HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 г.

Дмитрий Минасенко

Московское метро

Обсудить

Эссе

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за декабрь 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2021 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: партнерский материал, 30.12.2021
Иллюстрация. Автор: не указан. Название: не указано. Источник: corbisimages.com

 

 

 

Без метро нельзя представить ни сегодняшнюю Москву, ни уже другую, далёкую Москву из моего детства.

Город сильно поменялся, а метро, пожалуй, нет. Конечно, меняются поезда, эскалаторы. Оно становится всё больше и заходит всё дальше, теперь уже на просторы бывшего Подмосковья. Но когда попадаешь на какую-нибудь станцию в центре, кажется, что время здесь остановилось.

Я стою, смотрю на украшенные лепниной потолки, старые люстры, гранитные стены. И мне кажется, что вот сейчас меня за руку возьмёт мой папа или мама. И будут рассказывать про историю моего города, а потом обязательно спросят: «Сынок, будешь мороженое? Тогда пойдём наверх!». Какое же оно было вкусное в детстве – мороженое! Никто и никогда не мог от него отказаться. Я, по крайней мере, таких случаев не знаю. Но нет уже давно со мной папы, и мамы уже больше года тоже нет. Но когда стоишь на станции, кажется, время остановилось, и всё может стать как прежде, в далёком моём детстве. Как будто я попал на машине времени туда, где сиденья в метро казались очень высокими, и забираться на них приходилось с разбегу.

Я хорошо помню те первые поездки в начале 70-х. По выходным нас с братом вывозили куда-нибудь в центр погулять в парках, зоопарке, посмотреть Красную площадь, Кремль, где можно было потрогать Царь-пушку или Колокол, в Исторический музей или Музей Советской армии. И всегда эти прогулки начинались с метро.

Жили мы тогда в районе Гольяново, станция Щёлковская Арбатско-Покровской линии метро. Поэтому мне запомнились своими неповторимыми видами такие станции, как Электрозаводская, Курская, Арбатская, Киевская и особенно станция Площадь Революции. Она, как мне кажется, вообще самая красивая станция нашего метрополитена. Её главное отличие от остальных – стены из тёмно-красного гранита и, конечно, медные статуи, расположенные вдоль обоих перронов станции. Я стоял маленький внизу и изумлённо всматривался в лица медных революционеров. У них всех взгляд был устремлён куда-то вдаль, а лица их были полны решимости дать бой прямо сейчас, на этом месте. Потом папа поднимал меня на руки вверх, и я касался своей рукой какой-нибудь винтовки или пистолета революционного матроса.

Было так здорово! Я спрашивал: «Это настоящий?» – «Ну, почти», – отвечал папа. И меня, удовлетворённого этим ответом, ставили на место.

Особенно мне запомнилось три скульптуры: революционный матрос, старый солдат с винтовкой и пограничник с собакой. Я поинтересовался у отца: кто этот человек с собакой? Он ответил: это, сынок, легендарный пограничник Карацупа со своей преданной собакой по кличке Индус. Они вместе охраняли нашу границу и задержали много нарушителей. Я посмотрел на него, на собаку и понял, что граница у нас надёжно прикрыта.

Пройдут годы, и уже, обучаясь в институте, я узнал количество нарушителей, пойманных Карацупой при участии Индуса. Их оказалось – внимание – 338 человек! Вот это да… Для меня это стало полной неожиданностью. Как такое количество могло оказаться на одном участке где-то под Хабаровском на советско-маньчжурской, по факту контролируемой в то время японцами, границе? Сколько же всего было нарушителей на всей протяжённости хотя бы советско-китайской границы? Ответа у меня не было. И я решил, что это всё просто сильное преувеличение для поднятия патриотизма среди нашего народа, сродни так сказать, стахановскому движению.

Прошло ещё какое-то время, и я опять наткнулся на эту странную историю. И к моему изумлению, она оказалась правдивой. Пограничник Карацупа действительно задержал 338 человек, да ещё и уничтожил при задержании более ста из них. Казалось бы, молодец! Вот только дьявол кроется, как известно, в деталях. Оказалось, что со стороны Китая (Маньчжурии) был задержан только один нарушитель. Остальные 337 были задержаны или убиты лично Карацупой при попытке бежать из СССР…

Это был шок для меня. Люди просто, отчаявшись, пытались бежать из страны, возглавляемой тов. Сталиным и компанией (компартией), а когда у них это почти получилось, их встречал Карацупа с собакой. И если людям даже удавалось выжить, то их участь, да и членов их семей, была незавидна.

Конечно, он старался, был исполнителен и, можно сказать, честен, но... С того момента, как я всё это узнал, смотрю на его фактически памятник по-другому. Теперь это просто скульптура, причём хорошая в художественном плане, да и ещё с приятными воспоминаниями из далёкого моего детства, а вот Карацупа для меня теперь не герой. Ну не может быть героем человек, стоящий у колючей проволоки лагеря, пусть и добросовестно исполняющий свои обязанности!

Тут хочется привести другой пример из конца всё тех же 30-х годов 20-го века. Когда в Германии укоренился фашизм, евреи – жители этой же страны – пытаясь избежать неминуемой смерти, ринулись к швейцарской границе. И их там встретили швейцарские пограничники, которые… не пустили их на свою территорию, выполняя приказ своего начальства. И десятки тысяч людей погибли спустя несколько месяцев. Дело в том, что Швейцария боялась хоть чем-то разгневать Гитлера, ведь на территории страны проживало, да и сейчас живёт, много немцев. А главной целью, провозглашённой фюрером, было объединение всех земель под своим началом, где бы немцы ни жили. Вот и исполняли приказ пограничники, обрекая тысячи людей на верную смерть. Все, кроме одного.

Нашёлся один швейцарский пограничник, его имя Пауль Грюнингер, который проходил службу на границе Швейцарии с Австрией. Когда в 1938 году случился аншлюс, вопреки всем приказам он впустил в страну 3600 (!!!) евреев из Австрии. И тем самым спас им жизни. Да ещё и штамп им в паспорте поставил задним числом. Пауль Грюнингер пострадал за свой поступок, он был уволен со своей работы и посажен в тюрьму. А после своего освобождения его лишили пенсии, и умер он в полной нищете, так и не дождавшись признания своего поступка у себя на родине. Это произойдёт только в 90-е годы, в его честь в Цюрихе назовут одну из улиц, но к тому времени его давно не будет в живых. И, тем не менее, он один спас 3600 человек! Среди них были дети, женщины, старики. И у всех у них было будущее, кто-то жив до сих пор, у остальных остались потомки, и всё благодаря оному человеку, который нашёл в себе силы пойти против системы.

Да, сложная вещь история!

Ну а станция Площадь Революции от этого в моих глазах никак не пострадала, она по-прежнему для меня лучшая станция московского метрополитена, с очень приятными воспоминаниями из своего детства.

А между тем, шли годы. Настали 90-е, у меня появился первый автомобиль, потом другой, и я на долгие годы пропал из метро. Тогда даже как-то стало неудобным у нас, жителей столицы, признаваться, что ты приехал на городском транспорте. Ну, это стало чем-то вроде признания в том, что ты неудачник. Так вот и я не пользовался им долгое время. К тому же машины у меня становились всё лучше и лучше, и погонять по улицам и проспектам столицы, а заодно и покрасоваться перед знакомыми и не знакомыми мне людьми, было так здорово. Весёлое было время.

Перерыв был большой. Примерно в 2004 году я ехал утром на персональном автомобиле с водителем на работу. И вот прямо у павильона входа в метро станции Рязанский проспект мы попали в аварию. Так, ничего серьёзного, слегка пострадал бампер, и я оставил водителя дожидаться сотрудников ГАИ, а сам вышел и, на момент задумавшись, решил всё-таки поехать на метро. Благо оно было в двадцати шагах от меня, а проехать предстояло всего три остановки.

Вначале было, вроде, всё знакомо. Я купил жетон и спустился на перрон. Пришёл поезд. Я и ещё один пассажир втиснулись в вагон. Довольно спокойно, но для себя я отметил, что в наших дверях осталось место для ещё только одного пассажира. Двери закрылись, диктор что-то пробубнил, и мы поехали. Следующая станция была Кузьминки. Вот где по-настоящему стало интересно. На станции было полно народу, и все они явно хотели попасть к нам, хотя места, я видел, уже не было. Поезд остановился, открылись двери, и я незамедлительно узнал, какие замечательные парни и девчата живут в Кузьминках. Они все, с виду незнакомые люди, построились в боевой порядок, напоминающий средневековую «свинью», и ринулись в вагон. Их действия были настолько слажены, а сами они были полны решимости, так что они за пять секунд переместили меня от одной двери к другой, плотно вмяв в последнюю.

Ничего подобного я до этого не видел! Я думаю, ребят из Кузьминок можно смело приглашать в каскадёры для съемок в кино, а также собирать целые команды для игры в регби (американский футбол), не говоря уже о всяких «последних героях» и прочих «форд боярдах». Поезд с трудом закрыл двери, и мы поехали дальше в сторону станции Текстильщики. Я пытался отдышаться на своём новом месте, а заодно осмыслить, что же сейчас произошло. Но в этот момент мы неожиданно остановились посреди перегона, а машинист по громкой связи сообщил: «Граждане, соблюдайте порядок, поезд скоро продолжит движение». Да, я уже, конечно, привык к пробкам на дорогах Москвы, но того, что они существуют и здесь, под землёй, я до этого дня не знал.

Через какое-то время мне стало даже смешно. Я представил, что творится на следующей станции, раз мы не можем туда попасть. В моей голове стали появляться картины сражения, которые прямо сейчас происходят в Текстильщиках. Я представлял, как вот сейчас мы подъедем к станции и увидим следы недавней баталии, горы раненых людей в оборванных одеждах с окровавленными лицами, но полных решимости тоже войти к нам в поезд. Теперь я был рад, что за моей спиной находились ребята из Кузьминок, ведь мы с ними теперь в одной «лодке», и они смогут дать достойный отпор любым нашим врагам. Под эти мои размышления поезд тронулся, и мы въехали на станцию Текстильщики. К моему удивлению, на станции было всё спокойно, а пассажиров, желающих поехать с нами, было немного. Два-три человека каким-то чудом вышли из вагона и столько же вошло.

Следующая станция была моя, Волгоградский проспект. Теперь выходить каким-то чудом предстояло мне. Я робко поинтересовался, не будет ли кто выходить? Мне ответило дружное молчание очень сосредоточенных граждан. Ну, делать нечего, я начал своё движение вперёд, к заданной цели. И если мой путь от одной двери к другой в Кузьминках занял 5 секунд, то тут я двигался все 3 минуты с разным успехом, пока поезд двигался между станциями, и ещё секунд 10, когда он уже стоял на Волгоградском проспекте. Так или иначе, я всё-таки вышел, правда, при этом мне пришлось уже на станции выпихнуть из поезда трёх человек. Они, недовольно ругаясь и посылая мне проклятия, полезли обратно в вагон.

На этом моя поездка подошла к концу. Я вышел из метро, дошёл до офиса, попил чая, успокоился, и жизнь вошла в свою прежнюю колею. К тому же часа через два приехал мой водитель, который стал что-то увлечённо рассказывать про свою историю с инспектором ГАИ и другим участником аварии. Мне было как-то неинтересно. Знал бы он про мои приключения под землёй, но я ему ничего рассказывать не стал. В общем, решил оставить всё при себе.

Прошли ещё годы, и в Москве наметились новые перемены. Началось всё с того, что нашему самому главному начальнику, Владимиру Владимировичу, потребовалось на 4 года, согласно действующей Конституции, оставить пост президента, но при этом остаться главным начальником. На пост президента был выбран, как я понимаю, по анатомическим причинам (имеется в виду рост), один преподаватель права из Петербурга. По этим же анатомическим причинам были выбраны и все премьер-министры после Касьянова, который оставался одно время как наследство Б. Н. Ельцина.

Если поставить всех следующих в линейку – а там были Фрадков, Зубков, Медведев, Мишустин, – то можно смело запускать исполнение одной модной песни Антона Зацепина: «Ниже ростом только Губин о, е…». Поэтому, когда в очередной раз при смене правительства уважаемые эксперты гадают, кто будет следующим премьер-министром, Собянин или Кудрин, мне лично смешно. У обоих рост за 190 см, никаких шансов, господа эксперты!

Так вот, этот преподаватель права, оказавшись на своём посту, развёл бурную, как ему казалось, деятельность. Начал он с безобидного танца с Мартиросьяном под «Американ бой, уеду с тобой…», потом по телевизору стали показывать бандминтон и даже пообещали ввести его в школьную программу по физкультуре.

Затем он решил стать повелителем времени и перевёл часы. Правда, не в ту сторону. Что вообще, конечно, удивительно: каждый второклассник знает, что Земля вращается против часовой стрелки, и Солнце, соответственно, встаёт на востоке и садится на западе. Но что знает второклассник, не обязан, как оказалось, знать президент. Ошибка была очевидна, но он не стал её исправлять, заявив по этому поводу: «Надо понаблюдать». Затем он решил заняться инновациями и… запретил 100-ваттные лампочки накаливания. Оставил он свой след и в названиях ведомств, лихо переименовав милицию в полицию. На вопрос, зачем? Никто так и не сумел ответить.

Ну и, наконец, пришло время ему показать себя в кадровых вопросах. И он, как мог, показал. Первым он уволил Е. М. Примакова с поста председателя Торгово-промышленной палаты. Но этого показалось ему мало, и дошла очередь до Ю. М. Лужкова. Ну не смог Юрий Михайлович раскланиваться перед таким светлым, мудрым человеком и просить у него советы, за что был лишён доверия и с позором выгнан из Москвы.

Место главы города пустым долго оставаться не могло, и с целью загладить неловкую ситуацию из Тюмени был вызван С. С. Собянин. Последний прибыл на правление столицей со своей секретаршей А. Раковой, которая стала его замом и потихоньку возглавила весь социальный блок города. А также из Казани прибыл на усиление М. Хуснуллин со своей бодрой командой, которая занялась освоением строительного комплекса города.

Так, по словам моих товарищей, московских строителей, началось второе татаро-монгольское нашествие на Москву. И вот что интересно: ничего страшного, губительного не произошло. Да теперь говорят, и первое нашествие в 13-м веке нельзя оценивать только с плохой стороны. Да, были, конечно, сожжённые города, загубленные жизни, но это было средневековье, и весь мир так или иначе в этом поучаствовал. Зато мы получили практически единую страну от Смоленска до Уральских гор, уже тогда самую большую в мире. Первые 300 лет правилась она из Орды, и восточнославянские князья ездили туда за разрешением на своё правление. Потом возвысилась Москва, кстати, не без помощи Орды, и появилась собственно Россия, которая и существует по сей день.

Так случилось и со вторым нашествием. Были, конечно, и ошибки. Что стоят только бесконечные попытки переложить тротуарную плитку и замена асфальта два раза в год. Так у москвичей появилась новая шутка. Приезжая к кому-нибудь в гости домой или по делам на работу, стало модным спрашивать: «Что-то на вашей улице асфальт несвежий, наверное, прошлогодний?». Апофеозом стала замена бордюрного камня по всему городу. Тут новая команда особенно отличилась на МКАДе. Она поменяла весь бордюр на 120 км дороги в обе стороны с бетонного на гранитный! Много вопросов у москвичей вызвало и появление выделенных полос для общественного транспорта, а также повсеместная платная парковка.

Но появились и, безусловно, положительные моменты. Что стоят появление одних только МФЦ в Москве, перечень услуг которых с каждым годом только расширяется. Положительно все восприняли и окончательный снос всех торговых палаток в городе, ничего кроме грязи, мусора они уже давно не предлагали. В городе по всем улицам развесили камеры, и автомобилисты практически перестали нарушать правила, а ещё в связи с этим заметно поредели ряды работников ГАИ-ГИБДД, а стационарные посты и вовсе были закрыты. За это действительно отдельное спасибо. Сотрудник ГАИ давно стал восприниматься у населения как символ коррупции, как эту службу ни называй. Когда ГАИ переименовали в ГИБДД, один сотрудник на дороге с гордостью мне доложил, что он теперь гиббон, и этот факт его никак не расстраивал. Мне вообще кажется, что если во время очередной реформы ГАИ переименуют, ну скажем, в Полицейскую Инспекцию Дорожного Регулирования, и в связи с этим на спинах и машинах бывших сотрудников ГАИ-ГИБДД появится соответствующая аббревиатура, то и тогда личный состав на 90% останется на своих местах и, штрафуя автомобилистов, будет говорить: «Ну что вы хотите? Такая у меня работа». Так что уменьшение кадрового состава было воспринято населением с благодарностью, да и порядка на дорогах стало больше.

Из центра города с фасадов зданий была убрана вся реклама, демонтировали растяжки и огромные баннеры, которые стояли вдоль дорог. Было перезапущено городское такси, оно стало комфортней и дешевле, надоедливые наглые «бомбилы» исчезли даже из аэропортов. Появилось широкая сеть проката автотранспорта. Расширились тротуары, появились новые скамейки по всей Москве. Город стал действительно одним из лучших в Европе.

Коснулись изменения и метро. В нём на всем его протяжении заработала сотовая связь. Появились новые вагоны с кондиционерами и бесплатным Интернетом, а также разъёмы для подзарядки телефона. Наконец метро начало действительно активно строиться. И я потихоньку, сначала редко, а потом всё чаще и чаще стал спускаться в подземку. Ведь только таким образом я точно мог спрогнозировать время своего прибытия из точки «А» в точку «Б», а это иногда бывает очень важно.

И тут я обнаружил, что метро изменилось не только в техническом плане, но и в ментальном. Так из самого читающего вида транспорта оно превратилось в самое играющее. Теперь в нём фактически не встретишь пассажира с газетой или журналом, очень редко попадаются люди с книгами. Зато каждый второй достаёт смартфон и начинает во что-нибудь играть. Тут есть и старинный тетрис, и различные гонки, стрелялки, карты и т. д. Огромное место занимают соцсети. Люди постарше разглядывают фотографии в «Одноклассниках», средний возраст читает «Фейсбук», молодёжь ищет музыку «Вконтакте» и лайкает фотографии в «Инстаграме», при этом быстро их перелистывая.

Бывают, конечно, и исключения. Так, один раз девушка, стоявшая рядом со мной, минут пять неподвижно смотрела на свой экран и улыбалась. Мне стало интересно: отчего такая реакция? Я незаметно заглянул и увидел, что она читает одну эсэмэску. Там оказалась очень короткая и лаконичная строка: «Люблю, хочу». Что ей там было непонятно? Что она пыталась осмыслить такое протяжённое время? Пожалуй, её знакомому надо было рисовать, а не писать, может, так смысл его послания быстрей бы стал ей понятен.

Вообще женщины в метро, это отдельная тема. Нет, они, конечно, как правило, лучше пахнут (исключение составляют женщины в пропавших нафталином шубах зимой) и занимают меньше места в силу своих физических параметров (хотя и тут, как вы понимаете, бывают исключения), но вот терпения и готовности к временным лишениям у них намного меньше. Очень многие из них, после того как попадут в поезд и до самого своего выхода из него, беспрерывно занимаются улучшением своей позиции. Такая дама, попав в заполненный вагон, устремляется сначала к поручню, чтобы уцепиться за него одной рукой. Потом, когда цель уже достигнута, она двигается таким образом, кряхтя и расталкивая окружающих, чтобы держаться за него уже двумя руками. Когда и эта задача выполнена, варианта два: либо она высматривает, кто собирается встать с сиденья, чтобы сразу ринуться на его место с вытянутой в руке сумкой и при этом безжалостно наступать на ноги других пассажиров, либо на худой конец занять место у двери, спиной облокотившись о поручень. При этом, конечно, неизбежно возникают скандалы. Мужчины в целом намного выдержанней.

Я так, например, обычно стою на одном месте и думаю о чём-то своём, пользуясь тем моментом, что меня никто не отвлекает. Ни сослуживцы, ни заказчики, ни дети, ни жена, а часто и все вместе. У меня метро превратилось в место для раздумий. Мысли уходят так далеко, что иногда я проезжаю нужную станцию, и приходится возвращаться. А один раз, когда я обдумал события на Украине, мне пришлось возвращаться аж два раза. Но вот эти скандалы меня бывает, отвлекают, что жаль, конечно.

Только встанешь, задумаешься, как рассчитывал, а тут какая-то дама спереди начинает усиленно вилять своим задом, расчищая себе пространство. Приходиться, в этом случае мне, задавать вопрос: «Женщина, что вы делаете? Вы со мной заигрываете?». Ответ обычно звучит примерно так: «сам дурак». На что я ей вежливо желаю тоже не болеть. А иногда неожиданно ты узнаёшь о девушке даже больше, чем хотел. Так однажды я подъезжал к нужной станции и обернулся, чтобы направиться к выходу.

На моём пути стояла девушка лет так 30-ти, облокотившись обеими руками о перила. Я у неё вежливо поинтересовался: «Вы выходить на следующей остановке будете?». Ответа не последовало. Я попытался протиснуться впереди неё. Она осталась неподвижной, и у меня, соответственно, ничего не вышло. Тогда я слегка наклонился к ней и произнёс: «Девушка давайте попробуем сзади!». Она опять осталась неподвижна, а я тут понял, что, пожалуй, эту мою последнюю фразу она уже слышала, и не раз, только при других обстоятельствах. Обычно это бывает между двумя партнёрами наедине в интимной обстановке. И тогда она, видимо, тоже предпочитает промолчать, при этом не меняя своего местоположения. Удивительное равнодушие к окружающим! «Да, пожалуй, я про тебя всё уже знаю», – подумал я, всё-таки протиснувшись сзади девушки. Напоследок я ещё раз обернулся, посмотрел на неё и мысленно сказал ей на прощание: «Ну, давай, пока»! Уверен, что и эту фразу она тоже хорошо знала и слышала не раз…

Ох, разные, разные люди попадаются на просторах нашего московского метро. Оно меняется с одной стороны и остаётся прежним с другой. И только одно остаётся неизменным – его нужность для горожан и гостей столицы. Без него невозможно представить прошлую и современную Москву. Да и будущее города, думаю, будет неразрывно связанно с метрополитеном.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2021 года в полном объёме за 97 руб.:
Банковская карта: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина» и введите ключ дешифрования: UPPZkNFqBxnuHO_w9eanoQ
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению декабря 2021 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

 

 

  Поделиться:     
 
Акция на подписку до 1 июня

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.




Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за март 2022 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?
Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Вешалка для вешалок магазин вешалок в москве вешалки.
Поддержите «Новую Литературу»!