Кругом 500
Очерк
На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Автор: Анна Круглова
Идея проекта: Анна Круглова
В своих стихах Владимир Высоцкий не только срифмовал, но и художественно осмыслил события, людей и явления, определившие образ жизни в СССР 1960-70-хх годов. Он с журналистской точностью рассказал о том, без чего невозможно представить и понять то время, вошедшее в историю как эпоха развитого социализма. То, что для поколения Высоцкого и, может быть, ещё одного-двух поколений моложе, не требует комментариев, для современных ценителей творчества Высоцкого нуждается в разъяснениях. Зачем в комплексной бригаде был устроен бал-маскарад, кто такой массовик Колька и почему супруга главного героя хотела быть похожей на Марину Влади.
Впервые Марина Влади увидела Высоцкого на сцене Театра на Таганке: «Это шестьдесят седьмой год, – вспоминает она. – Я приехала в Москву на фестиваль, и меня пригласили посмотреть репетицию «Пугачёва», пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей – некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актёра. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени»[1]. После репетиции они встретились в ресторане ВТО (Всесоюзное театральное общество). Марина Влади была на тот момент уже всемирно известной актрисой. Но для неё стал неожиданностью тот факт, что она очень популярна и в СССР. Высоцкий подошёл к её столику и сказал: «Наконец-то я встретил вас». После ресторана Высоцкий и Влади поехали в гости к корреспонденту «Юманите» Максу Леону. Там Владимир пел Марине свои и песни: «Меня поражает твой голос, твоя сила, твой крик, – пишет она в своих воспоминаниях. – И ещё то, что ты сидишь у моих ног и поёшь для меня одной. Постепенно я начинаю постигать смысл, горький юмор и глубину твоих песен. Ты объясняешь мне, что театр – твоё ремесло, а поэзия – твоя страсть. И тут же, безо всякого перехода говоришь, что давно любишь меня».
В 1968 году Марина Влади приехала на съёмки в Москву[2]. Она поселилась в гостинице «Советская», где до Революции находился ресторан «Яр». Там когда-то пировал с друзьями её дед – белогвардейский офицер. Марина приехала в СССР с сыновьями и мамой – дочерью русского эмигранта. Высоцкий представился матери Марины. Марина представила Владимира своим сыновьям. После этого отношения пары вышли на новый уровень. На каникулы Марина отправила детей в пионерский лагерь на берегу Чёрного моря, чтобы окунуть их в абсолютно советскую среду: «Я хочу, чтобы сыновья научились говорить по-русски. И действительно, через неделю их уже все понимают».
Я буду нынче как Марина Влади!
Однажды сыновья Марины Влади услышали и выучили песню, в которой говорилось о ней:
Сегодня в нашей комплексной бригаде Прошёл слушок о бале-маскараде. Раздали маски кроликов, Слонов и алкоголиков, Назначили всё это в зоосаде.
– Зачем идти при полном при параде? Скажи мне, моя радость, Христа ради! Она мне: – Одевайся! Мол, я тебя стесняюся, Не то, мол, как всегда, пойдешь ты сзади.
– Я платье, говорит, взяла у Нади, Я буду нынче как Марина Влади! И проведу, хоть тресну я, Часы свои воскресные Хоть с пьяной твоей мордой – но в наряде.
Зачем же я себя утюжил, гладил? Меня поймали тут же, в зоосаде. Ведь массовик наш Колька Дал мне маску алкоголика, И «на троих» зазвали меня дяди.
Я снова очутился в зоосаде. Глядь – две жены, Ну – две Марины Влади! Одетые животными, С двумя же бегемотами. Я тоже озверел и встал в засаде…
Наутро дали премию в бригаде, Сказав мне, что на бале-маскараде Я будто бы не только Сыграл им алкоголика, А был у бегемотов я в ограде!
Исполнение очень рассмешило Марину и Владимира: «Я быстро понимаю по твоим смеющимся глазам, что сочинил её ты, когда мы ещё не были знакомы». Влади вспоминает, что тогда Высоцкий признался в том, как давно она была предметом его обожания: «Ты объясняешь мне, что однажды посмотрел, как и все, фильм «Колдунья» и что, когда в 1965-м я приехала на фестиваль в Москву, ты тщетно пытался встретиться со мной. По нескольку раз в день ты ходил в кино смотреть хронику, чтобы увидеть меня хотя бы на экране. Короче, ты влюблён уже много лет и никогда не мог представить себе, что однажды увидишь меня живьём и так близко», – вспоминает Марина Влади. Именно тогда Высоцкий сказал ей: «Во всяком случае, теперь-то я знаю, что ты станешь моей женой».
Сегодня в нашей комплексной бригаде
Комплексная бригада – это постоянный или временный коллектив рабочих нескольких специальностей, выполняющих комплекс разнородных, но взаимосвязанных работ, составляющих общее производственное задание и несущих совместную ответственность за результаты своего труда. В этом её принципиальное отличие от специализированной бригады, собранной из представителей одной специальности. Комплексная бригада обычно состоит из 25-30 рабочих. Руководит ею бригадир. В СССР бригадная форма организации труда была основной в большинстве отраслей. Такой подход создавал возможности для самоорганизации трудового коллектива: совмещения смежных профессий, взаимной помощи, наставничества, проведения совместного досуга. Именно о таком культурно-массовом мероприятии поёт Владимир Высоцкий. Из текста песни мы узнаём, что в бригаде есть человек, ответственный за культурно-массовую работу и за организацию бала-маскарада, «массовик Колька». Понять профессию лирического героя из контекста песни сложно. Но совершенно точно, что он рядовой рабочий человек, склонный к употреблению алкоголя, так как жена заранее готова к тому, что на празднике он будет «с пьяной мордой». Она стесняется его и предупреждает, что если он не постарается выглядеть прилично, то «как всегда» пойдёт позади.
Прошёл слушок о бале-маскараде
В СССР не было традиции балов-маскарадов, кроме новогодних праздников. И, конечно, не могло быть «маски алкоголика». Скорее всего «алкоголиком» герой называет популярную во все времена маску клоуна. Почему массовику Кольке пришло в голову организовать именно такую форму досуга, объяснения в песне нет. Но можно порассуждать об этом и предположить, что если Высоцкий пишет песню с оглядкой на француженку Марину Влади, то и образы у поэта возникают не из окружающей действительности, а из заграничной: бал-маскарад из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса или Венецианский карнавал. И героиня песни сравнивает себя не с советской актрисой, а с французской.
Назначили всё это в зоосаде
Зоосад – то же самое, что и зоопарк, только меньше. Идея устроить бал-маскарад в зоосаде – исключительное творение массовика-затейника Коли и автора песни Владимира Высоцкого. Поэт не без сарказма описывает всю абсурдность данного мероприятия. Хотя цель у затеи, конечно, благая – сдружить коллектив совместным времяпровождением. Как писал Михаил Лермонтов в пьесе «Маскарад»: «Под маской все чины равны».
Зачем идти при полном при параде?
Быть одетым «при параде» в устаревшем значении значило быть в полном боевом облачении, в форме и по форме одетым. В современном контексте это означает быть одетым с особенной торжественностью, выглядеть нарядно. Именно поэтому супруга героя берёт платье напрокат у знакомой по имени Надя. А сам герой утюжит и гладит перед мероприятием свой костюм.
И «на троих» зазвали меня дяди
Обычай «соображать на троих» – столь же стойкое выражение, как и традиция в советское время выпить на троих поллитровую бутылку водки. Это действо часто становилось сценой фильмов того времени и темой для шуток. Многие помнят антиалкогольную кампанию, начатую в 1985 году Михаилом Горбачёвым. Однако это был далеко не первый подобный почин в Советском Союзе. Ближайшим к тому времени, в которое написана песня, было постановление «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками», принятое в декабре 1958 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Но выражение «на троих» появилось чуть раньше. Ещё до принятия этого постановления перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в Москве в 1957 году вышел запрет на продажу в розлив водки в столовых, буфетах и закусочных. Люди, которые привыкли выпивать по пути с работы рюмку-другую в культурных условиях и в компании завсегдатаев, теперь были вынуждены покупать целую бутылку водки и искать компаньонов, чтобы разделить её. Опытным путём постоянные потребители крепкого спиртного вычислили, что оптимальный вариант распития 0,5 литра водки приходится на троих. И скоро этот ритуал стал всенародным ответом на антиалкогольную политику государства.
Глядь – две жены, ну две Марины Влади!
Раздвоение изображения в глазах (по-научному – «временная диплопия») нередко бывает следствием сильного алкогольного опьянения. Именно поэтому герой увидел две жены и двух бегемотов.
Наутро дали премию в бригаде
Герой немало удивлён тому, что ему «наутро дали премию» за то, что он «сыграл им алкоголика». Он-то отлично знает, что после встречи «на троих», он на самом деле был пьян. Кроме того, судя по всему, он ещё и буянил, когда «озверел и встал в засаде». Но бегемот на то и бегемот, он в другой весовой категории. Бегемот, видимо, отбросил алкоголика подальше от себя, в сторону, возможно, к забору. А в приказе на премию написали, что он был у бегемотов «в ограде». Бегемотом, судя по всему, был кто-то из руководства предприятия, сделавший поощрение герою, чтобы уладить конфликт в коллективе.
Хотя активное участие в культурно-массовых мероприятиях часто поощрялось и стимулировалось благодарностями, наградами и, в том числе, денежными премиями. Не говоря уже о том, что такие люди были, что называется, «на хорошем счету» и имели положительные характеристики в личном деле.
[1] Здесь и далее печатается по книге воспоминаний Марины Влади «Владимир, или Прерванный полёт».
[2] Марина Влади была приглашена для участия в советско-французском художественном широкоформатном фильме «Сюжет для небольшого рассказа», снятом режиссёром Сергеем Юткевичем. Она сыграла роль Лики Мизиновой, возлюбленной Антона Чехова. Картина вышла в 1969 году и получила Памятную медаль Международного кинофестиваля в Венеции.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2023 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
http://arskomekb.ru купить сантехнические перегородки из лдсп. |