HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Тимофей Маляренко

БЕСкорыстие, или Отзыв на рассказ Юлии Гайнановой «За всё надо платить»

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.05.2011
Иллюстрация. Детская развивающая игра. Источник: http://www.dyadyadima.com/katalog/katalog-igrushek/neprodovolstvennye-tovary/tovary-dlja-detej/tvorchestvo/mir/razvivajuschie/igra-razvivajuschaja-drobi-bolshie-mir

 

 

 

Полный текст произведения вы можете найти здесь: http://newlit.ru/~gaynanova/4367.html

 

 

«Молодой человек, переведите меня через улицу…»,

«Вы, не подскажете, который час?»,

«Дорогая, подай, пожалуйста, пульт от телевизора»,

«Сынок, помоги маме донести тяжелые сумки»,

«Простите, как пройти в библиотеку?».

Знакомая ситуация, не правда ли? Каждый из нас в своей повседневной жизни обращается за помощью к другим людям. И в этом нет ничего странного и необычного. Просьба поддержать и оказать содействие – это также естественно, как мыть руки перед едой. Однако и в такой избитой прозе бытия имеются свои подводные камни. Вот, например:

– Вы не подскажете, который час?

– Половина третьего.

– Спасибо…

– Время – деньги. С вас сто рублей.

Или вот так:

– Спасибо за помощь…

– Не за что.

– До свидания.

– Всего доброго…

Ощущаете разницу? Вопрос не в том, трудно ли нам выполнить то или иное действие, а в том, что мы за это хотим получить. И сейчас самое время обратиться к двум авторитетным источникам (уж простите, люблю уточнять детали). «Бескорыстие – это отсутствие заботы о личной выгоде» (толковый словарь Ушакова), и «бескорыстие – одна из добродетелей, составляющих достоинство человека, стремление делать добро ради него самого, без расчета на вознаграждение» (философский словарь). Я не случайно привел значение этого слова вначале своего отзыва, потому что буду прибегать к нему позже…

 

А пока – мне всегда нравится, когда авторы представляют что-то обыденное в непривычном ракурсе, сталкивая поступки человека и его внутренний мир и наблюдая за тем, что же из этого получится. Потому что именно в такой непривычной, кризисной, критической, нестандартной ситуации проявляется наша сущность. Давайте последовательно проследим развитие событий в рассказе Юлии Гайнановой и попробуем понять ход и образ ее размышлений.

Итак, утро, пробуждение и первая фраза, которая настраивает нас на ожидание какого-то важного события:

– Тебе предстоит прожить один из лучших дней в жизни!

И далее Юлия даже дает нам ответ на вопрос о том, что же должно произойти: «Еще бы, ведь сегодня я отправлюсь в научную экспедицию, о которой так долго мечтал!». Однако, на мой взгляд, на месте экспедиции вполне могло оказаться и другое значимое событие: знакомство с родителями невесты, сдача вступительных экзаменов, повышение по работе и т.д. Ведь на самом деле важность этого мероприятия ничтожно мала по сравнению с тем, что произойдет с героем рассказа далее.

А далее следует, казалось бы, ничем не примечательный поход в магазин за «бутылкой минеральной воды», где и происходят основные события. Подойдя к кассе, главный герой встает в очередь и принимается «рассматривать обложки журналов». В это время к нему обращается «женщина с бездонной тележкой», указывая на внешнее сходство героя с ее сыном: «как ты похож на моего Витю!», «и глазки-то у тебя такие же, голубые» и «ушки-то, вон, посмотри, такие же маленькие, аккуратненькие». Что, конечно же, немного смущает главного героя рассказа, исходя из неожиданности ситуации: «не знал, как реагировать». Однако, узнав о причине, по которой эта пожилая женщина к нему обращается: «умер Витька несколько лет назад», он проявляет к этой «чудной бабусе» вполне человеческие чувства: «мне стало ее жалко».

 

Все. Подготовительный этап подошел к концу, настало время главной фразы рассказа, из-за которой я и решил обсудить его: «не сложно тебе будет, когда я отойду от кассы, крикнуть мне вслед: "Пока, мама!"?», – интересуется у героя пожилая женщина. Простая несложная просьба о помощи, причины которой ясны и раскрыты. Тут и делать-то ничего не надо, достаточно произнести вслух одну маленькую фразу. Не сложнее, чем посмотреть на часы и сказать, который час.

И, конечно же, герой рассказа сочувствует этой женщине и проявляет «глубокое понимание», поэтому он «со всей нежностью прокричал ей вслед: "Пока, мама!"». Исполнение этой незначительной просьбы для него непроблематично, однако стоит обратить внимание на то, что им двигало при совершении этого поступка. «Делать добрые дела всегда приятно. Помню, еще в школе я выдвинул теорию, что любой вид бескорыстной помощи – на самом деле, проявление эгоизма. Потому что тому, кто делает что-то хорошее безвозмездно, самому на душе приятно». И с этим утверждением стоит разобраться подробнее. Ибо именно в нем таится ключ к разгадке смысла всего произведения.

 

Помните, вначале отзыва я привел два значения слова «бескорыстие»? Повторю еще раз основную мысль: бескорыстие не требует какой-либо расплаты за содеянное, в том числе и улучшения собственного душевного состояния. Потому что приятные ощущения, возникающие после выполнения бескорыстного поступка, являются следствием этого действия, а не причиной. Поясню на примере:

– Я поел, и начинавшееся чувство голода ушло.

– Я поел для того, чтобы начинавшееся чувство голода ушло.

В первом случае ушедшее чувство голода является лишь следствием моей трапезы. Ведь причина, по которой я поел, может быть самой разнообразной: мама позвала обедать, соблазнился ароматным пирогом и т.д. Во втором же случае я поел именно для того, чтобы удовлетворить свой голод.

То же самое и с поступками, которые мы совершаем. Причин их исполнения можно найти уйму: мне не трудно это сделать, располагая необходимым количеством времени, этому способствуют мои религиозные убеждения, я всегда готов прийти на помощь слабым, ведь я супермен (бэтмен, спайдермен) и т.д. И следствием бескорыстного поступка является ощущение легкого душевного полета. В свою очередь, если вы выполняете какое-либо действие только потому, что хотите «полетать», то вы, скорее, похожи на наркомана, который употребляет наркотики как раз именно для этой цели.

И запутавшийся в причинно-следственных связях герой рассказа показывают всю искренность своего поступка после того, как кассирша называет цену его покупки: «да какая она мне мама? Я в первый раз вижу эту женщину! Да я...! – я задыхался от возмущения. Мой мозг отказывался понять, что произошло. Ему было сложно так быстро перейти от жалости и самолюбования к вселенскому негодованию. Негодованию, лишавшему способности говорить. Недобрым взглядом посмотрел я на выход, где, конечно, уже никого не было». От былого «тепла и умиления... и симпатии к ее сыну» не осталось и следа. Вот такое вот дырявое оказалось бескорыстие…

 

Жизнь мудра и очень часто преподносит нам уроки, над которыми необходимо задуматься. Теория, которую выдвинул главный герой, была ошибочна, и поэтому ему пришлось заплатить за свой эгоизм и «самолюбование». Я уверен, что основная идея рассказа заключается в том, что за любые неправильные, негативные, лицемерные поступки человек рано или поздно понесет расплату. И неважно, в чем это будет выражаться – в деньгах, собственных переживаниях или потере здоровья. Юлия лишь подвела под эту глобальную идею небольшой пример, касающийся бескорыстной помощи другим людям. Мне неизвестно, осознает ли главный герой рассказа неверность своих суждений, но, по крайней мере, «тонкий» намек он уж точно получил.

Без сомнения, интересно было бы узнать, чем руководствовалась эта самая пожилая женщина, совершая подобный неоднозначный поступок. С одной стороны, ее можно принять за аферистку, если последовательно проследить проводимые ею действия: завязка разговора «тихим… убаюкивающим голосом», физический контакт, вызывание чувства жалости посредством пускания слез и, наконец, маленькая просьба о помощи, которая и завлекает героя в подготовленную ловушку. Вроде, все тонко просчитано и психологически правильно исполнено. Но… А что, если принять ее слова о смерти сына за чистую правду? Что если герой рассказа действительно на него похож? Ведь женщина, перенесшая потерю своего любимого отпрыска, действительно может совершать необъяснимые, на первый взгляд, поступки. Возможно, Юлия Гайнанова даже дает нам намек на это, сравнивая «бездонную тележку» с бездонным горем матери. Но подобные рассуждения относятся к области предположений. Ясно одно, что найти четкое объяснение поступку этой женщины нельзя, а гадать на кофейной гуще мне бы не хотелось. А раз так, и истинная причина ее действий нам неизвестна, осуждать, порицать или оправдывать пожилую женщину за содеянное я не собираюсь… Да и ответ на этот вопрос не столь принципиален, поскольку лишь косвенно затрагивает общую концепцию рассказа…

 

Итак, настало время оставить главных героев в покое и перейти к обсуждению особенностей изложения текста в рассказе. Произведение Юлии Гайнановой невелико по объему, в нем нет какого-либо развернутого сюжета, долгих и кропотливых описаний или подробного повествования. Есть только главная идея, вокруг которой сосредотачивается небольшой, но придирчиво взвешенный текст. Поэтому, на первый взгляд, рассказ правильнее отнести к небольшой жизненной истории, очерку. Но, присмотревшись повнимательнее, можно найти очень четкую подборку определений и сказуемых, которые позволяют без лишних метафор, гипербол, лирических отступлений и прочей «воды» понять, увидеть и прочувствовать содержание рассказа. Вот, например: «проследил взглядом до сдобного плеча», «стала перебирать ее пальцами, будто что-то солила», «мои брови уже сложились домиком, лицо выражало глубокое понимание», «недобрым взглядом посмотрел я на выход» и другие точно подобранные слова. Рассказ Юлии Гайнановой напоминает мне детскую развивающую игру (смотри иллюстрацию к отзыву), где в каждое отверстие нужно вставлять фигуру строго определенной формы. Идея произведения – это деревянная основа, а слова в нем – круглые, квадратные и шестиугольные фигурки. Задача автора состояла в том, чтобы не только вставить все на место, но и взять строго определенное количество пазлов. Ведь только тогда все пустоты будут заполнены, и в руках не останется ничего лишнего. И, на мой взгляд, Юлия успешно справилась с этой головоломкой. Как говорится, ни дать, ни взять. Поэтому рассказ тонко звучит, легко читается, а поднятая проблема заставляет задуматься.

Немного о крошках в постели. Единственное, что мне не совсем ясно в этом произведении, так это то, как кассирша, которая присутствовала при разговоре пожилой женщины и главного героя, так спокойно перебросила большой неоплаченный счет на другого человека, не поинтересовавшись при этом, согласен ли он его оплатить или нет? Если бы так легко можно было обмануть кассира, то супермаркеты давно бы погрязли в скандалах, ведь не каждый согласится платить за другого… Но, несмотря на такую незначительную неточность, рассказ не теряет своей звучности и притягательности. Поэтому я не буду больше разглагольствовать на эту тему, чтобы не превращаться в грызуна мелких погрешностей и нестыковок.

И последнее, на что мне бы хотелось обратить внимание. Вы заметили, что в рассказе нет ни одного имени собственного? Безусловно, такое отсутствие привязки к конкретному месту и времени неслучайно. Ибо идея рассказа призвана распространиться в умах каждого человека, независимо от его местоположения, возраста или других причин. Ведь гораздо проще вообразить себя на месте безымянного персонажа, живущего всегда в настоящем, чем перенести свою личность на героя, имеющего имя, особенности характера, привычки и сложившийся образ жизни.

Мне очень жаль, что у Юлии Гайнановой всего один опубликованный рассказ в журнале «Новая литература». Ведь ее умение находить нестандартный подход к привычным для нас вещам могло бы создать целый цикл произведений, над которыми стоит поразмыслить.

Возможно, тогда мир стал бы чуточку добрее…

 

 

 

7.04.2011

 

 

 

435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

андрей кивинов аудиокниги . Обзор матча "Вест Хэм" - "Айнтрахт" 28 апреля 2022 . Актуальные новые букмекерские конторы в России
Поддержите «Новую Литературу»!