HTM
Кто победит в Конкурсе грязного реализма?
Проголосуй до 15.07.2024
Выбери лучшие рассказы!
До конца голосования осталось:

Корзинка с картинками

Жизнь, отражённая в творчестве. Художник и журналист Николай Александрович Годин

Обсудить

Очерк

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за февраль 2024:
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал

 

Автор: Глафира Карркодилова

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 17.02.2024
Н. А. Годин. Автопортрет с синицей. 2000 г.

 

 

 

Россия всегда была богата талантами. Вот и сейчас немало в нашей стране замечательных мастеров. Их ценят в регионах, где они живут и работают, но, к сожалению, часто бывает так, что за пределами малой родины творцы не очень известны широкой публике.

До недавних пор я ничего не знала о Николае Александровиче Године. И, возможно, так и не познакомилась бы с его творчеством, если бы в «Новой Литературе» не опубликовали рассказ «Сны слепых». Автор рассказа, Андрей Ладога, в обсуждении на форуме признался, что в прошлом году отправлял текст в какое-то другое солидное издание, но получил отказ, поскольку там сочли историю слишком эротичной, чуть ли не порнографической. Я это мнение не разделяю, но благодарна редакции издания, название которого Андрей скрыл, за их решение. Потому что если бы они рассказ приняли, то я бы его тогда вряд ли прочла. А «Сны слепых» заслуживает прочтения, всем рекомендую.

Рассказ Андрея Ладоги многоплановый. В центре – мужчина и женщина, их отношения. Повествуя о любви главных героев, автор затрагивает много важных тем: о самореализации и исполнении желаний, о верности и предательстве, о связи прошлого и будущего. И мастерски рисует обстановку, место действия. А действие, в основном, происходит в Кургане – родном городе главного героя, куда он вернулся из Москвы, став успешным и богатым. И вот в описании купленной героем в Кургане новой квартиры вместе с известными художниками Михаилом Шемякиным и Анатолием Зверевым упоминается Николай Годин:

«Её поразила его новая квартира – прихожая, кухня-столовая, спальня, кабинет. Квартира, набитая современной немецкой бытовой техникой и итальянской мебелью. С оторопевшим вниманием Анна рассматривала живопись Михаила Шемякина и Анатолия Зверева, наброски и гуаши Николая Година, старого курганского знакомца его родителей. На гуашах Година была Куба, ночная Гавана, пляжи Варадеро с голыми красотками в факультативных призрачных мини-купальниках».

Конечно же, мне захотелось увидеть работы Година, узнать о нём побольше. Благо с помощью Интернета сделать это оказалось не очень сложно. Однако образ богемного художника, непроизвольно сложившийся после прочтения рассказа Андрея Ладоги, рассыпался в пух и прах. Гуашей с голыми красотками я не увидела (видимо, мастер писал такие только по просьбе друзей), но меня покорили репродукции живописных и графических работ с видами Кургана и зауральской природы, портреты современников, натюрморты. Оказалось, что Годин был не только художником, но также и журналистом, писателем. Он прожил долгую и яркую жизнь. Творчество Година пропитано любовью к родной земле, уважением к людям труда, благодарностью к защитникам Отечества. В августе 2021 года в возрасте 90 лет Николай Александрович скончался. Хочется, чтобы о мастере знали и помнили, поэтому я и решила написать этот очерк.

 

Уголок Кургана. 1997 г. Бумага, акварель. 36,5 х 47,5 см. Курганский областной художественный музей имени Г. А. Травникова
Уголок Кургана. 1997 г. Бумага, акварель. 36,5 х 47,5 см. Курганский областной художественный музей имени Г. А. Травникова

 

Забытая деревня. 1980 г. Картон, масло. 60 x 70 см. Курганский областной художественный музей имени Г. А. Травникова
Забытая деревня. 1980 г. Картон, масло. 60 x 70 см. Курганский областной художественный музей имени Г. А. Травникова

 

Родился Николай Годин 28 ноября 1930 года в селе Чулошное Половинского района Курганской области, куда до революции в числе украинских переселенцев переехал его дед. В военные и послевоенные годы Николай работал в колхозе, поэтому что такое крестьянский труд, как достаётся хлеб, он знал не понаслышке. И что такое война, какова цена Победы, представлял с детских лет.

 

Поезда не возвращаются (Память моего детства). 1980-е годы
Поезда не возвращаются (Память моего детства). 1980-е годы

 

В композиции «Поезда не возвращаются» Годин изобразил, как провожали на фронт эшелоны с односельчанами. Мальчишка на первом плане – это он сам, будущий художник.

Детство было нелёгким, но Николай находил время и для любимого дела – рисования. В 1948 году юноша приехал в Курган, где учился в изостудии заслуженного художника Аджарской АССР В. Ф. Илюшина. Затем поступил в Свердловское художественное училище имени И. Д. Шадра. На третьем курсе Година призвали в армию. Службу он проходил с 1951 по 1954 годы, в оперативном отделе штаба Уральского военного округа, художником-чертёжником. Во время службы Николаю доводилось помогать маршалу Г. К. Жукову. Командующий округом тогда часто читал лекции для высшего генеральского и офицерского состава, рассказывал о сражениях и операциях Великой Отечественной войны. Для лекций Жукову были необходимы различные схемы и карты, и художник-чертёжник оперативного отдела рисовал их для маршала.

После службы Годин вернулся в училище, закончил его, защитил дипломную работу и снова уехал в Курган.

 

Утро. 1996 г. Бумага, акварель. 39 x 53,5 см. Курганский областной художественный музей имени Г. А. Травникова
Утро. 1996 г. Бумага, акварель. 39 x 53,5 см. Курганский областной художественный музей имени Г. А. Травникова

 

Сначала Николай Александрович работал художником в городском саду, но вскоре, в 1957 году, его пригласили в новую областную газету – «Молодой ленинец». Годин оформил самый первый номер, а затем проработал в издании ещё 22 года. За это время художник опубликовал в газете сотни рисунков, плакатов, заставок, дружеских шаржей, напечатал множество статей и рассказов. В 1963 году Николай Годин стал членом Союза журналистов СССР.

Но более значимой, чем графическое творчество в газете, для художника стала живопись, а позднее – акварельная графика. С 1961 года он начал принимать активное участие в выставках.

 

Зимний лес. 1988 г. Картон, масло. 39,5 x 49,5 см. Курганский областной художественный музей имени Г. А. Травникова
Зимний лес. 1988 г. Картон, масло. 39,5 x 49,5 см. Курганский областной художественный музей имени Г. А. Травникова

 

Годин стал одним из организаторов Курганского отделения Союза художников РСФСР, деятельность которого сыграла значительную роль в развитии изобразительного искусства в Зауралье. Николай Александрович неоднократно избирался членом правления Курганского отделения. В 1970 году Годин был принят в Союз художников РСФСР.

Годин был счастливым человеком. Радость доставляли ему как творчество, так и личная жизнь. В 1957 году на танцах в Курганской филармонии он познакомился с будущей женой. Николай и Людмила поженились в августе 1958 года и прожили вместе более шестидесяти лет, вырастили и воспитали сына и дочь. Гостеприимные хозяева, интересные собеседники, они всегда были душой компании. Николай Александрович играл на гармошке, а Людмила хорошо пела. Конечно, были и житейские трудности, и ссоры, но супруги всё преодолевали и всегда поддерживали друг друга.

 

Портрет дочери. 2003 г. Бумага, акварель. 48,5 x 38 см
Портрет дочери. 2003 г. Бумага, акварель. 48,5 x 38 см

 

Николай Александрович много путешествовал. Побывал в разных уголках России, в других странах – в Дании, Англии, Японии, на Кубе. И везде не расставался с блокнотом, делал зарисовки с натуры, которые потом становились сюжетами для картин и акварельных работ.

 

Русь белокаменная. 2007 г. Бумага, акварель. 65 x 74,5 см
Русь белокаменная. 2007 г. Бумага, акварель. 65 x 74,5 см

 

Испанская девочка. 1977 г.
Испанская девочка. 1977 г.

 

Нагасаки. 1981 г. Бумага, фломастер. 20,5 x 19 см
Нагасаки. 1981 г. Бумага, фломастер. 20,5 x 19 см

 

Годин работал в разных жанрах: писал природные и городские пейзажи, натюрморты, портреты современников – как известных (например, хирурга-ортопеда Г. А. Илизарова, писателя В. Ф. Потанина, селекционера и новатора сельского хозяйства Т. С. Мальцева), так и простых людей.

 

Тихий вечер
Тихий вечер

 

Букет с пионами. 2003 г.
Букет с пионами. 2003 г.

 

Портрет писателя В. Ф. Потанина
Портрет писателя В. Ф. Потанина

 

Портрет Г. А. Илизарова. 2016 г. Холст, масло. 46 x 40,5 см. Курганский областной художественный музей имени Г. А. Травникова
Портрет Г. А. Илизарова. 2016 г. Холст, масло. 46 x 40,5 см. Курганский областной художественный музей имени Г. А. Травникова

 

Модница. Из серии «Мои современники». 1970-е гг. Бумага, акварель. 82 x 60 см
Модница. Из серии «Мои современники». 1970-е гг. Бумага, акварель. 82 x 60 см

 

Произведения Николая Александровича Година хранятся во многих частных коллекциях в России и за рубежом, в музеях Тюмени и Мичуринска, в фондах Союза художников в Москве. Но больше всего работ принадлежит Курганскому областному художественному музею имени Г. А. Травникова. Николай Александрович подарил музею города, в котором жил и работал, более двухсот своих произведений. «Всё остаётся людям» – так называлась выставка, посвящённая 85-летию со дня рождения Николая Година, которая проходила в Курганском музее в 2015 году. И перед этой выставкой было сделано приведённое ниже фото.

 

Художник Николай Александрович Годин

 

Художник отражается в зеркале, висящем на стене в окружении его картин. Фото символично, в нём глубокий смысл. Наше отражение мимолётно, жизнь конечна, но то полезное, что мы успели сделать в жизни, останется потомкам.

Художник ушёл в иной мир, но его впечатления и размышления, жизненный опыт отразились в его работах. Николай Александрович говорит с нами посредством своего творчества, рассказывает истории, делится мыслями. И если будете в Кургане, постарайтесь посетить художественный музей, чтобы воочию увидеть работы мастера.

 

Отражение. 1995 г. Холст, масло. 100 x 78 см
Отражение. 1995 г. Холст, масло. 100 x 78 см

 

 

 

Конец

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в феврале 2024 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
443 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.04 на 24.05.2024, 13:55 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

17.05.2024
Особенно радует наличие в журнале редакторского отбора. Это как огранка алмаза, что придает ему большую ценность в глазах искушённой публики.
Александр Жиляков

09.05.2024
Журнал отличный. Подход к рукописям отменный. Обложка прекрасная. Словом, есть, что смотреть и читать.
Валерий Рыженко

07.05.2024
Блестящий номер. Вы большие молодцы!
Валерий Соловьев



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Новостройки мурманска от застройщика отзывы о жилом комплексе мурманск. . Купить смартфоны и мобильные телефоны в Луганске - Купить телефон в Луганске.
Поддержите «Новую Литературу»!