HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Андрей Медведев

Мир. Текст. Я

Обсудить

Философское эссе

 

(гносеологические, онтологические
и аксиологические аспекты
восприятия мира и текста)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.09.2010
Оглавление


1. По следу старика Канта
2. Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами

По следу старика Канта


 

 

Ведь говорил я ему тогда за завтраком:
«Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладно
придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно.
Над вами потешаться будут».
         Булгаков М. «Мастер и Маргарита»

 

Почему мы воспринимаем читаемое и видимое неодинаково? Почему одним нравится Пастернак, а другим Гумилёв, кто-то в восторге от Блока, а кто-то от Есенина? Почему я люблю Вийона, Северянина и Байрона?

Я попытаюсь дать вариант ответа на этот вопрос, а также, между делом, попытаюсь ответить на следующие:

 

1.Как мы воспринимаем мир?

2.Что есть Мир?

3.Что является первоосновой мира?

4.Что такое Я?

5.Что держит мир и Я?

6. И что со всем этим делать?

 

1. В критический период своего творчества Кант изменил проблематику философии в отношении субъекта и объекта. Субъект – тот, кто воспринимает мир. То бишь – Вы! А объект – то, что Вы воспринимаете. Текст, например.

Согласно Канту, не субъект приспосабливается к объекту, для того чтобы его понять, а объект приспосабливается к субъекту и структурам его разума, для того чтобы быть воспринятым. Чтобы понять этот кажущийся на первый взгляд бред, в двух словах о теории познания Канта.

Существуют вещи сами по себе (та самая пресловутая «вещь в себе», в существовании которой искренне сомневались Бэркли и Фихте, Кастанеда и Пелевин). Человек с помощью органов ощущений (некоторые полагают, что их пять) воспринимает эти вещи. С помощью рассудка, который обладает априорными (доопытными) качествами времени и пространства, человек упорядочивает свои восприятия. Рассудок, согласно Канту, – это низшая ступень Разума. (А если языком современным – BIOS, то есть набор встроенных программ для старта, проверки и загрузки операционной системы.)

Затем с помощью разума, существующего определенными категориями, он формирует понятия и умозаключения и таким образом логически мыслит.

Таким образом, мы имеем дело не с вещами, а с явлениями этих вещей в собственном разуме (феноменами). А следовательно, «вещь в себе» (мир за пределами разума человека) недоступна познанию – мир непознаваем!

Поэтому познать чей-либо текст мы не можем. Мы познаём лишь его интерпретированное нашими мыслеформами отражение в структурах собственного разума. Вся последующая герменевтическая работа – это творчество, связанное не с познанием недоступного текста, а с расширением собственного конструированного мира.

Вы вовсе не выступаете в роли соавтора текста. Вы его подлинный автор. Когда вы, например, читаете стихотворение, то ставите ударения не так, как это хотел автор, и интонация внутреннего чтения у вас другая, и понимание текста, разумеется, иное.

И наша оценка книги целиком детерминирована целым рядом факторов. Назову только три из них.

1. Априорные качества. К времени и пространству можно добавить генетическую обусловленность – всё то, что мы получаем по наследству: талант, способность к рефлексии, биологические инстинкты, патологии и т. д.

2. Социальные детерминанты – воспитание, образование, самообразование, вкус…

3. Ситуация. У нас может болеть голова, или мы можем пребывать в стрессовой ситуации вследствие каких-нибудь личных проблем и т.д. В результате текст не воспринимается так, как в обычной ситуации. А иногда, наоборот, доходит более ярко, чем в обычной обстановке.

Причём социальные качества вторичны по отношению к генетической обусловленности. Какая бы ни была ваша социоболочка, вам не выйти за пределы своей генетической обусловленности. Всё, что вы можете сделать, – хороший оверклок.

Чаще всего отказ воспринимать ту или иную книгу является результатом внутреннего снобизма и консерватизма. Мы часто полагаем, что переросли тот или иной текст.

С чего это Вы, читающий Хорхе Борхеса, опуститесь до уровня лёгкой любовной лирики? Никогда!

А почему, собственно, нет? Если текст достаточно профессионален, то наше нежелание с ним возиться говорит о недостаточной гибкости мышления и неумении адаптировать своё восприятие. По большому счёту парадигматические конструкции и здесь и там едины. Или… оправдание может быть только одно. Если вы понимаете, что времени осталось немного и его едва хватит на тех, кого вы уже сочли своими, сочли Собой.

Формирование собственного мира – процесс длительный и заканчивается, как правило, с приходом смерти. В нём прогресс сочетается с регрессом, понимание – с беспомощностью нигилизма. Социум, конечно же, играет роль в реализации ваших потенциальных врождённых возможностей. Без него вы бы не стали человеком вообще и тем, кто вы есть теперь, в частности. И те книги, и те авторы, которых вы вместили в себя, – это вы. Вы – Гомер и Шекспир, Толстой и Маркес, Пастернак и Есенин...

Троя Гомера – ваша Троя, а Макондо Маркеса – ваш Макондо. И это не потому, что вы хорошо поняли авторов, а потому, что они были вами впущены в ваш разум, уже к этому готовый, и главное – своевременно.

Когда автор начинает писать плохо, это может означать, что либо Вы уже поднялись на новый уровень, либо вас опередил автор, а вы застряли в своём уютном миропонимании. Впрочем, вариант с регрессией автора также возможен.

Очень жаль, если хороший автор не становится вашим. При всём том, что вы сознаёте его силу и значение.

Весь мир есть текст, доходящий к нам, в значительной части, информационными и художественными текстовыми потоками. Даже наше чувственное восприятие одето в текстовую оболочку.

Мы заперты в клетке собственного разума. Отсюда вся мистика и философия. Отсюда желание изменить свою точку сборки, поиск чуда в изменённых состояниях сознания, бегство в искусство, элитарность, фантастику и поэзию. Отсюда алкоголизм и наркомания, преступность и прочие девиации. Всё это – формы стихийного бунта против своей же ограниченности и обусловленности.

Однако наши попытки выйти за пределы собственного разума до сих пор были тщетными.

Если сравнить наше мировосприятие с замкнутым помещением, что в своё время делал Платон в мифе о пещере, то никто так и не вышел живым за её пределы. Все наши медитации, интеллектуальные изощрения, даже изменение точки сборки (по Кастанеде) – это только смена обоев, перестановка мебели или, в лучшем случае, ломка старых перегородок и новая планировка. И всё… А как же Рай? Самадхи? Нирвана? Это уже вопрос веры. Не хотелось бы никого обидеть, но утешение в вере – это реакция на отсутствие выхода и обречённость в понимании невозможности познать мир и себя. Или, что хуже, – результат воспитания. В этом случае это, как правило, безнадёжно. Гораздо легче возложить ответственность за собственное непонимание на абсолютизированную абстракцию. И не имеет значения, как эта абстракция будет называться – Богом или Материей.

Я далёк от солипсизма. «Вещь в себе», хотя и недоступная познанию, всё же есть. Она может ударить, и ударить пребольно – хулиганами из подворотни, маньяком из лесополосы или предательством друзей и близких. Вариантов не счесть.

 

Увы:

…не каждый настолько экзистенциален, чтобы испытывать удовольствие от собственных Страха, Боли и Смерти;

…не каждый способен отказаться от эмоций, подобно стоикам, и равнодушно переносить все удары судьбы, а встретившись со смертью, спокойно протянуть ей руку;

…не каждый настолько мистичен, чтобы сказать: «Маг не окажется там, где ему быть не следует!» И что значительно хуже – почти никто не может действовать в соответствии с этими словами.

Выход за пределы собственной человечности – сумасшествие или смерть!

И нам остаётся заниматься мироконструированием и тешить себя, вслед за Эпикуром, мыслью, что смерти нет, поскольку в жизни мы с собственной смертью не встречаемся.

И это действительно так. Никто и никуда не уходит. Потому что никто и ниоткуда и не приходил…

 

 

 


Оглавление


1. По следу старика Канта
2. Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами
624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Купить авторскую песню лаи всонг мы пишем лучшие песни. . Находятор находит все самые свежие объявления.
Поддержите «Новую Литературу»!