HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Александр Либиэр

Мессия

Обсудить

Монография

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 25.10.2008
Оглавление

34. Часть 2. Учение. Глава 2. Теория и практика в гнозисе. Таинства.
35. Часть 2. Учение. Глава 2. Теория и практика в гнозисе. Тайное и явное в учении Иисуса.
36. Послесловие

Часть 2. Учение. Глава 2. Теория и практика в гнозисе. Тайное и явное в учении Иисуса.


 

 

 

Существует распространенное мнение, что учение Иисуса предназначалось для каждого человека. Это не совсем правильное мнение. На самом деле Иисус излагал основы гнозиса для всех, кто к нему приходил. Но посвящения в гнозис удостоились лишь двенадцать учеников, которых он выбрал сам. А затем еще 70 человек, имена которых мы пока не можем установить. Посвящая в гнозис, Иисус всегда указывал на особый момент в этой традиции – на то, чтобы его ученики, проповедуя это учение, давали посвящение лишь достойным этого учения: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6). Более того, общаясь с массами, Иисус излагал основы гнозиса, как правило, в притчах. Это делалось с той целью, чтобы отделить достойных посвящения от недостойных:

«И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать, Без притчи же не говорил им; а ученикам наедине изъяснял все» (Марк 4, 33—34);

 «Кто имеет уши слышать, да слышит! И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13:9-17).

Эрнест Ренан приписал Иисусу авторство метода изложения учения с помощью притч. Но Иисус, по всей видимости, был первым иудейским учителем, излагающим учение в притчах, но не первым учителем на Земле, излагающим учение в притчах. Метод притч Иисус перенял у дзэнских мастеров, когда проходил обучение в Индии. Только на Востоке притча именуется по другому – «коаном». Притча была хорошей альтернативой кодировке языка применяющейся в каббале и именуемой языком ветвей и языком парцуфим и сфирот. Именно притчи, как метод изложения учения, выдают знакомство Иисуса с эзотерическими традициями Востока – йогой и дзэном. Об этом факте также свидетельствуют такие письменные источники, как «Тибетское Евангелие» и «Евангелие мира от ессеев».

Для того чтобы принять посвящение, неофит должен был обладать определенными духовными качествами. Все эти качества принадлежат к области мысли и нравственности. Собственно, во всех традициях от неофита требовалось одно и то же – достижение определенного уровня духовного развития, характеризующегося обладанием некоторыми качествами характера.

Первое из этих качеств, которым должен обладать неофит – распознавание. Это означает, что вступивший должен научиться различать вечное и временное, реальное и нереальное, истинное и ложное, небесное и земное. Видение небесного достигалось с помощью изучения Торы и постижения воли Творца.

Вторым качеством, которым должен был обладать неофит, был – отказ от законов мирской жизни и желание служить вечной и непреходящей Истине – Творцу мира и его Закону. Эту ступень Иисус определяет такими сильными словами: "Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лука, XIV, 26). Неофит брал на себя обет ненависти к греху и любви к Творцу и его Закону. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21); «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6:24); «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

Третье качество – волевой контроль над инстинктами и эмоциями, преобладание разума над чувствами, эмоциями и инстинктами. Это качество именовалось терпением. И терпение это культивировалось в душе адепта по отношению не к греху, но к грешному человеку. Культивирование этого качества в душе человека происходило через всепрощение и этику ненасилия. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Мф.5:3-12); «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-41).

Наконец, неофит должен обладать сильной непоколебимой верой, которая выражала его преданность и доверие Творцу. «… никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9:62). Это должен быть тот уровень веры, для которой нет ничего невозможного и с помощью которой человек, по словам Иисуса, мог передвигать даже горы. Это тот уровень веры, который делает человека праведным не на словах, а на деле: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20).

Лишь обладая этими качествами, человек мог получить право быть посвященным в гнозис.

Неофит становился адептом сакрального гностического знания, получал новое имя и получал право на миссионерскую деятельность – подготовку других (непосвященных) людей к принятию нового учения. «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях». (Мф. 10:5-27)

Интересен следующий момент из Евангелия от Иоанна: «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4: 38). Эти слова Иисус говорит своим ученикам, которых он сам избрал из пришедших к нему. И в этих словах отражена преемственная связь эзотерических традиций и общее их единство и принадлежность к Примордиальной традиции и сакральной науке. До Иисуса трудились учителя более ранних эзотерических традиций, с учениями которых Иисус был хорошо знаком. Предшествующими же традициями были Каббала, йога, дзэн и дао.

Основой житейской практики гностиков было уподобление образу Христа – раскрытие в себе духовного света любви ко всему сущему. «На заре христианства Христос был для своих последователей живым символом их собственной божественности, совершенным плодом того семени, который таится в их собственных сердцах. Не спасение внешним Христом, а вырастание в совершенство внутреннего Христа – вот в чём состояло учение эзотерического христианства, учение малых мистерий. Ступень ученичества переводила на ступень Сыновства. Жизнь Сына должна была протекать среди людей, пока она не заканчивалась Воскресением, когда прославленный Христос становился одним из достигших совершенства Спасителей мира. Сопоставляя этот грандиозный идеал эзотерического христианства с внешним учением церквей, становится ясно, что современное христианство, утерявшее эзотеризм, еще далеко от истинного понимания евангелия и его глубокого смысла» (А.Безант. Эзотерическое христианство).

Если гностик с достоинством выполнял наложенные на него обязанности – претворение любви в мирских делах, то он достигал воскресения – разрыва сансары и спасения своей души от последующего воплощения в физический мир. О возможности воскресения судили по факту достижения преображения – достижения состояния сознания, именуемого в йоге термином «самадхи». Таким образом, преображение и самадхи – это два синонимических термина, используемых в разных эзотерических традициях: самадхи – в йоге, преображение – в гнозисе. Точно самое можно сказать и о терминах «нирвана» и «воскресение»: первый используется в йоговской традиции, второй – в гностической.

Наконец, необходимо понимать, что учение Иисуса и учение Павла – это не одно и то же. Учение Иисуса – эзотерично в своей основе, учение Павла – экзотерично. Христианская религия построена на учении Павла. Имя Христа в нем номинально, т.к. в учении Павла очень мало гностических идей и много того, чего в гнозисе совсем не имеется. По Павлу Творец воплотился в Иисусе, по Иисусу Творец воплощен во всем, в том числе и в каждом человеке. Павел учил, что спасение есть благодать Творца, Иисус учил, что Царствие Небесное силою берется. Павел учил о всеобщем спасении, Иисус учил о том, что спасутся не многие. По Павлу Царствие Небесное это какой-то неведомый нам мир, далекий и запредельный, а по Иисусу – Царствие Небесное таится совсем рядом, внутри каждого человека. Павел учил, что Царствие Небесное достигается после смерти, что оно связано с волей небес, Иисус же учил тому, что Царствие Небесное можно достигнуть еще при жизни, и достижение это связано с духовной работой человека и зависит только от самого человека. Павел проповедовал буквальное воскрешение из мертвых, для Иисуса воскрешение являлось процессом просветления. Согласно гностической традиции непросветленный человек – это мертвый человек, поэтому воскресение – это процесс пробуждения (просветления) и обретения новой природы, нового преображенного тела. Воскресение из мертвых в том смысле, в каком проповедовал его Павел, возможно только для самого Творца. Это воскресение произойдет, согласно учению Примордиальной традиции, в конце времен перед последним судом Творца над своим творением, который ознаменует собой конец одной цивилизации и начало другой.

«Вспомни, что ты сын Царя», – говорится в Евангелии от Фомы. Это принципиальное утверждение, на котором зиждется весь гнозис. Каждый человек – сын (или дочь) Творца. Для человека необходимо только научиться раскрывать в себе божественную природу – Христа в самом себе. Чему и учил Иисус, а после него и его ученики.

 

 

 


Оглавление

34. Часть 2. Учение. Глава 2. Теория и практика в гнозисе. Таинства.
35. Часть 2. Учение. Глава 2. Теория и практика в гнозисе. Тайное и явное в учении Иисуса.
36. Послесловие
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!