HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Геннадий Литвинцев

Идол

Обсудить

Пьеса

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за март 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за март 2023 года

 

На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 8.03.2023
Иллюстрация (коллаж). Автор: newlit.ru. Источники исходных изображений: https://vk.com/wall-154340793_28 и https://medium.com/tag/marketing/archive/2015/11/10

 

 

 

Синопсис

 

 

Гротеск в стихах и прозе с участием классических персонажей. Стихотворный текст представляет по сути собрание эпиграмм. Вводная сцена и «Репортаж журналиста» обыгрывают корреспонденции российских газет с концерта Пола Маккартни на Красной площади 24 мая 2003 года.

 

 

*   *   *

 

Москва, Красная площадь, вечер майского дня. В обращённых к Кремлю нишах ГУМа, обставленных для пре-пати, собираются известные всей стране персоны. Всё в ожидании чего-то невиданного, невероятного, праздничного. Только и слышно: «Он здесь», «Он сам», «Он будет», «Мы увидим Его!». Ждут явления поп-идола, кумира своей юности. Эта сцена может быть подана в сдержанном стиле кинохроники, придающем событию подлинность.

Происходящее приобретает сюрреальный оттенок с появлением необычной парочки, одетой в выпадающие из действительности пышные костюмы эпохи европейского Возрождения. В пришельцах нетрудно узнать Фауста с Мефистофелем. Мефистофель со шпагой, в чёрном берете с пером, Фауст в «рембрантовском» берете малинового цвета. После препирательств с охраной пришельцы усаживаются за одним из столиков и с любопытством оглядывают московскую публику. Из Мефистофеля вырывается поток эпиграмм, впрочем, произносит он их беззлобно, с холодным равнодушием, как персонаж из другого мира. Фауст ведёт себя более эмоционально.

Официально-восторженную оценку готовящегося события даёт Журналист, ведущий репортаж с площади. Его напыщенная вздорная патетика звучит комично в диссонансе со скептическими репризами литературных героев. Впрочем, Журналист, как обычно, прикидывается простаком, подыгрывая настрою випов, сам-то он прекрасно знает цену всему происходящему.

В беседу Фауста и Мефистофеля друг с другом встревает Молодой человек за соседним столиком. Его песенка коротко и ясно передаёт отношение молодёжи к нынешней жизни и её заправилам.  

Рассевшаяся на площади публика сгорает от нетерпения. Роль поп-идола берёт на себя Мефистофель. Меняя по пути костюм, он взбирается на сцену. Его песни цинично-убийственны для слушателей. Но… никто не слышит слов. Площадь в экстазе, в наркотическом трансе идолопоклонства.

Доведя публику до умопомрачения, Мефистофель резко обрывает гипнотический сеанс. Он бросает публике обещание скорого Суда и вместе с Фаустом исчезает.

Площадь сначала в оцепенении, потом начинается шевеление. Так просыпается компания после отвратительной попойки.

 

 

 

 

Идол

 

Пьеса в стихах и прозе для уличного театра

 

Красная площадь на исходе майского дня в ожидании концерта западного поп-идола. Ниши ГУМа, обращённые к Кремлю, заполняются политиками, бизнесменами и поп-звёздами. Первый этаж универмага превращён в земляничную поляну с полосами зелёной травы и живой неснятой ягодой. Корзинки с земляникой – в руках встречающих вип-публику модельных девушек. Столы заставлены коллекционными винами, драгоценными коньяками, изысканными закусками.

Некто в элегантном костюме с супругой. Кладёт в коньяк дольки лимона, пьёт и, не обтерев губ:

– Готов поспорить, что костюм у него той же марки, что у меня!

Пытается повторить приём с коньяком, но жена – она в белоснежном наряде, с гарденией в волосах – отвлекает его, трогая за запястье: «Смотри, смотри же, кто пришёл!».

Входит знаменитый кинорежиссёр, загорелое лицо светится добродушием и энтузиазмом. Поправляя дымчатые очки:

– А что, господа, стоило жить! И вот дотянули же! Это нам сегодня сатисфакция за всё прошлое. Лучше поздно, чем никогда. Или ещё не поздно?

Эстрадная певичка поедает клубнику в паре со звездой юмора (к коньякам не притрагиваются):

– Ах, всю ночь не могла уснуть! Представьте: это же звезда с небес падает на землю, на нашу навозную кучу.

– Не делайте из него предмет культа, он всегда актуален.

Министр, присоединяясь к ним:

– Всё главное в нашей жизни, считаю, исполнилось. Прошёл Кубок Дэвиса, сегодня увидим божество нашей юности. Можно заказывать себе саван.

 Дама щурится и согласно кивает головой.

Запыхавшийся партийный босс, осматриваясь, наливает и пьёт кампари. Восторженно восклицает, играя на телекамеру:

– Не верится, он – в Москве! Вот за эту свободу мы и боролись. Когда-то из-за него, ещё в школе, я начал учить английский. Завидую молодым, им всё достаётся даром.

Пытается спеть одну из песенок идола, но вскоре срывается:

– Пойду потанцую.

Мухой вылетает из ГУМа. На авансцене – самая модная женщина сезона, художница поп-арта. На голове скрученные подобием шляпы чёрные заношенные джинсы. Длинная, рваная местами, юбка ручной вязки, на ногах красные колготки в клетку.

– Как бы я хотела его раздеть! И заново одеть. Всё-таки, я вас уверяю, наряжается он старомодно. О, если б я была его женой!

В вип-зоне на площади начинается движение: первые ряды занимают кремлёвские сановники. Много знакомых лиц. Свисающими с ушей бриллиантами покачивает Ксюша Собчак. Незаметно и тихо в партер проходит Президент, присаживается рядом с мэром Москвы.

 

Журналист (ведёт репортаж)

– Москва замерла и не дышит. До концерта осталось совсем немного. Красная площадь сегодня станет ареной ритуальных плясок и всеобщего поклонения великому человеку, живому богу. Это он изобрёл современную поп-музыку, воплотил великую мечту рок-н-ролла, женился на одноногой красавице, заработал миллиард долларов и сейчас борется за права ягнят и вегетарианцев. Он поставил условие: концерт должен пройти на Красной площади, и только на Красной площади – в энергетическом сердце России. Возражения всякого рода фарисеев были изящно проигнорированы.

Да и нельзя этому человеку ни в чём отказать. К людям пятидесяти-шестидесяти лет, заправляющим в этой стране, приехал бог их юности, он несёт свет и освобождение. «Демократия в России не наступит, пока он не выступит на Красной площади», – твердят рок-банкиры и рок-политики с сединами в бороде.

Не все ещё вполне понимают громаду счастья, свалившегося на нас с приездом кумира. А на Западе в большой цене даже его волосы, их выставляют на аукционах. Собственные дети просят папу не доедать блюд – объедки можно задорого продать. Обкусанный им кусочек хлеба однажды ушел за сорок тысяч долларов. Один из фанатов продавал флакончики с микробами гриппа, который он якобы подхватил от певца.

 

В поредевшей нише ГУМА появляются Фауст и Мефистофель, оба в живописных нарядах европейского Возрождения. Фауст в пурпурном берете, его спутник – в берете чёрном, при шпаге. У входа их останавливают.

 

Мефистофель (развязно)

Какой у беса может быть билет?

Прошу быть к иностранцам благосклонным.

Нас всюду принимает высший свет –

Лишь стоит показать мой герб исконный.

 

Делает неприличный жест. Охранник старательно смеётся над шуткой. Фауст и Мефистофель усаживаются.

 

Перед тобой российская столица.

Её когда-то звали «Третий Рим».

Имперская на герб вернулась птица.

Сама империя попала в третий мир.

 

Берёт со стола и рассматривает одну из бутылок.

 

Не пьёт никто! Ни в ком нет пыла.

Пресытились, не лезет в рот.

Ещё не старые, да всё нутро изгнило.

Природа взяток не берёт.

 

Фауст

Тебе б всё ёрничать! Здесь чистые порывы:

Вернуться в молодость и освежить свой дух.

 

Мефистофель

О, так порывисто, что в спешке задавили

Пяток детей и семеро старух.

 

Всматривается в дамское общество.

 

Здесь каждая бы нагишом прошлась,

Чтоб только не остаться без вниманья.

Владеют душами несложные желанья,

Но никогда не сотрясает страсть.

Здесь всё наполовину, всё впопад,

При всем учитывая и анфас, и зад.

Здесь дамы любят хорошо поесть,

Но со слабительным, чтоб не растолстеть.

 

Фауст

Разнежились, сластёны, вертопрахи.

Чёрт среди них, а ни чутья, ни страха!

 

Мефистофель

Что я пред ними? Ветхое преданье,

Шут, лузер, робкое дитя.

Они же потрясают мирозданье

Величьем зла, творимого шутя.

Всё сущее вложив в свою утробу,

И в будущее забивают вход.

Их только смерть ещё страшит и злобит,

А жизнь и вовсе не идёт в расчёт.

Как говорил один из них пострел:

Желали лучшего, да всё пришло к разрухе.

Но отделить итог от славных дел

Труднее, чем жужжание от мухи.

 

Фауст

Всех проклял, заклеймил, ославил.

Прошу, на этот вечер поостынь!

 

Мефистофель

Ты видел детские бои без правил?

А предложения в газетах секс-рабынь?

В забавах здешний свет меня обставил.

 

В нише появляется модный романист, раскланивается, особенно любезно с Мефистофелем. Тот отвечает шутовским поклоном.

 

Мефистофель (склоняясь к Фаусту)

В его писаньях разум не замечен,

Любовь и страсть к позывам сведены.

И потому естественно при встрече

Не шляпу снять, а опустить штаны.

 

Журналист (продолжает репортаж)

Он явится! Он всё-таки споёт на главной площади Третьего Рима! Один из тех, кто определяет судьбу России. Капитаны политики и бизнеса пришли, как на парад, на главный в их жизни концерт. Сегодня они снова стали мальчишками. Вспомнили, как пацанами фанатели от рока, в тексте и музыке которого был заключён код свободы и высшей правды.

Эти люди из партера состоялись. Они взяли власть над одной из самых больших и богатых стран планеты. Они смогли объездить весь мир, о чём их отцы боялись даже мечтать. У них самая дорогая одежда, самые крутые машины и самые просторные дома. Они сидят на финансовых потоках, им дано очень многое, почти всё. Стало казаться, что у них не осталось самого главного – личной человеческой мечты. Пробиваться, зарабатывать деньги, открывать заново окно в Европу хлопотное занятие.  Они устали, они стали циниками.

И вот пэр рока приехал в Россию с политической ревизией. Как музыкальный Джеймс Бонд, как агент свободы. Он проверит, остался ли ещё в этих респектабельных господах азарт романтических хулиганов, способных рисковать ради подвига. Видят ли они ещё за интересами идеалы, за политикой – совесть, за пиаром – любовь. Российская политическая элита, проклинаемая бедняками, всевластные кавалеры Садового кольца, «страшно далёкие от народа», стоят вместе с этим самым народом на лобном месте. На главной площади страны. Партер поёт и танцует, чего не делал уже давно, с момента обретения власти. Россия должна остаться свободной. Мы не имеем права предать пэра рока. Это наш рок! Спасибо вам, сэр!

 

Фауст

Бессмысленный угарный сон.

Как будто все с катушек послетали.

Послушать можно старый патефон –

А здесь его в мессию записали!

 

Мефистофель

Так это вековечная беда!

В развитии духовном недоноски

Не чтят святынь, без страха и труда

Им вместо вин сливают ополоски.

 

Журналист

Как вызволить страну из блуда?

 

Фауст

Тут путь один: Господне чудо.

 

Мефистофель

Есть и другой: очнётся власть,

Изгонит ложь, не станет красть,

С народом восстановит связь,

Из петли вынув криминальной…

 

Журналист

Рецепт фантастный, нереальный.

Вы не с луны ли, господа?

 

Фауст

Так, значит, в чуде и нужда.

А что даст идол тривиальный?

 

Мефистофель

Ах, развяжу по случаю язык!

Ведь этот сэр давно не настоящий.

Тот молодым сыграл случайно в ящик,

Дурачит мир удачливый двойник.

 

Молодой человек за соседним столиком

Простите, что встреваю в разговор.

Но отличить не трудно суррогаты.

Не верю я! И на концерт пришёл,

Хотя билет мне стоил ползарплаты.

 

Фауст

Вы, верно, сами музыкант?

 

Молодой человек

Влеченье есть, да не велик талант.

 

Мефистофель

Так спели бы.

 

В его руках появляется гитара, которую он и передаёт соседу.

 

Молодой человек

На днях она назвала меня неудачником. Обидно, ведь она прекрасно знает, что главная моя удача в ней самой. И вот сложилась такая песенка. (Поёт)

Ты говоришь: мы мало значим,

могли бы жизнь прожить иначе

и в чём-то больше преуспеть.

Но вспомни, кто поднялся в гору,

чтобы бежать за ними сворой

и от стыда не умереть!

Чем так витийствовать и княжить,

уж лучше онеметь, бродяжить,

запоем пить, сойти с ума.

Как строить прочные хоромы,

когда душа не знает дома?

Нет, лучше посох и сума!

Смотри, какие превращенья,

какой идёт круговорот:

былой успех стал пораженьем,

их возвышенье – униженьем,

позором – слава и почёт.

Мы ж не стремились в командиры,

не обещали брать преград

и презирали все мундиры –

теперь уж поздно на парад!

 

Мефистофель

А что, совсем недурно он поёт!

Мне, правда, смысл куда важнее тона.

Так волк, когда зубами горло рвёт,

Не отличает бас от баритона.

 

Мефистофель надевает маску рок-певца и, прихрамывая, поднимается на сцену. В пути меняется его наряд: теперь он в джинсах и красном шёлковом пиджаке. Площадь накрывает невообразимый гвалт. Наконец певец поднимает руку с гитарой. Всё смолкает.

 

Мефистофель (ломается, публика на каждый его возглас отвечает протяжным воем)

Я вас лублу! Моска это здоров! А сейчас будэт приколная песня. Вы готови зажигат?

 

Площадь ревёт «Йес!». Мефистофель начинает петь, пародируя манеру поп-идола.

 

В проулках тёмных, в светлом зале,

В толпе друзей, когда одна,

Являюсь ей, хвостом за талью,

С парами серы и вина.

 

Клонюсь все тягостней, все ближе.

Шепчу, терзаю, вот приник.

И чувствует она, как лижет

Ей щёки узкий огневой язык.

 

Как ни пугает дьявольская страсть,

Теряет голову, нет силы отклониться.

А ночью, встряхиваясь и смеясь,

Я щекочу хвостом ей ягодицы.

 

Площадь неистовствует.

 

Журналист

Улётная программа! Убойная публика!

 

Мефистофель (паясничает)

Будем зажигат! Я вас лублу!

(поет с дьявольскими подвываниями)

Люблю смотреть как умирают дети!

Как сводит животы от нищеты.

Но для чего им жить на свете,

Когда живем и я, и ты?

            Бери у них... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за март 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
440 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 19.04.2024, 21:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

3d печать: что такое печать.
Поддержите «Новую Литературу»!