках фокусника, как безупречно работающие шестерни механизма. Всё было чудесно. Только артисты были не в костюмах, а в обычной одежде. Вдруг из первого ряда выскочила тётка, похожая на дрессировщицу. Она захлопала в ладоши: – Стоп, стоп, стоп! Стелла, что такое? Мы будем делать коду, или мне тебя заменить? – она была очень деловой и столичной. – Не испытывай моё терпение. Мальчики – молодцы. Ещё раз, с «там-там-тадам». Снова заиграла музыка, в этот раз файл загрузился дальше, секунд на тридцать – и снова ладоши. – Ты будешь работать или ты будешь мух считать, Стелла? Сцена повторилась раз пять. Музыка. Ладоши. Выговор. Стелла, в чёрной длинной футболке, с пуантами на ногах и гулькой на голове, скрипела зубами так, что слышно было сверху, но молчала. Тут к нам подошёл мужичок со стрижеными седыми висками, в свитере грубой вязки и синих вельветовых штанах. – Рабочие моменты, ребят, и только. В гримёрке вам будет удобнее, – и взял под локоть моего Пашу, на которого и смотреть-то обычно боятся.
Спустившись под сцену, мы прошли по «овощебазовскому» коридору и оказались в гримёрке. Пуантов на стенах не было, благовониями не пахло, и музыка не играла. Напоминало кабинет завскладом. Были: сервант в углу, ободранный клеёнчатый диван под смотровым окном, высокое зеркало с лампочками на раме, и штук семь холщовых стульев – всё завалено колготками, гамашами, гимнастическими купальниками, косметикой, носками, мигающими телефонами. Посредине комнаты – низкий стол. На нём: корки апельсинов, объедки бутербродов с сыром, чашки с остатками сока. Распахнулась и долбанула о стену дверь. Низкорослая девочка, жилистая, как плотник, вбежала в комнату с пуантами в руках и, не обращая на нас внимания, стала крушить стол. Паша поднял камеру и прижал к груди. Девочка кинула пуанты в сервант. Стекло разбилось. Она отпрыгнула в угол, повернулась спиной к нам и стала кричать: – Она меня заменила, сука. СУКА! СУКА! МРАЗЬ! Заменила! Вошёл свитер, оттолкнул стол с апельсинными корками и потряс девочку за плечи. – Не принимай это на свой счёт. Она перегибает, а у тебя обострённое чувство справедливости. Ты же её знаешь! Она быстро отходит. Стелла, соберись, твою мать! На последних словах Стелла резко успокоилась. Он надел на неё пуховик и вывел, притихшую, из гримёрки. А через минуту вернулся вместе с дрессировщицей: – Вот и маэстро, – сказал он. Мы уселись на стулья, они – на облезший диван. Началось интервью. Режиссёрша была мертво-мила. Свитер сидел рядом с ней и улыбался. – Это очень интересная площадка. Хороший опыт. Мы вчера были в Орске, а сегодня уже… – и бла-бла-бла. Я думал о Стелле. Выгонят ли её. И как она будет добираться до Москвы, если режиссёрша таки не «отойдет быстро». Потом я представил, как маленькая балерина бросила свои танцы и нашла хорошего паренька. Как она пришла на свидание, и, когда её спросили: «Что будешь?», заказала большой гамбургер и съела его, сидя под телевизором, не обращая внимания на новости давно свободного мира. И кончился для неё 91-й год.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Услуги организации похорон похороны ритуальные услуги. . Все подробности кошка просит кота у нас на сайте. |