HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Кругом 500

Революция, Ленин и Высоцкий в спектакле Театра на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир»

Обсудить

Очерк

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за ноябрь 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2023 года

 

На чтение потребуется 25 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Автор: Анна Круглова

 

Идея проекта: Анна Круглова

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 7.11.2023
Владимир Высоцкий в спектакле Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». Фото Анатолия Гаранина, РИА Новости

 

 

 

7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Российской империи произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Провозглашение первого в мире социалистического государства изменило ход истории не только нашей страны, но и всего человечества.

 

С 1965 года в Театре на Таганке с большим успехом шёл спектакль, посвящённый этому событию. Он был поставлен режиссёром Юрием Любимовым по книге американского журналиста Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир».

Газета «Правда» писала: «Сколько бы ни было написано об Октябрьской революции книг, сколько бы ни было рассказано с экрана или со сцены, каждое новое слово о ней не может не вызвать интереса. Это относится и к спектаклю Московского театра драмы и комедии «Десять дней, которые потрясли мир»… Спектакль стремится дать живое представление о расстановке сил накануне и в момент Октября. Зритель видит художественное воплощение того редкостного узлового момента исторического процесса, который называется революционной ситуацией: «верхи» по-старому не могут, «низы» по-старому не хотят».

В постановке была занята вся труппа. Владимир Высоцкий, как и многие ведущие актёры театра на Таганке, играл в спектакле несколько ролей.

 

Актёры Театра на Таганке Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий перед спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир». 1966 г. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры. Алтай, Барнаул. / Владимир Высоцкий в роли революционного матроса. Фото Зафера Галибова
Актёры Театра на Таганке Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий перед спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир». 1966 г. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры. Алтай, Барнаул. / Владимир Высоцкий в роли революционного матроса. Фото Зафера Галибова

 

 

 

Народное представление в двух частях

 

 

Ещё до премьеры постановщик спектакля и главный режиссёр Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрий Любимов на странице газеты «Известия» высказался о своих задумках и готовящемся спектакле в статье «Веление времени»: «Читая сегодня об открытиях в области науки и наблюдая, как на стыке разных наук рождаются новые отрасли – астрофизика, биохимия, геоботаника, я думаю о том, что поиск в современном искусстве может быть особенно плодотворным на стыке жанров. Поэтому мы мечтаем о создании синтетического зрелища, синтетического спектакля. Первые шаги мы попытались сделать в «Добром человеке из Сезуана». То же стараемся развивать в следующей нашей работе – «Десять дней, которые потрясли мир» по мотивам книги Джона Рида. Нам хотелось бы сделать этот спектакль в традициях празднования первых годовщин Октября, массовых зрелищ, программ коллективов агитпоездов, «синей блузы»[1], окон РОСТА, используя широкие выразительные средства агитплаката, героико-революционного гротеска, буффонады, мистерии – средств, исконно свойственных театру улиц, площадей и фольклорных жанров»[2].

 

Афиша 300-го спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» в Театре на Таганке. 1969 год. Источник – «Википедия»
Афиша 300-го спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» в Театре на Таганке. 1969 год. Источник – «Википедия»

 

Задуманное Любимову удалось. Спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» сразу после премьеры 2 апреля 1965 года стал очень популярен в столице. Афиша именовала его как «Народное представление в двух частях, с пантомимой, цирком, буффонадой и стрельбой по мотивам одноимённой книги Джона Рида».

Уже на следующий день после премьеры «Советская культура» дала восторженную рецензию на спектакль, уделяя особое внимание тому, что молодая труппа, и по возрасту артистов, и по факту создания, вышла на сцену с работой в лучших традициях пролетарского искусства: «Но исчерпала ли себя эта мифология революционного творчества? «Нет!» – категорически заявляют Ю. Любимов и его товарищи. И напрасно наше искусство столькие годы не обращалось к этим живительным истокам в полном смысле слова современного творчества. Пойдите на спектакль, о котором я сейчас пишу, и посмотрите, что творится со зрителями, каким очистительным, бодрящим ветром одувает их со сцены, и вы (знаю по себе), прикоснувшись к юности рождающейся социалистической Республики, сами ощутите в своей душе и юность, и радость, и гордость»[3].

 

Коллаж из газет 1965 года со статьями, посвящёнными спектаклю Театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». Из фонда Отдела газет РГБ
Коллаж из газет 1965 года со статьями, посвящёнными спектаклю Театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». Из фонда Отдела газет РГБ

 

Центральная и столичная пресса ещё несколько месяцев не скупилась на восторженные отзывы:

 

«На сцене действительно происходит нечто значительное, яркое и талантливое. Главное действующее лицо – революционный народ»[4].

 

«Это воскрешение не осуществившейся до конца драматургии первых лет нашей революции».[5]

 

«Это смех народных гуляний, колючий смех революционных празднеств»[6].

 

«Спектакль этот ярок, эффектен, в нём масса броских, впечатляющих деталей. Очень многое в нём по-настоящему волнует, будучи прочтено с большим темпераментом современным советским художником»[7].

 

«Имя создателя этого спектакля – легион. Весь театр»[8].

 

«Такой спектакль просто немыслим при вежливо безучастном зале»[9].

 

Фрагмент сдвоенной афиши, выполненной Давидом Боровским, художником Театра драмы и комедии на Таганке, к спектаклю «Десять дней, которые потрясли мир». 27 марта 1970 г. / Актёры Арнольд Колокольников и Всеволод Соболев, в образе красноармейцев заменяющие билетёров. 1965 год. Источник – Музей Бахрушина
Фрагмент сдвоенной афиши, выполненной Давидом Боровским, художником Театра драмы и комедии на Таганке, к спектаклю «Десять дней, которые потрясли мир». 27 марта 1970 г. / Актёры Арнольд Колокольников и Всеволод Соболев, в образе красноармейцев заменяющие билетёров. 1965 год. Источник – Музей Бахрушина

 

Режиссёр спектакля коммунист Юрий Любимов стремился создать эффект сопричастности зрителей к театральному действу. И ему это удалось. Представление выходило за рамки сцены в фойе и даже за двери театра на улицу. Красноармейцы встречали посетителей театра со штыками, накалывая на них билеты. К зрителям на площадь выходили артисты с революционными песнями и народными плясками.

 

 

 

«Хватит шляться по фойе, проходите в залу»

 

Перед началом спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» в Театре драмы и комедии на Таганке, 1965 год. Фото ТАСС
Перед началом спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» в Театре драмы и комедии на Таганке, 1965 год. Фото ТАСС

 

Спектакль, записанный в Театре на Таганке уже после смерти Высоцкого, в 1987 году, в Сети можно увидеть полностью.[10] Однако сохранились фото и кадры и с участием Высоцкого в этом спектакле во время гастролей[11]. Он играл в разных сценах и Часового, и Солдата революции, и главу Временного правительства Льва Керенского, и Артиста, и Анархиста[12].

В интервью Таллинскому телевидению в 1972 году Высоцкий с гордостью рассказывал о спектакле: «Для примера такой оригинальности, я говорю о яркости зрелища, я приведу в пример постановку «Десять дней, который потрясли мир» очень кратко. Этот спектакль, афиша его гласит так: представление с буффонадой, пантомимой, цирком и стрельбой. Это не для того, чтобы заманить зрителя. А это на самом деле так. Спектакль начинается ещё на улице, и когда зритель в половине седьмого подходит к театру, у нас развеваются флаги на стенах нашего театра, актёры нашего театра в форме революционных матросов, солдат с гармошками, балалайками и гитарами, играя на этих инструментах, поют революционные песни, частушки».

В беседе с журналистом Высоцкий вспоминал о смешных эпизодах, связанных с выходом артистов на улицу: «У нас рядом находится ресторан, из него выходят люди навеселе, они думают, что, может, праздник какой они пропустили, присоединяются к нам. Идёт такое веселье, не только для зрителей, которые потом придут в театр, но и просто для посторонних людей на улице».

 

Актёры Арнольд Колокольников и Всеволод Соболев в образе красноармейцев заменяют билетёров у входа в фойе перед началом спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» в Московском театре драмы и комедии на Таганке. 1965 год. Источник – Музей Бахрушина
Актёры Арнольд Колокольников и Всеволод Соболев в образе красноармейцев заменяют билетёров у входа в фойе перед началом спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» в Московском театре драмы и комедии на Таганке. 1965 год. Источник – Музей Бахрушина

 

Незабываемое впечатление на всех – и на зрителей, и на рецензентов, и на самого Высоцкого – производили билетёры на этой постановке: «Это актёры нашего театра, переодетые в революционных солдат с повязками на руках, с лентами на шапках, со штыками, отрывают кусок билета, накалывают на штык и пропускают вас. Вы входите в фойе, оформленное под время революционных лет. Висит очень много революционных плакатов, стоят помост деревянный и пирамиды из винтовок. На этом помосте актёры поют песни и частушки, которые заканчиваются так:

 

Хватит шляться по фойе,

Проходите в залу.

Хочешь пьесу посмотреть –

Так смотри с началу!»

 

В фойе театра на Таганке перед спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир». 1965 год. Слева направо: Валерий Золотухин, Борис Буткеев, Владимир Высоцкий. Фото А. Стернина. Из архива Театра на Таганке
В фойе театра на Таганке перед спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир». 1965 год. Слева направо: Валерий Золотухин, Борис Буткеев, Владимир Высоцкий. Фото А. Стернина. Из архива Театра на Таганке

 

Происходящее потом в зрительном зале, со слов Высоцкого, тоже не давало заскучать: «Вы входите в зал и думаете, что вот, наконец, мы отдохнём, наконец-то откинемся на спинку кресла и будет нормальное спокойное действие. Но не тут-то было. Рабочий, солдат и матрос с оружием выходят на сцену и стреляют вверх. У нас помещение маленькое. Они стреляют, конечно, холостыми патронами. Но звука много, пахнет порохом. Это немного зрителя взбодряет. Некоторых слабонервных иногда даже выносят в фойе. Они там выпьют нарзана, но так как билет достать трудно, то приходят досматривать».

О структуре постановки и своих персонажах Высоцкий рассказывал так: «Это 35 картин, решённых абсолютно по-разному. На сцене нет никаких декораций и только меняется место действия… В спектакле 250 ролей. Я, например, играю несколько. Среди них такие как Керенский, гвардейский офицер, матрос-часовой у Смольного. В картине «Тени прошлого» я играю Анархиста. Так что такой круговорот, успеваешь переодеваться, шинель меняешь на бушлат матросский. После этого снова переодеваешься в стилизованный костюм Керенского. Мы играем некоторые сцены в масках, а некоторые реалистические куски в этом спектакле мы играем со своим лицом».

 

Владимир Высоцкий в ролях главы Временного правительства Александра Керенского и матроса-часового у Смольного в спектакле Театра на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». Коллаж из фото Зафера Галибова
Владимир Высоцкий в ролях главы Временного правительства Александра Керенского и матроса-часового у Смольного в спектакле Театра на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». Коллаж из фото Зафера Галибова

 

Александр Керенский с июля по октябрь 1917 года был министром-председателем Временного правительства. После победы большевистского вооружённого восстания во главе с Лениным он снял с себя полномочия и покинул Зимний дворец. В спектакле обыгрывается распространённая в то время версия о том, что Керенский сбежал из Зимнего дворца, переодевшись в женское платье. Журналист-международник Генрих Боровик, который в 1960-х годах работал в США собственным корреспондентом АПН, рассказывал о своей встрече с бывшим главой Временного правительства в 1966 году: «Видимо, эта неправда жгла ему сердце и через 50 лет. Поэтому первое, что он сказал мне, было:

– Господин Боровик, ну скажите там в Москве – есть же у вас умные люди! Ну не бежал я из Зимнего дворца в женском платье!»[13]

 

Министр-председатель Временного правительства Александр Керенский в своём кабинете в Зимнем дворце. Петроград. 1917 год. Источник – wikimedia.org
Министр-председатель Временного правительства Александр Керенский в своём кабинете в Зимнем дворце. Петроград. 1917 год. Источник – wikimedia.org

 

А когда в беседе он стал вспоминать, каким прекрасным оратором он был, даже на фоне таких мастеров как Троцкий и Ленин, то неожиданно воскликнул: «Ах, если бы тогда было телевидение, никто бы меня не смог победить!».

 

 

 

«В куски разлетелася корона…»[14]

 

 

О музыкальном сопровождении спектакля Владимир Высоцкий рассказывал в интервью: «У нас очень много песен, очень много так называемых зонгов. Это стихи, которые должны исполняться под бесхитростную мелодию, ритмическую, прямо на зрителей, от имени театра. Это есть опоэтизированная идея спектакля для того, чтобы ещё сильнее раскрыть содержание пьесы, для того, чтобы ещё больше иметь непосредственного контакта со зрителем. Поэтому мы выходим на зрителя, поём или обращаемся к нему с монологом».

«А тут революционные песни распевают от всего сердца, и пляшут тоже от всего сердца, и радуются, и горюют, и верят в победу с полной отдачей, так что и нам, сидящим в зале, трудно, просто невозможно оставаться равнодушными», – писал в рецензии на спектакль для «Литературной газеты» критик и литературовед Борис Галанов.[15]

 

Сцена «В фойе» из спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» Московского театра драмы и комедии на Таганке. 1965 год. Источник – Музей Бахрушина
Сцена «В фойе» из спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» Московского театра драмы и комедии на Таганке. 1965 год. Источник – Музей Бахрушина

 

Среди большого количества песен и зонгов на стихи Бертольта Брехта, Александра Блока, Фёдора Тютчева, Давида Самойлова, исполненных в постановке, есть три песни, написанные Владимиром Высоцким: «Войны и голодухи натерпелися мы всласть…», «Всю Россию до границы…»[16] и самая известная из них – песня белогвардейского офицера «В куски разлетелася корона…»:

 

В куски разлетелася корона,

Нет державы, нет и трона.

Жизнь России и законы –

Всё к чертям!

И мы, словно загнанные в норы,

Словно пойманные воры,

Только кровь одна с позором

Пополам.

И нам ни черта не разобраться –

С кем порвать и с кем остаться,

Кто за нас, кого бояться,

Где пути, куда податься –

Не понять!

Где дух?

Где честь?

Где стыд?

Где свои, а где чужие?

Как до этого дожили,

Неужели на Россию нам плевать?

 

Позор – всем, кому покой дороже,

Всем, кого сомненье гложет,

Может он или не может

Убивать.

Сигнал!.. И по-волчьи, и по-бычьи

И как коршун на добычу.

Только воронов покличем

Пировать.

Эй, вы! Где былая ваша твёрдость,

Где былая ваша гордость?

Отдыхать сегодня – подлость!

Пистолет сжимает твёрдая рука.

Конец,

Всему

конец.

Всё разбилось, поломалось,

Нам осталось только малость

Только выстрелить в висок иль во врага.

 

 

 

«Нет державы, нет и трона»

 

 

В начале 1917-го, больше чем за полгода до Октябрьской революции, в Российской империи произошла Февральская буржуазно-демократическая революция, результатом которой стало отречение от престола императора Николая II и прекращение правления династии Романовых. Это произошло 2 (15) марта 1917 года на железнодорожном вокзале в Пскове.

 

Его императорское Величество Николай II Александрович. Государь Император и Самодержец Всероссийский. Родился 6 мая 1868 года, вступил на престол 20 Октября 1894 года, короновался 14 мая 1896 года. Литография Веферс и К. / Картина «Долой орла!» Художник Иван Владимиров. Источник – Музей политической истории России
Его императорское Величество Николай II Александрович. Государь Император и Самодержец Всероссийский. Родился 6 мая 1868 года, вступил на престол 20 Октября 1894 года, короновался 14 мая 1896 года. Литография Веферс и К. / Картина «Долой орла!» Художник Иван Владимиров. Источник – Музей политической истории России

 

Корона и трон – общепринятые атрибуты монаршей власти. Царь должен быть в короне и величественно сидеть на троне. Держава, наравне со скипетром, – символы власти и самодержавия не только в Российской империи. Скипетр, символизирующий пастуший посох, существовал ещё у фараонов. А держава – шар с короной или крестом – являлась символом владычества над землёй. Название её происходило от старославянского и означало «власть».

Февральская революция началась в Петрограде с массовых выступлений рабочих и солдат петроградского гарнизона. После упразднения титула императора вся власть в стране перешла к Временному правительству, которое сосредоточило в своих руках всю законодательную и исполнительную власть в России: «Жизнь России и законы – всё к чертям!».

 

Сцена «Падение 300-летнего дома Романовых» из спектакля Театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». Владимир Высоцкий в роли Керенского. Фото Зафера Галибова
Сцена «Падение 300-летнего дома Романовых» из спектакля Театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». Владимир Высоцкий в роли Керенского. Фото Зафера Галибова

 

Войска, перешедшие на сторону восставших, заняли важнейшие пункты города, правительственные здания. Разрозненные и немногочисленные силы, сохранившие верность царскому правительству, не смогли справиться с охватившим столицу хаосом, а несколько частей, снятых с фронта, не смогли пробиться к городу: «Где свои, а где чужие?».

Песня написана от лица белогвардейского офицера, который не может разобраться, что ему теперь делать. Ведь присягал он царю, которого больше нет. Но служить он должен своей стране. И он не понимает, что в этой ситуации для страны благо, а что нет. Для офицеров всегда имел значение не только армейский устав, но и неформальный кодекс чести. Но что теперь честь, чего нужно стыдиться, что является позором для офицера, а что нет – он не понимает: «Где былая ваша твёрдость?».

 

Сцена «Окопы» из спектакля Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». 1965 год. Источник – Музей Бахрушина
Сцена «Окопы» из спектакля Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». 1965 год. Источник – Музей Бахрушина

 

Есть разные мнения относительно того, когда зародилось антиреволюционное белогвардейское движение. На мой взгляд, точкой отсчёта нужно считать созванный в мае 1917 года в Могилёве съезд офицеров российской армии, на котором из уст военачальника Михаила Алексеева прозвучал призыв «Спасать Отечество!»: «Отдыхать сегодня – подлость!».

Русский офицер всегда был больше, чем просто военный. Нравы офицерской среды были очень строги и определяли правила не только поведения, но и жизни для человека со званием. И хотя писаного кодекса чести не существовало, все его знали и придерживались. Однако в 1904 году ротмистр Валентин Кульчицкий решил собрать эти правила в брошюру «Советы молодому офицеру». Поскольку произошло это во время Русско-японской войны, можно предположить, что идею ротмистру подсказало знакомство с Бусидо – кодексом самурая, который дословно переводится как «путь воина». Ничего нового в этом наборе не было, но брошюра сразу стала очень популярной и много раз переиздавалась.

 

Владимир Высоцкий, Анатолий Васильев и Валерий Золотухин в спектакле Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». 1965 г. Источник – Музей Бахрушина
Владимир Высоцкий, Анатолий Васильев и Валерий Золотухин в спектакле Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». 1965 г. Источник – Музей Бахрушина

 

Особым понятием было и остаётся слово офицера, как синоним честного слова, гарантия выполнения данного обещания. В офицерской среде существовало неписаное правило, что офицер, который не смог сдержать данного им слова офицера, тем самым посрамил свою честь и должен застрелиться: «Нам осталось только малость, только выстрелить в висок иль во врага».

О том, как раскрыта в спектакле тема поиска опоры в душе людьми, оказавшимися на перепутье эпохи, писал в рецензии на спектакль публицист Георгий Бояджиев: «И снова покой, раздумье, гордое сознание бессмертия своего дела, бессмертия своих идей. Скованное волей чувство – будь то гнев, будь то пафос – даёт ощущение монументальности характеров даже тогда, когда персонажи не в самом действии, а как бы бродят по дорогам революционных битв, чтобы, когда нужно, учить уму-разуму и бодрить своими песнями. Так воспринимается четвёрка «ведущих». Они поют о народе и революции, её героях и жертвах, и в их голосах – гнев и гордость, нежность и печаль… Эти мужественные парни – поэты революции и одновременно участники той труппы, которая разыгрывает сейчас героическое и эксцентрическое представление о десяти великих днях. Время от времени они сами вступают в действие и крошат врагов, а исполнители «вражеских» ролей, если им становится уж очень невмоготу, снимают с себя личину и, став в ряд с ведущими, чеканят ритмы их песни»[17].

 

Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий и Борис Хмельницкий в фойе перед спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир» в Театре на Таганке Фото из архива Николая Осипова
Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий и Борис Хмельницкий в фойе перед спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир» в Театре на Таганке Фото из архива Николая Осипова

 

Бояджиев называет этих актёров-«ведущих», работающих, по мнению автора, с особым удовлетворением, находящихся «всё время в действии, всё время с публикой: А. Васильев, Б. Хмельницкий, В. Высоцкий, Б. Буткеев, Д. Щербаков»[18].

 

 

 

«Десять дней, которые потрясли мир»

 

 

Джон Рид, журналист, по мотивам книги которого поставлен спектакль, стал свидетелем октябрьских событий 1917 года, когда находился в России в командировке по заданию социалистического журнала The Masses.

 

Обложка книги «Десять дней, которые потрясли мир» / Журналист Джон Рид. Фото из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий (Prints and Photographs division)
Обложка книги «Десять дней, которые потрясли мир» / Журналист Джон Рид. Фото из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий (Prints and Photographs division)

 

В связи с тем, что в США был принят «Закон о шпионаже», карающий наказанием всех, чья деятельность препятствовала вербовке солдат на фронты Первой мировой войны, журнал The Masses изменил свою политику и отказался от публикаций Джона Рида. Но его статьи о Русской революции вышли на страницах издания The Liberator.

Как писал сам Джон Рид, он «пытался смотреть на события с точки зрения добросовестного журналиста, заинтересованного в установлении истины». Всё это он описал в своей книге-репортаже «Десять дней, которые потрясли мир».

В статье о спектакле, опубликованной в газете «Правда», рассказывается о том, как решена в спектакле тема принятия написанного Джоном Ридом в США: «В спектакле есть сцена судилища, устроенного сенаторами США над Джоном Ридом. «Поймите, революция – это болезнь...», – кричат разгневанные сенаторы, больше всего на свете опасающиеся, как бы искры русской революции не перекинулись на их крыши. «Будем считать советскую революцию недействительной. Не было революции. Ничего не было. Всё тихо», – уговаривают они друг друга, изобличая себя точь-в-точь, как иные современные твердолобые, не желающие считаться с реальными изменениями в мире»[19].

 

Сцена «Допрос Джона Рида» из спектакля Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». 1965 год. Источник – Музей Бахрушина
Сцена «Допрос Джона Рида» из спектакля Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». 1965 год. Источник – Музей Бахрушина

 

Джон Рид несколько раз обвинялся у себя на родине в «антиамериканской деятельности» из-за того, что по возвращении в Нью-Йорк 28 апреля 1918 года, совершил около 20 агитационных поездок по США в защиту Октябрьской революции и против американской интервенции в Советской России. В 1919 году Джон Рид стал одним из основателей Коммунистической рабочей партии США. В том же году он снова приехал в Москву, много ездил по Советской России, собирая материал для будущих книг. Но успел закончить только одну – «Десять дней, которые потрясли мир».

19 октября 1920 года журналист заболел сыпным тифом и умер, не дожив до 33-х лет. Джон Рид стал одним из трёх американцев, удостоенных чести быть похороненным у Кремлёвской стены.

 

 

 

«От его слов веяло спокойствием и силой»

 

 

Джон Рид встречался с Владимиром Лениным. В своей книге он дал несколько характеристик советского лидера. Одна из них о том, каким он был оратором: «От его слов веяло спокойствием и силой, глубоко проникавшими в людские души. Было совершенно ясно, почему народ всегда верил тому, что говорит Ленин».

 

Сцена из спектакля Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». На экране – портрет Владимира Ленина. Кадр из видеозаписи
Сцена из спектакля Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». На экране – портрет Владимира Ленина. Кадр из видеозаписи

 

Сам Владимир Ленин так высказался о произведении Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир»: «Эту книгу я желал бы видеть распространённой в миллионах экземпляров и перевёденной на все языки, так как она даёт правдивое и необыкновенно живо написанное изложение событий, столь важных для понимания того, что такое пролетарская революция, что такое диктатура пролетариата». Эта цитата Ленина звучит и в спектакле.

Образ Ленина проходит через весь спектакль: на сцене появляется почётный караул у Мавзолея, звучит голос Ленина, к Ленину за советом приходят люди из разных уголков страны.

«Находкой спектакля, его вдохновением является голос Ленина. Ленин говорит то, что писал в эти годы. Сцены построены так, что видна их строгая условность. Лицо Ленина даётся в световой проекции с двух сторон зала. Текст читает М. Штраух, превосходно знающий голос Ленина. Соединение отдельных эпизодов, сыгранных актёрами, с обобщающей речью Ленина, даёт совершенно иную историческую глубину всему представлению. Спектакль, как поковка, поворачивается на наковальне сцены и принимает форму, предсказанную сознанием великого революционера»[20].

 

Сцена из спектакля Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». 1965 год. Источник – Музей Бахрушина
Сцена из спектакля Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». 1965 год. Источник – Музей Бахрушина

 

«И много раз, пока эти эпизоды будут сменять друг друга, на экране возникнет ленинское лицо и прозвучит то гневный, то насмешливый, то лукавый, то ободряющий ленинский голос (отрывки из статей Ленина читает артист М. Штраух). Ленина нет среди участников спектакля. Но его присутствие ощущается постоянно. Следуя за «дерзновенной» ленинской мыслью, так восхищавшей Джона Рида, мы глубже постигаем и оцениваем события десяти незабываемых дней»[21].

 

 

 

«У нас очень много света»

 

 

Любимов не ограничивал себя в выборе образов. На заднем фоне сцены появляются и Мавзолей, и образ Богоматери с младенцем, и распятие, и огонь, и портрет президента США.

В том же интервью в Таллине Высоцкий подробно рассказывает о самой постановке, находках режиссёра и о том, как решён световой рисунок постановки: «У нас очень много света. Экспериментируют наши осветители всё время. В каждом спектакле разный свет».

 

Сцена из спектакля «Десять дней, которые потрясли мир». Театр на Таганке. 1965 год. Фото Анатолия Гаранина. Музей российской фотографии. Источник – www.museum.ru
Сцена из спектакля «Десять дней, которые потрясли мир». Театр на Таганке. 1965 год. Фото Анатолия Гаранина. Музей российской фотографии. Источник – www.museum.ru

 

Доцент Высшего института театрального искусства Болгарии Любен Георгиев рассказал в своих воспоминаниях, как работал со светом режиссёр Юрий Любимов: «Я бывал на продолжительных технических репетициях «Таганки» с осветителями во время гастролей театра в Софии. Это происходило на сцене Сатирического театра, и руководил репетициями сам Любимов. Для каждого из ста двадцати шести эпизодов спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» он точно указывал, какие прожекторы включать, каким из них «следить» за исполнителями, как менять красный и другие цвета, – поступало столько указаний, что их можно было понять, скорее, интуитивно.

"Для меня, – говорил мне Любимов, – освещение выполняет живописующую роль на сцене. Одним лучом света можно нарисовать целую картину"».

 

Сцена «В столицу за правдой» из спектакля Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». Владимир Высоцкий в роли Часового у Смольного беседует с крестьянами. Фото Зафера Галибова
Сцена «В столицу за правдой» из спектакля Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». Владимир Высоцкий в роли Часового у Смольного беседует с крестьянами. Фото Зафера Галибова

 

Любен Георгиев хотел договориться с Юрием Любимовым о записи этого спектакля для Болгарского телевидения. Режиссёр отказывался, так как при включении прожекторов для телевизионной съёмки пропадал рисунок, выстроенный по его замыслу на сцене. Любимов рассказал Георгиеву об изобретённой в Японии камере, которая позволяет снимать без усиления освещения, и предложил подождать, когда эта камера появится в Болгарии. На возражения Георгиева, что пройдёт не меньше пятнадцати лет, а спектакли за это время устареют и актёры состарятся, Любимов категорически возразил: «Нет! Театр не музей и не архив! Такое искусственное удлинение жизни спектакля противоестественно! Спектакль создаётся с определёнными актёрами и не рассчитан ни на кого другого! Он предназначен для сегодняшней публики!»

 

После спектакля Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». Режиссёр и постановщик спектакля Юрий Любимов (в центре), Владимир Высоцкий (справа), актёры театра. Фото Зафера Галибова
После спектакля Московского театра драмы и комедии на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир». Режиссёр и постановщик спектакля Юрий Любимов (в центре), Владимир Высоцкий (справа), актёры театра. Фото Зафера Галибова

 

Георгиев пишет о том, что они ещё долго обсуждали эту тему. Он уговаривал, а Юрий Любимов вроде бы даже начал размышлять вслух о том, как следовало бы снимать театральное представление: «Если в нижней части экрана почти непрерывно держать два-три первые ряда партера, возникнет ощущение, что ты не дома перед телевизором, а в зрительном зале и реагируешь заодно со всеми». Но потом последовало ещё более категоричное: "Нет! Нет! И нет!"»[22]

Может быть, ответ на вопрос, почему так мало сохранилось записей спектаклей Театра на Таганке в то время, стоит искать в позиции её режиссёра и художественного руководителя Юрия Любимова, а не в том, что советское телевидение обходило стороной популярный театр?

 

Владимир Высоцкий в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир». Слева – в роли Часового в сцене «В столицу за правдой». Справа – в маске в роли Керенского в сцене «Последнее заседание Временного правительства». Коллаж из фото Зафера Галибова
Владимир Высоцкий в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир». Слева – в роли Часового в сцене «В столицу за правдой». Справа – в маске в роли Керенского в сцене «Последнее заседание Временного правительства». Коллаж из фото Зафера Галибова

 

P. S.: Любен Георгиев вспоминает, что в 1980 году именно этот спектакль давали в Театре на Таганке в тот день, когда умер Владимир Высоцкий: «Вечером 25 июля театр играл «Десять дней, которые потрясли мир». Актёры играли без вдохновения, без воодушевления, почти просто обозначая текст. Но публика не осуждала их, потому что знала о случившемся. В конце спектакля Ю. П. Любимов вышел на сцену и сообщил, какую невозместимую утрату понёс театр. Все встали и молча отдали дань памяти артиста».[23]

 

 

 



 

[1] Первый советский агитационный эстрадный театральный коллектив, основанный в 1923 году по инициативе Бориса Южанина, стал символом движения, представлявшего новое «революционное» массовое искусство.

 

[2] Юрий Любимов. Веление времени // Известия (Московский выпуск). 1965 – 18 февраля (№41) – с.3

 

[3] Георгий Бояджиев. Стая молодых набирает высоту (Вчера состоялся первый спектакль) // Советская культура. – 1965 – 3 апреля (№40) – С. 3.

 

[4] Лев Карпинский. В творческом поиске // Правда – 1965 – 16 мая (№136) – С. 3.

 

[5] Виктор Шкловский. Слова Ленина обновляют театр // Неделя (Иллюстрированное обозрение. Воскресное приложение газеты Известия).– 1965 – №16 (11-17 мая) – С. 16.

 

[6] Борис Галанов. Это время гудит телеграфной струной. // Литературная газета –1965 – 22 апреля (№49).

 

[7] Иннокентий Попов. Что такое современно? Ч.2 // Советская культура. 1965 – 4 сентября (№105) – С.3.

 

[8] Георгий Бояджиев. Стая молодых набирает высоту (Вчера состоялся первый спектакль) // Советская культура. – 1965 – 3 апреля (№40) – С.3

 

[9] Яков Варшавский. В поиске. // Вечерняя Москва. – 1965 – 18 июня

 

[10] https://www.youtube.com/watch?v=jkwlrxBwhXI Москва. Театр на Таганке. 1987 год.

 

[11] https://youtu.be/k9oVZ9jSJ8I?si=iLgwgTb89ftxwi3P Будапешт. Венгрия. Октябрь 1976 года.

 

[12] В премьерном спектакле роль Керенского исполнял Николай Губенко. В 1968 году он ушёл из Театра на Таганке.

 

[13] Сергей Осипов. Александр Керенский: «Не бежал я из Зимнего дворца в женском платье!» Интервью с Генрихом Боровиком // Еженедельник «Аргументы и Факты» № 23. 09 июня 2010 года.

 

[14] https://www.youtube.com/watch?v=Ub5ro-VyFCU Текст впервые опубликован в журнале «Театральная жизнь», 1986, №24.

 

[15]Борис Галанов. Это время гудит телеграфной струной.//Литературная газета-1965-22 апр. (№49)

 

[16]Другие названия: «Временные, слазь!» и «Песня матроса». Все три песни датированы 1965 годом и вошли в цикл «Песни для спектакля «10 дней, которые потрясли мир» Театра на Таганке».

 

 

[17] Георгий Бояджиев. Стая молодых набирает высоту (Вчера состоялся первый спектакль) // Советская культура. – 1965, 3 апреля (№40) – С.3

 

[18] Там же.

 

[19] Лев Карпинский. В творческом поиске // Правда – 1965 – 16 мая (№136) – С. 3.

 

[20] Виктор Шкловский. Слова Ленина обновляют театр // Неделя (Иллюстрированное обозрение. Воскресное приложение газеты «Известия»).– 1965 – №16 (11-17 мая) – С. 16.

 

[21] Борис Галанов. Это время гудит телеграфной струной. // Литературная газета – 1965 – 22 апр. (№49).

 

 

[22] Печатается по книге Любена Георгиева «Владимир Высоцкий. Встречи, интервью, воспоминания», глава «Собеседник».

 

[23] Там же.

 

 

 

Конец

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в ноябре 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
481 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 26.04.2024, 17:43 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

https://bettingcafe.ru/bookmakers/ . https://metalsystems.ru откатные ворота гаражные ворота. . Реи тинг бурению скважин на воду.
Поддержите «Новую Литературу»!