Людвик Ковальский
Статья(перевод с английского) Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 18.04.2014
На чтение потребуется 7 минут | Скачать:
Словесные войны между верующими и атеистами[1] опасны; они часто ведут к настоящим кровопролитиям. Как это предотвратить? Один из возможных вариантов – это поддержка философского подхода НОМА, сформулированного Американским учёным С. Гулдом[2]. Ссылаясь на его труд, я писал[3]: «Бог – это нематериальная сущность, поэтому попытки доказать, что Бога нет, путем научных экспериментов – неправомерны. То же самое можно сказать о попытках опровергнуть научные утверждения (как, например, возраст Земли) на основе несогласия со Святым Писанием».
В книге «Перекидывая мост между наукой и религией: почему это должно быть сделано» теолог Роберт Джон Рассел[4] пишет, что для избавления мира от агрессивных конфронтаций необходимо сотрудничество между теологами и учёными. Подход НОМА, возможно, будет основой такого сотрудничества.
Первым шагом к взаимному уважению между верующими и учёными должно стать признание того, что большинство людей на земле окружены материальными структурами и духовными суперструктурами. Научные теории принимаются или отвергаются только на основе наблюдений и экспериментальных данных в сфере материального мира; теологические теории, с другой стороны, принимаются или опровергаются только на основе интуиции и на основе логического соответствия со святыми книгами. Формальное признание этих неопровержимых фактов, например, Папской академией наук в Ватикане, стало бы чрезвычайно важным шагом к ликвидации опасных споров.
Я учёный, не теолог[5]. Будучи студентом в Польше с 1950 по 1957 годы, я был воинствующим атеистом и впоследствии стал членом коммунистической партии. Сейчас я теист, верующий в Бога и посещающий синагогу. В связи с тем, что я был лишён религиозного воспитания, я очень отличаюсь от других верующих. Свою идеологическую эволюцию я описал в автобиографии[6]. Написание этой книги было моральным обязательством перед своими родителями и миллионами других жертв сталинизма.
Когда я читаю интересные книги, я часто делаю для себя заметки. Это помогает мне глубже осознать прочитанное. Недавно я прочитал книгу Ричарда Докинза, известного учёного-атеиста[7]. В конце второй главы он пишет: «...религия без чудес не признавалась бы теологами. Какая им польза от Бога, который не творит чудес и не отвечает на молитвы?» Это хороший вопрос. Но он адресован не мне. Мой Бог – не чудотворец. Животные – ни теисты, ни атеисты. Идея Бога была сформулирована людьми. Ссылаясь на историю человечества, Докинз называет три рода религий: примитивные, политеистические и монотеистические. На мой взгляд, этого недостаточно. Я признаю четвёртую категорию, «религию, лишённую чудес».
Несколько попыток модифицировать традиционную еврейскую религию описаны в работе[8]. Знаменитый теолог-реформист Барух Спиноза, изгнанный из общины своими современниками (в 17 веке в Голландии) писал: «Определённый и неизменяемый порядок в Природе... Это то же самое, что божья воля». Подобное утверждение было сделано Альбертом Эйнштейном в 1929 году.
Современный реформистский иудаизм базируется на вопросе, заданном ещё в 19 веке: «Тора – это история или легенда?» Немецкий раввин Абрахам Гейгер написал, что «Пора покончить с заблуждениями, согласно которым библейские легенды описывают действительные исторические события». Он, вероятно, имел в виду легенду создания мира за семь дней, легенду еврейского рабства в Египте, и т. д. Мы ценим эти легенды, потому что они отражают верования наших далёких предков.
Обращаясь к Гейгеру, другой немецкий раввин спросил: «Отрицаете ли вы Тору?» Ответ был простой: «Я не отрицаю Тору. Но … все законы и все молитвы, недостойные и не имеющие значения, должны быть исключены [из наших книг]». Почему я предполагаю, что только небольшая часть современных теологов была бы согласна последовать такому совету? Потому что библейские легенды переплетаются с рекомендованными законами морали. Бог, согласно большинству проповедников, записывает все наши прегрешения и наказывает тех, которые нарушают его заповеди – многие христиане верят в существование ада и рая; многие евреи верят в воскрешение праведников после прихода Мессии.
Ссылаясь на духовную сторону нашего существования, раввин Адин Стейнзальтц[9] писал, что она состоит из всего того, что мы воспринимаем сознанием. Это включает в себя наши мысли и эмоции, любовь, ненависть и зависть, способность читать, получать удовольствие от музыки или решать уравнения, понимать, что мы существуем, и общаться с другими. Всё это неосязаемо – это нельзя пощупать или взвесить… Реален ли духовный мир? Реален – в том же смысле, в котором, всё, что существует, реально. К духовному миру нельзя притронуться, так же, как невозможно пощупать магнитное поле; его невозможно увидеть, так же, как невозможно увидеть звук трубы. И, тем не менее, его можно ощутить и измерить…»
Чтобы понять различные аспекты реальности, люди строят концептуальные модели, которые называются теориями. Предсказать солнечное затмение, например, возможно потому, что мы понимаем солнечную систему, используя теорию Ньютона о земном притяжении. Теории – это абстрактные логические структуры. И учёные, и теологи используют логику. Абстрактные понятия, используемые учёными-инженерами, такие, как сила, энергия и температура, тоже не являются материальными объектами. Чем же тогда они отличаются от абстрактных понятий, используемых теологами, таких как Бог, рай и душа? Одно различие состоит в том, что научные теории – количественные, тогда как теологические теории – качественные.
Однако самое главное различие в другом. Оно основывается на том, каким способом эти теории доказываются. Научный подход, основанный на лабораторных исследованиях, является более эффективным в изучении нашего материального естества; богословский подход, основанный на авторитете священных книг, является более эффективным в изучении нашего духовного естества. В этом суть философии NOMA. Поможет ли она избавить мир от ненавистных конфликтов между теистами и атеистами? Это будет зависеть от того, как к ней отнесутся будущие поколения идеологов.
[1] L. Kowalski, Collected Internet comments, at http://pages.csam.montclair.edu/~kowalski/theo_sci.htm
[2] http://en.wikipedia.org/wiki/Stephen_Jay_Gould S. J.Gould (1997), «Non-overlapping Magisteria». Natural History 106 (March): 16-22. Also at www.stephenjaygould.org/library/gould_noma.html S. J.Gould (2002), «Rocks of Ages: Science and Religion in the Fullness of Life». New York: Ballantine Books.
[3] Ludwik Kowalski, «Futile Confrontations» American Atheist; 1st Quarter, 2012 Vol. 50, No, 1
[4] Robert John Russell, «Bridging Science and Religion: Why it Must be Done», at http://www.ctns.org/about_history.html
[5] Ludwik Kowalski's publications: http://csam.montclair.edu/~kowalski/LK_publications.html
[6] Ludwik Kowalski, autobiography: http://ludkow.info/kolyma
[7] Richard Dawkins, «The God Delusion» Houghton Mifflin Company, Boston, 2006
[8] Barry L. Schwartz, «Judaism's Great Debates: Timeless Controversies from Abraham to Herzl» The Jewish Publication Society, Philadelphia, 2012 (Part 3, Modern Judaism).
[9] Adin Steinsaltz, «Simple Words», Simon & Schuster, NewYork, 1999.
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|