HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Андрей Медведев

Мир. Текст. Я

Обсудить

Философское эссе

 

(гносеологические, онтологические
и аксиологические аспекты
восприятия мира и текста)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.09.2010
Оглавление


1. По следу старика Канта
2. Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами

По следу старика Канта


 

 

Ведь говорил я ему тогда за завтраком:
«Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладно
придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно.
Над вами потешаться будут».
         Булгаков М. «Мастер и Маргарита»

 

Почему мы воспринимаем читаемое и видимое неодинаково? Почему одним нравится Пастернак, а другим Гумилёв, кто-то в восторге от Блока, а кто-то от Есенина? Почему я люблю Вийона, Северянина и Байрона?

Я попытаюсь дать вариант ответа на этот вопрос, а также, между делом, попытаюсь ответить на следующие:

 

1.Как мы воспринимаем мир?

2.Что есть Мир?

3.Что является первоосновой мира?

4.Что такое Я?

5.Что держит мир и Я?

6. И что со всем этим делать?

 

1. В критический период своего творчества Кант изменил проблематику философии в отношении субъекта и объекта. Субъект – тот, кто воспринимает мир. То бишь – Вы! А объект – то, что Вы воспринимаете. Текст, например.

Согласно Канту, не субъект приспосабливается к объекту, для того чтобы его понять, а объект приспосабливается к субъекту и структурам его разума, для того чтобы быть воспринятым. Чтобы понять этот кажущийся на первый взгляд бред, в двух словах о теории познания Канта.

Существуют вещи сами по себе (та самая пресловутая «вещь в себе», в существовании которой искренне сомневались Бэркли и Фихте, Кастанеда и Пелевин). Человек с помощью органов ощущений (некоторые полагают, что их пять) воспринимает эти вещи. С помощью рассудка, который обладает априорными (доопытными) качествами времени и пространства, человек упорядочивает свои восприятия. Рассудок, согласно Канту, – это низшая ступень Разума. (А если языком современным – BIOS, то есть набор встроенных программ для старта, проверки и загрузки операционной системы.)

Затем с помощью разума, существующего определенными категориями, он формирует понятия и умозаключения и таким образом логически мыслит.

Таким образом, мы имеем дело не с вещами, а с явлениями этих вещей в собственном разуме (феноменами). А следовательно, «вещь в себе» (мир за пределами разума человека) недоступна познанию – мир непознаваем!

Поэтому познать чей-либо текст мы не можем. Мы познаём лишь его интерпретированное нашими мыслеформами отражение в структурах собственного разума. Вся последующая герменевтическая работа – это творчество, связанное не с познанием недоступного текста, а с расширением собственного конструированного мира.

Вы вовсе не выступаете в роли соавтора текста. Вы его подлинный автор. Когда вы, например, читаете стихотворение, то ставите ударения не так, как это хотел автор, и интонация внутреннего чтения у вас другая, и понимание текста, разумеется, иное.

И наша оценка книги целиком детерминирована целым рядом факторов. Назову только три из них.

1. Априорные качества. К времени и пространству можно добавить генетическую обусловленность – всё то, что мы получаем по наследству: талант, способность к рефлексии, биологические инстинкты, патологии и т. д.

2. Социальные детерминанты – воспитание, образование, самообразование, вкус…

3. Ситуация. У нас может болеть голова, или мы можем пребывать в стрессовой ситуации вследствие каких-нибудь личных проблем и т.д. В результате текст не воспринимается так, как в обычной ситуации. А иногда, наоборот, доходит более ярко, чем в обычной обстановке.

Причём социальные качества вторичны по отношению к генетической обусловленности. Какая бы ни была ваша социоболочка, вам не выйти за пределы своей генетической обусловленности. Всё, что вы можете сделать, – хороший оверклок.

Чаще всего отказ воспринимать ту или иную книгу является результатом внутреннего снобизма и консерватизма. Мы часто полагаем, что переросли тот или иной текст.

С чего это Вы, читающий Хорхе Борхеса, опуститесь до уровня лёгкой любовной лирики? Никогда!

А почему, собственно, нет? Если текст достаточно профессионален, то наше нежелание с ним возиться говорит о недостаточной гибкости мышления и неумении адаптировать своё восприятие. По большому счёту парадигматические конструкции и здесь и там едины. Или… оправдание может быть только одно. Если вы понимаете, что времени осталось немного и его едва хватит на тех, кого вы уже сочли своими, сочли Собой.

Формирование собственного мира – процесс длительный и заканчивается, как правило, с приходом смерти. В нём прогресс сочетается с регрессом, понимание – с беспомощностью нигилизма. Социум, конечно же, играет роль в реализации ваших потенциальных врождённых возможностей. Без него вы бы не стали человеком вообще и тем, кто вы есть теперь, в частности. И те книги, и те авторы, которых вы вместили в себя, – это вы. Вы – Гомер и Шекспир, Толстой и Маркес, Пастернак и Есенин...

Троя Гомера – ваша Троя, а Макондо Маркеса – ваш Макондо. И это не потому, что вы хорошо поняли авторов, а потому, что они были вами впущены в ваш разум, уже к этому готовый, и главное – своевременно.

Когда автор начинает писать плохо, это может означать, что либо Вы уже поднялись на новый уровень, либо вас опередил автор, а вы застряли в своём уютном миропонимании. Впрочем, вариант с регрессией автора также возможен.

Очень жаль, если хороший автор не становится вашим. При всём том, что вы сознаёте его силу и значение.

Весь мир есть текст, доходящий к нам, в значительной части, информационными и художественными текстовыми потоками. Даже наше чувственное восприятие одето в текстовую оболочку.

Мы заперты в клетке собственного разума. Отсюда вся мистика и философия. Отсюда желание изменить свою точку сборки, поиск чуда в изменённых состояниях сознания, бегство в искусство, элитарность, фантастику и поэзию. Отсюда алкоголизм и наркомания, преступность и прочие девиации. Всё это – формы стихийного бунта против своей же ограниченности и обусловленности.

Однако наши попытки выйти за пределы собственного разума до сих пор были тщетными.

Если сравнить наше мировосприятие с замкнутым помещением, что в своё время делал Платон в мифе о пещере, то никто так и не вышел живым за её пределы. Все наши медитации, интеллектуальные изощрения, даже изменение точки сборки (по Кастанеде) – это только смена обоев, перестановка мебели или, в лучшем случае, ломка старых перегородок и новая планировка. И всё… А как же Рай? Самадхи? Нирвана? Это уже вопрос веры. Не хотелось бы никого обидеть, но утешение в вере – это реакция на отсутствие выхода и обречённость в понимании невозможности познать мир и себя. Или, что хуже, – результат воспитания. В этом случае это, как правило, безнадёжно. Гораздо легче возложить ответственность за собственное непонимание на абсолютизированную абстракцию. И не имеет значения, как эта абстракция будет называться – Богом или Материей.

Я далёк от солипсизма. «Вещь в себе», хотя и недоступная познанию, всё же есть. Она может ударить, и ударить пребольно – хулиганами из подворотни, маньяком из лесополосы или предательством друзей и близких. Вариантов не счесть.

 

Увы:

…не каждый настолько экзистенциален, чтобы испытывать удовольствие от собственных Страха, Боли и Смерти;

…не каждый способен отказаться от эмоций, подобно стоикам, и равнодушно переносить все удары судьбы, а встретившись со смертью, спокойно протянуть ей руку;

…не каждый настолько мистичен, чтобы сказать: «Маг не окажется там, где ему быть не следует!» И что значительно хуже – почти никто не может действовать в соответствии с этими словами.

Выход за пределы собственной человечности – сумасшествие или смерть!

И нам остаётся заниматься мироконструированием и тешить себя, вслед за Эпикуром, мыслью, что смерти нет, поскольку в жизни мы с собственной смертью не встречаемся.

И это действительно так. Никто и никуда не уходит. Потому что никто и ниоткуда и не приходил…

 

 

 


Оглавление


1. По следу старика Канта
2. Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами
518 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 18:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!