HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Андрей Медведев

Мир. Текст. Я

Обсудить

Философское эссе

 

(гносеологические, онтологические
и аксиологические аспекты
восприятия мира и текста)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.09.2010
Оглавление

1. По следу старика Канта
2. Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами
3. Ритуал

Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами


 

 

 

У Роберта Шекли есть великолепный рассказ – «Верный вопрос». Помните? Всезнающий Ответчик, который никому не может помочь, потому что все, кто к нему всё-таки добрался, задают не те вопросы. Ответчик знает Истину, но спросить о ней никто не может. «Что такое Вселенная? Жизнь? Смерть?...» – всё это частности, крохи настоящего вопроса. А в заключение у Шекли вывод: «Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа». К сожалению, специфика устройства нашего мышления такова, что все вопросы мы задаём, исходя из почти что готовых ответов. Вырваться из привычной парадигмы понятий не получается даже с помощью коанов дзен-буддизма. Если следовать юмовской традиции, согласно которой «Мир – целое, Человек – часть, а часть никогда не может познать целое», то напрашивается агностический вывод о невозможности познания ни самого Себя, ни Текста. По большому счёту это так и есть.

Тем не менее, мы вынуждены задавать вопросы, хотя и понимаем их несовершенство.

Как? Каким образом? Из чего складывается наш мир? Почему мы впадаем в депрессию, грустим, ищем рукоятку пистолета, и не найдя её, довольствуемся крепкой верёвкой? Почему ищем смысл и, на время обретя его, вновь разочаровываемся?

Я не обо всех, разумеется. Склонность к рефлексии доступна – к счастью и к сожалению – не для всех. Но осуждение подобных личностей, запутавшихся в поисках собственного предназначения, несправедливо.

Скучен был бы мир без Будды и Шопенгауэра, Гильгамеша и Ницше, Киркегора и Раскольникова. Это был бы жесткий мир темутджинов и киллеров, воинов без страха и упрёка, а главное – без угрызений совести. Итак. Что лежит в основе нашего бытия? Как идеалист, должен ответить, что это идея. Однако не идея по Платону как субстанция первоначальная к миру материальному, а идея как специфически человеческая форма интерпретации «вещи в себе» – непознаваемого Мира. Уважая уровень вашего интеллекта, не буду вдаваться в излишние подробности и расшифровывать общеизвестные термины. Не буду также издеваться над ограниченностью формальной логики и искусственностью неопозитивистских конструкций, выявляющих чистый текст и абсолютную связь в его структурной компоновке. Всё предельно просто…

Идеи, оформленные в виде понятий, суждений и умозаключений, несущиеся битовыми потоками, составляют рациональный уровень познающего, а следовательно, каждого из нас. Идей много, и все они разные.

Специфика упорядочивания (или беспорядка) идей в каждом, по сути, и есть его индивидуальное Я. Из чего складывается это самое Я, само существование которого ставит под сомнение некоторые философские и теософские школы? Что позволяет идеям, по крайней мере, на какой-то срок отображать наше мировоззрение, представлять нашу личность?

Что? Ответ прост. Те же идеи. Только идеи особенные, возведённые нами в ранг Основных, абсолютизированные до мировоззренческих основ. Имя им легион: Бог, Революция, Демократия, Долг, Деньги, Семья, Любимый человек, Друзья… Это наши Ветряные Мельницы, полученные в наследство или приобретённые самостоятельно. С помощью процессов коммуникации мы взаимно одариваемся этими монстрами. Они заставляют нас действовать, врезаться в неизвестность бытия и трансформировать её в привычное для наших мыслеформ поле деятельности. Но при всей текстовой и смысловой схожести они у каждого свои, индивидуальны. Почему? Не только в силу нашей генетической обусловленности и полученного воспитания и образования, не только в силу индивидуально биологическо-социального коктейля в каждом, но и в силу различной веры. Верим мы по-разному. Одни сакрально, испытывая или надеясь на откровение, другие философски, опираясь на результаты размышлений, третьи эмоционально и т.д., однако всё это различные типы веры. Только вера в важность наших Ветряных Мельниц порождает ветер, вращающий их крылья. Только вера в правильность наших сверхидей позволяет быть максималистами и навязывать их всем желающим и сопротивляющимся. Как только вера слабеет, лопасти начинают двигаться медленней, шестерёнки ржавеют, а Мельницы ветшают и, в конце концов, рассыпаются. Как говорил мой лучший друг, поэт и философ Александр Сало, «Все опоры стремятся к паденью».

Когда этот процесс осуществляется эволюционно и на фундаменте одной Мельницы медленно и уверенно возводится другая, мы не чувствуем особого дискомфорта, не бросаемся под поезд, не ищем забвения в водке или наркотиках. «Цель – ничто. Путь – всё!» – говорим мы вслед за даосами. И всё нормально, уютно, комфортно и на своём месте. Семья, детишки, работа, которая не особенно напрягает. Книги… Как же ещё много не прочитано! Ноутбук… новый… Сайты, на которых можно сидеть часами. Хорошо…

Но всё иначе, когда наша Мельница рушится мгновенно, неожиданно. Особенно, если она – Центральная, смысложизненная. И те сублиматы, которые можно поставить на её место, ничтожны по сравнению с тем, что было. По крайней мере, нам так кажется. И книги не радуют своими банальностями, и ноутбук летит с балкона, ибо на сайтах скука и пустота. Вот тогда-то рука и тянется к пистолету, порождая сотни тысяч Анн Карениных, Мартинов Иденов, Есениных, Маяковских, Хемингуэев и т.д.

Я не склонен заниматься антисуицидальной профилактикой. Не собираюсь упрекать ушедших в слабости и трусости, упирая на то, что жить – это уже мужественный поступок. Всё это спорно. Вместо одной рухнувшей Мельницы, разумеется, можно поставить дюжину мелких, наделить их повышенной значимостью и доживать свою жизнь, периодически испытывая ностальгию по почившему колоссу. Это ли более мужественный поступок?

Второй вариант – найти Сверхколосса, который сумеет заменить рухнувшую Мельницу. Для многих таковым становится, например, идея Бога. Но это возможно, повторяю ещё раз, при наличии веры. Как только вера в идеи проходит, всё разрушается: «Я», государства, социально-экономические системы, цивилизации.

А есть и третий вариант. Вариант философа, мага, творца. Он основан на изначальном скептицизме в отношении наших Ветряных Мельниц, в отказе воспринимать их абсолютизированно, как законченную онтологическую реальность, в понимании того, что важно только то, что ты сегодня, сейчас считаешь важным, и что завтра это важным не будет. Покинул вас супруг, уехали дети, демократия оказалась лишь формой прихода к власти олигархии (монарха)… а вам по большому счёту это всё равно, так как изначально вы к этому были готовы. К тому же вы прекрасно понимаете, что всё это иллюзии, пусть и подкреплённые давлением непознаваемой реальности, но – иллюзии вашего мышления: частности, интерпретации, кусочки мозаики, из которых можно составить любую картинку. Реальные супруги, дети, демократия – непознаваемые «вещи в себе». Поэтому если у вас не хватило умения или желания сохранить вашу Внутреннюю Вселенную, и бог с ней – новую создадим…

Когда Зенону сообщили, что оба его сына погибли в кораблекрушении, он спокойно ответил: «Я уже знал, что они смертны, когда они только родились». Бесчеловечно? Несомненно. Но, следует сказать, третий путь вообще грешит подобной «бесчеловечностью». Готовы ли вы к нему?.. Тяжело. Нелюдем назовут! Мир действительно был бы скучен без Ницше и Шопенгауэра, но хотелось бы вам жить в мире, состоящем из одних Будд и Иисусов?..

Готового рецепта не будет. Как говаривал в таких случаях Кришнамурти: «Каждый сам свой учитель».

       

 


Оглавление

1. По следу старика Канта
2. Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами
3. Ритуал
624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!