HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Геннадий Литвинцев

Шесть дней месяца Авив

Обсудить

Повесть

 

Повесть параллельной жизни

 

 

Купить в журнале за март 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2021 года

 

На чтение потребуется 1 час 40 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 31.03.2021
Оглавление

4. Повелитель пустыни
5. Козлы отпущения
6. Кровь и огонь

Козлы отпущения


 

 

 

В пустыне темнеет быстро. Недолго поиграв лёгкой охрой, погас закат, сгустилась небесная синева, мягкой мглой заволокло горы. Лишь редкие голоса оживляли табор. Но вот в темноте вспыхнула электричеством резиденция Халдея, прозвучал рожок – и обитатели лагеря потянулись на свет.

Внутренность шатра оказалась обустроенной в восточном стиле – на полу от стенки до стенки ковёр цветов предзакатной пустыни, по краям шёлковые подушки, в средине на простых глиняных тарелках простое же угощение – лепёшки, сыр, хумус, орехи, виноград, финики и курага, зелень. Никакой мебели, только в глубине стол, уставленный глиняными кувшинами и кружками, с двумя официантами по сторонам.

Гостей встречал сам Максим Арьевич. Каждому он жал руку и однообразно приветствовал: «Добро пожаловать!». И добавлял: «Рассаживайтесь. Вернее, разваливайтесь. Вообразите, что вы в походе». Громким возгласом: «Вот это да! Кто бы мог поверить в такое счастье!» – приветствовал Халдей Ренату и её спутника. Потом представил всем скромно державшегося в стороне бородатого мужчину в кипе, одетого в тёмный сюртук: «Мой друг профессор Иосиф Гальперин, самый мудрый и самый ученый человек на земле». Мужчина молча, с тихой светлой улыбкой поклонился и снова отошёл в сторону.

Стали размещаться на ковре и подушках, полулёжа, с подобранными коленями. Лука постарался занять место подальше от отца. И – о чудо! – рядом с ним оказалась единственная в компании женщина, вообще единственная такая на свете – Рената Бояркова. Он старался не смотреть на неё, но против своей воли ощущал и ловил всеми напрягшимися клетками её аромат и нежное тепло коснувшегося бедра.

Официанты, ловко наклоняясь между возлежавшими, расставляли кувшины и кружки.

– В одних кувшинах у нас вино, в других вода из здешнего знаменитого колодца, она, говорят, ещё слаще вина, угощайтесь! – объявил Халдей.

– Подтверждаю эти слова, – сказал Иосиф, он свободно говорил по-русски. – Именно здесь, неподалёку, Авраам с царём Авимелехом заключали союз о колодце. «Вирсавия это место, ибо тут оба они поклялись». Колодец и сейчас полон воды.

– Мне вина, – услышал Лука голос соседки, но не придал значения, и вскоре получил толчок локотком в спину. – Эй, я вам говорю!

Он обернулся – и увидел прекрасные смеющиеся глаза и губы. Наощупь схватил первый подвернувшийся кувшин.

– А что там – вино или вода? – спросила Рената.

– Вино, красное.

– Тогда налейте.

Он доверху налил подставленную кружку.

– И себе.

Так повелительно с ним ещё никто не говорил. Но и слушаться никогда не было столь приятно.

– Ну вот, а теперь чокнемся. Как вас зовут?

Лука назвался.

– А вас?

В конце концов он не обязан знать её до знакомства. Красавица улыбнулась и вдруг, близко наклонившись к нему, прошептала:

– Хазва. Вам я могу сказать своё настоящее имя.

И тут же прервала общение, повернувшись к спутнику, возлежавшему возле неё справа. О чём-то они заворковали вполголоса.

Пришлось слушать, что говорил Халдей. Тот вроде бы был занят с учёным, но говорил так, чтобы слышно было и всем остальным:

– Как измельчали люди! Мне показали здесь строящийся порт, его должны были сдать ещё лет десять назад. Храм Соломона, я вам скажу, в объёмах был не меньше, а построен, при той технике, всего за семь с половиной лет. Правда, работали на премудрого царя не одни лишь люди, но и духи, умел он впрягать и демонов. Бывало, пригрозит им перстнем – они, дрожа от страха, бегут исполнять.

Иосиф кротко смеялся:

– Складно рассказываете, будто видели.

– А что, может, и видел, – отвечал Максим Арьевич. – Я ведь много кое-чего на свете успел повидать. И убедился, что люди всегда и везде одинаковы – думают только о себе, а любовь и счастье приписывают удаче.

– Но можно сказать и так, что нигде нельзя купить счастье за деньги и подкупом добиться любви.

Халдей на это поднял бровь, но ничего не сказал. Он высоко ценил кругозор и познания профессора. Иосиф Гальперин в Санкт-Петербурге учился читать древние еврейские, арамейские и арабские тексты. В Париже занимался семитологией и гебраистикой. В вавилонской и ассирийской клинописи, в египетских иероглифах он разбирался столь же бегло, как обычный человек в ежедневной газете. В Карнеги-Тех изучил технологии древней металлургии, так что теперь безошибочно определял в местных археологических находках происхождение металлов и сплавов. В нью-йоркском музее «Метрополитен» исследовал костюмы и оружие. Поднаторел в ископаемой нумизматике и керамике, древней архитектуре и военном искусстве. Всё это сделало его авторитетнейшим специалистом по всему своду библейской тематики. И вот такой человек пришёл сегодня рассказать о земле, на которую ступили путешественники, и о её преданиях.

Иосиф переменил положение, подоткнул под себя подушку и, улыбнувшись в бороду, начал негромко, ни к кому особенно не обращаясь. Но именно это заставило всех прекратить смех и частные разговоры и преклонить уши к говорившему.

– Мне часто приходится выступать перед приезжими – из России, Европы, Америки. Одни считают себя паломниками, другие просто туристами. Разница тут чувствительная, прежде всего в отношении к тому, что видишь и слышишь, а следственно и в восприятии. Я вас пока что мало знаю, а потому назову предварительно странниками. Имя это почтенное. Сам Авраам, говорится в Книге, «жил в земле Филистимской странником». Все праотцы наши были странниками, пока при Иосифе Прекрасном не осели в Египте. Но и оттуда, из-под длани фараоновой, сбежали и сорок лет странствовали в пустыне. А потом, после падения царства и разрушения храма, – не странствовали ли по свету ещё почти две тысячи лет?

– Я согласен, – внушительно сказал Халдей. – Все мы на этом свете странники.

– Не исключено, что и на том свете будем тоже. Потому я приветствую ваше желание пройти пешими по пустыне и так ближе узнать нашу страну. Есть ли в мире другая земля, пробуждающая столько дорогих сердцу воспоминаний? Эти слова, между прочим, принадлежат Ивану Алексеевичу Бунину, побывавшему здесь за сто лет до вас. Да, эта земля настолько одухотворена тысячелетней мыслью, что здесь не вы смотрите на пейзаж, а он смотрит на вас и говорит вам. Что говорит? Это зависит от умения слушать. Жизнь не только религиозного, но всякого знающего историю человека – сплошное воспоминание. Расскажу об израильтянах. В праздник Рош а-Шана мы вспоминаем праотца Авраама, жившего четыре тысячи лет до нас. В Песах – бегство из древнего Египта. В Суккот, праздник Шалашей, вспоминаем сорокалетнюю жизнь в пустыне. В Пурим – страшные, но и весёлые приключения предков в древней Персии. В Хануку празднуем победу Маккавеев. 9-го Аба скорбим о потере Иерусалима. А ещё Иом-кипур, Судный день. Трудно быть столь древним народом! Уверен, что перед поездкой все вы усердно читали Библию и потому вам знакомы имена и топонимы, которые я стану называть, и вы сумеете меня поправить в случае, если допущу ошибку.

Все согласно закивали.

– Да, существенное замечание, – с весёлой улыбкой сказал Иосиф. – У меня не лекция, а вы не студенты. Потому продолжайте есть и пить. И будем беседовать.

Лука снова почувствовал толчок в спину:

– Так вы будете за мной ухаживать?

И снова, обернувшись, с радостным сердцем увидел лицо Ренаты, налил в протянутую кружку вина.

– А теперь дайте мне лаваш и сыра, и зелени, с утра ничего не ела. – Она не оставляла свой повелительный тон. – А вы почему ничего не пьёте?

– Вина я не пью, а воды не хочется, – сказал Лука.

Рената с интересом на него посмотрела.

– Вот как? Что-то новенькое. А какие же удовольствия вы цените?

– Я многое ценю, но об этом после. Меня другое сейчас забавляет, – Лука развернулся к соседке всем корпусом.

– Что же?

Соседка выказывала желание поболтать.

– Привязанность людей к еде. Согласитесь, в этом мы слишком уж похожи на животных. Самые возвышенные умы, самые духовные, даже мистические личности, творческие гении, парящие душой в надмирных сферах, должны потом приземляться и идти обедать. Создатель, если уж хотел выделить нас из других существ, мог бы устроить и наше питание как-нибудь иначе, например, энергией света. Вот на вас глядя, нельзя и подумать, что вы потребляете что-либо, кроме солнечных лучей и романтической музыки.

– О, да вы мастер на сладости! – засмеялась Рената. – Я не совсем вас разочарую, если позволю себе ещё сыра и винограда, вон того, жёлтого?

– Этот виноград как раз к вашим глазам, – успел сказать Лука.

Халдей между тем говорил профессору:

– Боюсь показаться интеллектуалом или, хуже того, начётником… Довелось недавно прочитать о редком заболевании. Название, конечно, не вспомнишь. В общем, встречается у некоторых людей исключительная способность сохранять в памяти, до мельчайших подробностей, всю свою жизнь, все факты биографии, начиная с самой ранней поры, чуть ли не с купели. Учёные посчитали эту особенность болезнью, хотя можно назвать и талантом, и даром божьим, кому как нравится. В медицинском журнале, кажется, американском, описывается симптоматика: человек тратит очень много времени на мысли о своём собственном прошлом и, главное, заново, горячо и порой болезненно переживает конкретные события из своего прошлого, чаще всего давние. А ведь похожие признаки можно увидеть и в самочувствии целых народов, вы не находите?

– Конечно, бывают крайности, – сказал Иосиф. – Но человек без памяти, без прошлого, по-моему, похож на высохший пустой орех. По Платону, вообще всякое знание есть не что иное, как воспоминание.

В знак согласия Халдей склонил голову:

– Вот потому мы и здесь, вроде козлов отпущения.

– И за чьи же грехи – всего мира или за свои собственные?

– Нет, господин мой, всё гораздо проще: нас самих временно отпустили на волю – жёны, заботы, обязанности.

Иосиф засмеялся. И тут же заговорил серьёзно:

– Но не забывайте, что, где бы мы ни находились, главные наши обязанности всегда с нами. Как известно, Тора содержит 613 законов – 365 запретительных и 248 разрешительных. Где же тут свобода, особенно если понимать свободу в современном смысле? Шагу нельзя ступить без опасения что-то сделать не так и попасть в «беззаконники». И всё же, несмотря на все обременения, израильтяне посчитали (считают и сейчас), что приняв бремя скрижалей, они ушли от рабства, прежде всего духовного. Да, повозмущались, конечно, побунтовали в пустыне – но в конце концов дали клятву строить свою жизнь строго по заповедям. Ибо только так, с веригами закона, с наказаниями за малейшее отступление от него, было преодолено в человеке животное начало и обретено божественное, вечное, жизнь получила смысл. Человек из раба своих желаний, своей животной природы, превратился в свободное существо, в этом смысле равное Творцу.

– Это верно, – для чего-то вставил с тяжёлым вздохом Халдей. – Свободный человек невыносим. Как и не имеющий ни в чём нужды.

Профессор продолжал:

– Избранный же не в силах уклониться. Где бы ни скитался еврей, никто и ничто не может его освободить от Закона. Значит, его Закон не признаёт границ, он действителен в любой стране. Если человек берёт с собою Талмуд, с ним и его дом.

– А вам не кажется, что некоторые его статьи устарели, что их невозможно соблюдать в современной жизни? – вмешался Вереин. – Кое-что сейчас представляется бессмыслицей, вроде запрета варить козлёнка в молоке его матери.

Иосиф улыбнулся и отрицательно покачал головой.

– Не поддаётся воображению, но мудрецы-толкователи целых девять лет обсуждали эту строчку Торы. Было это в четвёртом веке. Крутили и так, и эдак, пытались уловить все оттенки смысла этой на вид странноватой заповеди. В результате такого, как бы мы сейчас сказали, мозгового штурма были сформулированы правила приготовления пищи, обязательные для выполнения всеми евреями на все времена. Да, регламентация жизни Талмудом кое-кому кажется чрезмерной. Но насколько же легче жить в доме, где всякая вещь на своём месте, а члены семьи точно знают, как поступить в той или иной ситуации и чего ждать в каждом случае от соседа.

Вот Тора кратко и без всяких пояснений требует не работать в субботу. Но что считать работой, а что видом отдыха? Если то, чем я занят в данное время, назвать лекцией, то, выходит, я работаю и тем самым нарушаю Закон. Если же просто провожу время за приятной беседой с друзьями, как это и есть на самом деле, то я тогда отдыхаю и не совершаю ничего предосудительного. Мишна, а это часть Талмуда, называет сорок основных видов запрещённых в Шаббат работ. Назову некоторые, чтобы вам по незнанию не впасть в беззаконие. Конечно, сеять, жать, печь вы не станете, так что опустим. А вот это, пожалуй, актуально для вас – нельзя завязывать или развязывать узлы. Надеюсь, обувь у вас у всех без шнурков, на липучках? Хорошо. Охотиться за антилопой не собираетесь? То-то! Нельзя разжигать огонь, чистить платье. А вот этот запрет уж точно к вам относится – «И пусть писец не притрагивается к своему перу». Добавим: и к клавишам тоже. Ещё такое вот предписание: в Шаббат мужчина не должен держать у себя в кармане гвоздь от виселицы. Но почему, спросите вы. Да потому что такой гвоздь носят для удачи, то есть для дела, а это запрещено.

Вот так легко и ненавязчиво раскрыл профессор Гальперин субботние наказы Талмуда. Но забыл почему-то напомнить ещё об одном важном запрете: «Мужчина в возбуждённом состоянии не должен трапезничать с находящейся в таком же состоянии женщиной». Наверное, не счёл его актуальным при практическом отсутствии в шатре женщин. Между тем состояние Луки было близко к критическому. Он всем существом своим ощущал токи, исходящие от соседки, ловил воспалённым слухом её слова, смех и дыхание. И чувствовал, что пуповина, неожиданно соединившая его с нею, от мига к мигу становится всё прочней и короче. И потому он не расслышал, как профессор объявил небольшой конкурс на знание Библии и зачитал задание:

– Кто был первым царём Израиля?

– За что были изгнаны Агарь и Измаил?

– Какое описанное в Ветхом Завете событие в иудейской традиции отмечается в виде карнавала?

И ещё несколько подобных вопросов. Нет, у профессора вовсе не было намерения уличить собеседников в невежестве – подобные задачки в Израиле задаются и решаются на обычных школьных викторинах и конкурсах. Но в нашем шатре после его слов повисла неловкая тишина. И потому особенно громким показался женский голос:

– Можно мне задать свой вопрос?

Иосиф согласно кивнул. Все уставились на Ренату.

– Меня зовут Хазва, это моё настоящее имя. В какой части Библии действует женщина с таким именем? И что произошло с нею?

Иосиф снова кивнул:

– Вношу ваш вопрос в конкурс для всех присутствующих. А сам тем временем поищу текст.

Он включил вайфай-роутер и стал заниматься с ним. Через пару минут поднял голову, оглядел сидящих. Желающих отвечать на вопросы не прибавилось.

– Вопрос милой нашей собеседницы действительно не простой, – кротко сказал Иосиф. – Во всяком случае, и я поначалу растерялся. Слава Создателю, помогла техника. Героиня с именем Хазва является в «Числах», в главе двадцать пятой. Разрешите зачитать? – обратился он к Ренате.

– Читайте! – скомандовала Рената с нотками вызова и торжества.

Иосиф приподнял аппарат ближе к глазам:

– «И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору. И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привёл к братьям своим медианитянку… Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копьё, и вошёл вслед за израильтянином в спальню и пронзил обоих их, израильтянина и женщину в чрево её: и прекратилось поражение сынов Израилевых… Имя убитого израильтянина было Зимри, сын Салу, начальник поколения Симеонова; а имя убитой мадианитянки Хазва, дочь Цура, начальника Оммофа, племени Мадиамского».

Как только чтение смолкло, все обратились глазами к Ренате. Она сидела неподвижно, прямая, смотрела перед собой, губы её дрожали, а по бледным щекам сбегали слёзы.

– Что с тобой? – шепнул ей Вереин. – Зачем всё это? Разве ты Хазва, дочь Цура? И не пей больше!

Рената молчала, прижимая салфетку к щекам.

На том и окончился вечер. Все расходились в неловком молчании.

Лука с отцом, тщательно задраив в своём шатре молниями выход и окна, занавесив специальной кисеёй кровати, тут же улеглись и погасили свет. Лука был рад, что ему никто не будет мешать думать о прекрасной обитательнице близлежащего шатра, вспоминать её запах и голос, мучиться ожиданиями своей взволнованной плоти.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2021 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: ЮMoney: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2021 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

4. Повелитель пустыни
5. Козлы отпущения
6. Кровь и огонь
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!