Лачин
Статья
![]() На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Подписаться на журнал
![]()
История премий, выдаваемых писателям, начинается главным образом с двадцатого века. Раньше они представляли единичное явление, и абсолютное большинство пишущих не имело никаких наград. Рассмотрим плюсы и минусы. Плюсы очевидны, их два: автор становится известнее и – во многих случаях – получает материальное вознаграждение. Перечислим минусы, известные и обсуждаемые куда меньше и реже. Начнём с самого очевидного. Члены жюри могут быть явно предвзяты, их решения зависят от субъективных вкусов (вкусовщины) и политики. Бунин, Пастернак, Солженицын и Бродский получили нобелевки как антисоветчики, и ещё потому, что советское правительство само и прославило их своим осуждением. (К тому же Пастернак, главным образом поэт, получил её за прозу, а не стихи.) Как говорил Брежневу то ли Суслов, то ли Гришин: «да на хрена нам дался этот Солженицын?! Только рекламу ему делаем!». Столь же справедливо говорила Ахматова о подсудимом Бродском: «Какую биографию делают парню…». Между тем Блоку, Сологубу, Белому, Маяковскому, Бальмонту, Цветаевой, Ахматовой, Арсению Тарковскому и иже с ними нобелевка не досталась. Не досталась и антикоммунисту Фридриху Горенштейну, поскольку из него мученика делать не стали; и Мандельштаму, поскольку его арест не сопровождался скандалом. Второй минус, реже упоминаемый – разнарядка, искусственное распределение премий по странам, национальностям, языкам, родам и жанрам литературы. Дали подряд несколько премий прозаикам – надо бы теперь поэту, или – что-то у нас много лауреатов с одного континента, давайте другой. Гражданство, национальность, язык, роды и жанры, в коих подвизается автор, могут сыграть за или против него, независимо от уровня его сочинений. В-третьих. Прижизненная и посмертная репутации всегда были вещами разными. С расстояния ясно многое, не видное вблизи. Сиюминутные проблемы, «злоба дня» отходят в прошлое, становится легче беспристрастно оценить авторов прошлого. Но раздача премий всё изменила. Озирая прошлое, мы примечаем первоочерёдно лауреатов престижных наград, список премий в биографии влияет на наше восприятие. А ведь эти премии были зависимы от той же «злобы дня», от тогдашней политической ситуации, литературной моды, давно изменившейся, от вышеупомянутой разнарядки по странам и жанрам. И всё это, вместо того чтобы кануть в Лету, влияет на следующие поколения. Если бы премии раздавались в девятнадцатом веке, лауреатами стали бы не Лермонтов с Пушкиным, а Булгарин, Кукольник и Бестужев-Марлинский. В-четвёртых, до премий нужно дожить – они даются прижизненно. Франсиско Аяла, лауреат нескольких престижных премий, получил их после семидесяти пяти лет. Элиасу Канетти досталась нобелевка за «Ослепление» через примерно шестьдесят (!) лет после выхода романа. За это время можно и умереть. Между тем именно крупные мастера часто недооцениваются при жизни. Лермонтов, Пушкин, Блейк, Стендаль, Флобер, Кафка etc. не входили в число наиболее популярных авторов при жизни. И не прожили лет восемьдесят, дабы дожить до признания. Награды Аялы, Канетти и Льосы им не грозили. В невыгодном положении оказываются именно лучшие – из истории известно, что их коронуют почти всегда посмертно. Для членов жюри они не существуют. Пятое. Большинство премий даются единожды. У одного автора может быть намного больше сильных сочинений, чем у другого, но премии проводят уравниловку: более плодовитый награждён не больше других. Шестое. Большинство премий выдаются через равные промежутки времени, обычно раз в год. Опять-таки разнарядка, хронологическая. Но один год может оказаться гораздо плодотворнее другого, даже нескольких лет. Возникает совершенно искусственная картина, не имеющая никакого отношения к живому литературному процессу. Первое десятилетие семнадцатого века дало английской драматургии не меньше, если не больше, всего последующего столетия. В 1840-м вышел «Герой нашего времени», в следующем году – «Мёртвые души». За двадцать лет (1840-50-е) в России не было столь сильных романов. 1929 год дал литературе США больше предшествующего десятилетия. 1900-1940 гг. дали русской поэзии в десятки раз больше предыдущих сорока лет. Между тем с точки зрения премий все года одинаковы. Суммируя вышеназванные минусы, видишь: литпремии приносят вреда значительно больше, чем пользы, искажая и запутывая литературную жизнь, восприятие авторов прошлого и настоящего. Наиболее вредна самая престижная премия – Нобелевская, просто изгадившая литературу двадцатого столетия. Во-первых, это премия либерастов, не менее ангажированная, чем, скажем, сталинские премии. Во-вторых... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2021 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев ![]()
![]() |
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Детские интернет магазин магазин детских вешалок. . https://prosbyt.ru гидравлическое масло gazpromneft hydraulic hlp 46 20л. |