Лачин
Статья
![]() На чтение потребуется 4 минуты | Цитата | Подписаться на журнал
![]()
Художественная литература – дело тонкое. Она – ежели на хорошем уровне – объясняет, что может случиться, чего не было, но могло бы быть, а возможно, и было и, возможно, будет, и ещё не раз. Но ежели ты утверждаешь, что придуманное тобою действительно было, тут чистой воды мошенничество. Тут тонкая грань. Ты можешь быть пророком, можешь глаголить. Но если только скажешь, что написанное тобою есть документалистика – сразу обращаешься в жулика. Говори прямо, что написанное – вымысел. И тогда ты имеешь право на всё. Но как только скажешь, что написанное – документалистика, тут же обращаешься в мошенника, что дурит народ. В этом двойственность художественной литературы. Она – пророчество, и она же легко обращается в элементарную ложь. Если только переступишь грань. Пушкин и Кривицкий – преступили.
Пушкин написал о вымышленном им потомке Жанны д’Арк, вызвавшем Вольтера на дуэль за поэму «Орлеанская девственница». Написал рассказ. Но под видом статьи, якобы о реальном случае. Посыл понятен. Пушкина тяготило, что люди мельчают, всё меньше готовых драться за честь, и написал о благородном – вымышленном им самим – потомке д‘Арк. Александр Кривицкий, советский журналист, написал рассказ – под видом статьи – о 28 героях-панфиловцах. Да, время было военное. Такой приём, возможно, был оправдан. Беда в том, что вымысел, выданный за документалистику, дал повод антикоммунистам/антисоветчикам для критики.
Как поступать в данных случаях? Авторы подобных произведений ставят нас в неловкое положение. И тут – в каждом случае – есть по три варианта.
В случае с д‘Арк.
Касаемо панфиловцев.
Ибо: а) Художественная литература правдивее не менее журналистики и научной литературы (подробнее см. «О нападках на художественную литературу»), б) Рассказ о панфиловцах написан в жанре строгого реализма, в) История Красной армии полна подобного рода подвигов, и мы по-прежнему чувствуем себя уверенно. (Придёт удобный час – повторим. Обождите малость), г) Кривицкий был не прав, выдав отличный рассказ за статью, и так делать не надо. Но в той, экстремальной, ситуации его поступок наполовину оправдан.
Подобно Кривицкому поступил и Дюма, в романе «Графиня де Монсоро». Де Бюсси (1549–1579), любовник графини, действительно был первоклассным дуэлянтом (бретёром). Но согласно Дюма, он убивает всех противников, этак с дюжину. В реальности на де Бюсси напало десять человек, и он убил четверых, после чего его шпага сломалась, и он попытался убежать, выпрыгнув в окно. Тут его и убил граф де Монсоро. То есть де Бюсси действительно был сильным дуэлянтом. Хоть и не так, как в романе Дюма. В случае с панфиловцами можно сказать то же: они отлично воевали, но в изложении Кривицкого... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2022 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Гидравлическая маслостанция - масляная станция маслостанция gpagregat.com. |