HTM
Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки

Виктор Нюхтилин

Мелхиседек. Евреи

Обсудить

Философский роман

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 7.10.2007
Оглавление

6. Часть 6
7. Часть 7


Часть 7


Начиная с самых главных положений, которые еще не опускаются до уровня кухонь и спален, а еще где-то как бы остаются в сферах духа, в Талмуде одна лишь неразбериха и споры. Например, в таком важном вопросе, (из-за которого в частности поссорились в свое время католики и православные), как толкование выражения "Дух Божий", в Талмуде существует три точки зрения:

1. Дух Божий – это дыхание,

2. Дух Божий – это Адам,

3. Дух Божий – это Мессия.

Не говоря уже о том, что сами эти трактовки Духа Божия вообще далеки от понятия Духа вообще, здесь, кроме детской растерянности в попытке что-то неуверенно угадать, не видно вообще ничего философски значимого. В любом случае нам, русским, нельзя ввязываться во внутриталмудистскую борьбу этих точек зрения, поскольку выражение "Дух Божий снизошел на него" сразу же навевает невеселый и подозрительный вопрос – кто и как на кого снизошел: Адам на кого-то, или сам Мессия, неужели, все таки, на Адама?

В Талмуде представлено много школ иудаизма, которые толкуют одни и те же вопросы каждая по своему, зачастую, очевидно, даже и не знакомясь с тем, что думают по этому поводу другие школы. Например, вот как различными школами объясняется тот казус, что все евреи – это арамейцы. Школа Ицхака говорит, что, поскольку матерью Иакова и Исава была нееврейка (арамеянка Ревекка), то человек может стать евреем, поднявшись над своим происхождением. Вот так просто. То есть древние арамейцы поднялись над своим происхождением и стали евреями. Ну, что ж, мы бы это приняли, если бы не школа Рабби Ионахана, которая утверждает, что когда беременная Ревекка проходила мимо синагоги (!?), то Иаков толкался о стенки ее чрева, (так хотел в синагогу), и, следовательно, Иаков был уже евреем от рождения, а Исав нечистым. Кроме законного вопроса – а кто мог заглянуть в живот Ревекке и определить, кто именно из двоих близнецов толкался? – здесь есть вопрос еще проще – откуда взялись синагоги во времена Ревекки, если они возникли тысячу лет позже, во времена Вавилонского плена, как следствие того, что храм, где только и предписывалось собираться евреям для молитв, был разрушен и его развалины остались на родине? Знакомясь с такой аргументацией, пожалуй, можно дальше вообще не разбираться с иудаизмом на предмет особой гениальности, поскольку в нем те же самые натяжки под заданный результат, что и во всем Ветхом завете. Однако важно нам сейчас будет не только то, что аргументация появления еврейства, как особой нации, взята с потолка и даже без особой оригинальности или остроумия, а то, что в том же Талмуде есть и противоположная точка зрения обоим этим версиям одной и той же точки зрения о еврействе арамейцев. Это школа Рабби Леви, которая говорит, что Исав и Иаков оба, оказывается, мечтали о синагоге (это – более просвещенная, очевидно, исторически школа, которая знает, что синагог еще не могло быть, и поэтому переносит их в область мечты, хотя тогда и мечты такой у этих мальчуганов не могло быть: нельзя мечтать о том, о чем еще никто не знает, что оно вообще есть), следовательно, оба были хорошими евреями.

Вот такие игры с комментариями. Принцип их довольно прост – пиши, как понимаешь, даже если ничего в этом не понимаешь, и тебя никто не уличит в неточности (даже с разрывом фактов в тысячи лет), лишь бы это попадало в нужную в струю. Причем все это сейчас – государственная религия Израиля! Так неужели толкования и различные идеи не забрались и в эти государственно-политические вопросы? Не без этого. Ну и как они трактуют положение этой обреченной страны и ее задачи? Здесь тоже полный набор разноголосых партий: сионизм Герцля считает, что евреи должны жить в Палестине, имея собственное государство, чтобы выжить физически, а сионизм Гинзберга считает, что жить в Палестине необходимо всем евреям не для физического выживания, поскольку евреям ничего в этом отношении не угрожает, а для сохранения своей культуры и для духовного выживания. В общем – ясно. Но тут выплывают социалистические и коммунистические еврейские идеи (наподобие союза Бунда в Росси, который так прямо и заявлял, что его цель – соединить марксизм с сионизмом!), которые утверждают, что евреи должны стать дрожжами всех революций в мире и добиваться себе преимуществ через приход к власти революционным путем в любой стране мира. Этот опасный бред слегка сглаживается положением трезвой Школы Реформаторов, которая спокойно говорит, что где еврей родился, там и его дом родной, а ни в какой ни в Палестине. Этому отдаленно вторит и Движение Хареди, которое напоминает, что Палестину отнял у евреев Бог, и Он же должен ее им вернуть в Век Мессии, а пока никакая отдельная земля евреям не нужна (здесь Богу как бы говорится – где взял, туда и положи!). По сути, союзником этой позиции выступает Движение Нетурей Карта, которое тревожится, что свое государство превращает евреев в таких же людей, как и все остальные обычные нации (!), отрицает уникальность еврейства (!!), и вообще – создание государства Израиль это переход в веру иноверцев (!!!) и ересь, так как оно (государство) оскорбляет и нарушает завет Иеговы (какой?). Однако им качают головами представители финансово самой мощной школы иудаизма Туш Эмуним, и терпеливо объясняют – евреям надо жить в Израиле и развивать еврейский образ жизни, иначе Мессии некуда будет придти (как бы для Мессии все это делается, а не для откачки денег из Германии и США). Ну, и закончить все эти споры хочется хасидской позицией (хасидов легко отличить по внешнему виду – у них широкие шляпы, длинные бороды, белые сорочки, черные сюртуки и черные штаны, заправленные в сапоги. В свое время они объявили, что спасут еврейство от физического исчезновения тем, что будут плодить в своих семьях как можно больше детей, а от грехов перед Иеговой спасут еврейство тем, что станут как никто и никогда исполнять Моисеевы законы. Чтобы Иегова их ни с кем не спутал, они и придумали этот вид деревенского щеголя. Но данный карнавал обернулся для них трагически – вместо Иеговы их издалека узнавали гитлеровцы и большая часть хасидов была уничтожена), хасидской позицией, которая всегда и везде выставляет себя истинной спасительницей еврейства, благодаря чему у нее всегда оригинальная логика: (внимание, это надо читать вдумчиво) земля Палестины дана евреям Богом, поэтому она не принадлежит ни арабам, ни евреям, а только Богу и только Богу, а поэтому (внимание!) арабы очень некрасиво поступают, когда спорят с евреями о правах на эту землю, потому что она принадлежит евреям! Апофеоз!!!

Впрочем, вопросы политики и духа это то, что заставляет спорить даже двух собравшихся вместе людей, а не то, что целый народ и его высоких представителей. Может быть, опустившись в сферы, рекламируемые иудаизмом, как охваченные своим вниманием в первую очередь, то есть в сферы повседневного быта, мы как раз там и найдем, что ищем – гармоничное и законченное регламентирование обыденной жизни, доведенное до уровня религиозного обряда в каждом шаге или действии простого необходимого быта? Посмотрим. Для этого начнем с субботы, как с наиболее яркого элемента еврейской экзальтации над забавой "можно-нельзя", которая (забава), собственно, и составляет собой основное содержание Талмуда не только в части субботы, но и в части всего основного. Что же касается субботы, то на первый взгляд понятно – в субботу не следует работать. А дальше – чудеса! Ортодоксы, например, считают прием лекарств в субботу работой, поэтому лекарства принимать нельзя, хоть помри! Но реформаты возражают – лекарства можно принимать, если это не связано с растиранием, дроблением и измельчением ингредиентов. А если связано, то тогда – помри!

Ортодоксы считают, что катить перед собой в субботу детскую коляску нельзя (представляю себе маму, которая тянет коляску за собой, как пристяжная, и зачарованно представляю себе то, что вместо маминого лица видит перед собой по субботам ребенок!), а другие ортодоксы не согласны – катить перед собой детскую коляску в субботу можно, если территория общественная, а не частная, но для того, чтобы территория считалась общественной в том смысле, что по ней можно катить перед собой коляску, она должна быть нейтральной (дальше – песня!), для чего ее надо ограничить стенами, или проволокой на столбах! Вы представляете себе этот субботний загончик для прогулки с ребенком?

Но есть еще не только "другие ортодоксы", есть еще и ультраортодоксы, которые всех поправляют – территория, даже огороженная, не может считаться нейтральной, если через нее проходят общественные дороги, и даже если вы ее огородите проволокой, а через нее проходит общественная дорога (как???), то никаких колясок перед собой катить нельзя – Иегова против!

А тут и евреи-сефарды упрощают все по-европейски смело – если вы хотите иметь нейтральную территорию, то вы ее получите только тогда, когда обнесете эту территорию стеной. Обнесете стеной – тогда и делайте там, что хотите. Все равно никто не видит. Но смотрите, чтобы через вашу стену не проходила общественная дорога. Не допускайте этого. Это очень важно.

Кроме того, ортодоксы считают, что в субботу нельзя использовать электрический свет, нельзя заводить машину (это тоже – зажечь свет) и нельзя курить (это – зажечь огонь). Но хитрые реформаты не унимаются – а если с пятницы поставить выключатель на таймер и он сам включится в субботу, то пусть себе и светит, мы его не включали – ручки-то, вот они! (Все это не придумано, это действительно содержание комментариев!) Да еще и либералы (есть и такое направление в иудаизме) раздраженно басят – "не занимайтесь ерундой, разве нажать выключатель это работа? Включайте свет, пользуйтесь, и никого не слушайтесь!". Консерваторы соглашаются – "свет включать можно, это вы правы, но на машине, все-таки, батенька, просто так кататься нельзя, а только в синагогу поехать. В синагогу поехать – пожалуйста, а просто так ездить, уж как хотите, батенька, а не можете, нельзя-с!".

С телефоном то же самое. Ортодоксы говорят, что даже в руки его брать в субботу нельзя, а реформаторы издевательски подмечают – "телефон – это просто разговор, а никакая совсем и не работа, так что если хотите ортодоксально не брать его в руки, ну и не берите, а мы будем, будем, будем!".

Да, ладно, чего уж там про быт говорить, – наверное, в синагогах они отводят душу, в едином порядке и в едином ритуале совершая молитвы Богу и прочие религиозные обряды. Увы! Такого бардака, как в синагогах у евреев, нет нигде. Не в том смысле, что в каждой отдельной синагоге происходит черт-те что, а в том, что в каждой синагоге происходит что-то свое, что никогда не происходит в другой синагоге, и даже никогда там не может происходить! Вот реформисты Самуила Голдхейма, например, проводят службы на немецком языке, с органной музыкой и с хором вместо кантора, как это совсем не предписывается иудейским обрядом, полностью отменив наставительные проповеди и молитву о восстановлении жертвоприношения (то есть о постройке нового храма Иегове на старом месте, что неминуемо переведет политический конфликт в Палестине в религиозное русло и окончательно предопределит повторно уже известную историческую судьбу Израиля). А вот Ассоциация Раввинов США решает проблему хора и канторов правильно – она разрешает и то и другое, совершая при этом совершенно непонятное для всего Талмуда и всего иудаизма в целом – разрешает женщине быть раввином. То есть в синагоге у этих евреев службу может совершать женщина!

Рабби Гольдхейм еще более революционен – субботу надо заменить воскресеньем (какая разница?), голову покрывать не надо и звук бараньего рога отменить (он ему не нравится). Карбонарии от иудаизма дошли до того, что, например, Еврейская Британская Община Западного Лондона вообще косит все налево и направо – для нее только письменная Библия авторитет, а весь Талмуд – выдумки, и поэтому (здесь очень логичный переход) главное это молитва и ее формы. Вот тебе и жестко регламентированная и строгая религия!

А что касается самих молитв, то абсолютно непримиримо схватились между собой здесь все те же ортодоксы (во время молитвы надо быть неподвижным), другие ортодоксы (а вот и нет! – во время молитвы следует слегка покачиваться из стороны в сторону, а уж никак не быть неподвижным!) и хасиды, как всегда очень последовательно по логике (во время молитвы надо делать энергичные движения, но в свободном порядке, а не фиксировано).

Ладно бы, относительно только позы спорили бы, так спорят даже и о языке молитвы! Даже в этом вопросе ума не дали! Галаха считает, что молиться надо только на иврите и в полном предписанном объеме утвержденных молитв. Эта школа явно сделала финансовую ставку на молитвенники. А вот либералы опять бузят – "язык старых молитв надо осовременивать, и вообще молиться можно на любом языке, и вообще сами молитвы можно придумывать самому, и вообще молитвы должны быть все время новыми и новыми". Им не возражает Гамбургская Платформа, которая под шумок споров ликвидировала большую часть молитв, которые были созданы до 13 века, как устаревшие и <ш>слишком длинные (!), а также разрешила молиться на немецком языке. Но школа Рабби Франкеля твердо заявляет – молиться только на иврите! Ах, так! – говорят Прогрессивные Иудаисты – Тогда, как вы, так и мы! Получайте – молиться можно только на английском, а на иврите нельзя! Похоже, основным преимуществом иудаизма перед другими религиями является то, что ему никогда не приходится искать специальных поводов для веселья.

Относительно молитв раздается в очередной раз трезвый голос реформаторов – надо из молитв убрать всё, что унижает неевреев, а также исключить молитвы о возрождении жертвоприношений. Ну, и завершить это можно вполне хасидским положением Консервативного Иудаизма, который предлагает (внимание! Тут даже хасидам делать нечего!) молитвы о жертвоприношениях произносить в прошедшем времени (!!!), а, кроме того, создать молитвы о личности Мессии и воскресении из мертвых.

Вот тебе и тайная сеть синагог по всему миру! Они даже между собой разобраться не могут, а не то, что объединить всех евреев под одними обрядами. Причем, за недостатком времени, по скучности темы и намерению упростить изложение, мы просто не передаем здесь всех остальных мелочей еврейского богослужения, которое постоянно меняется от жилого квартала к кварталу, где есть другая синагога. Все это, действительно, не интересно, (хотя над предложением разговаривать с Богом и обращаться к Нему с просьбами в прошедшем времени можно думать долго и очень долго в сослагательном наклонении), гораздо интереснее то, как набедокурил Талмуд в жизни самих людей. Например, в вопросах развода. Ознакомимся.

Школа Шаммая: "муж не может развестись с женой, если только не найдет в ней что-нибудь постыдное". Основание для развода – только сексуальная связь вне брака. Сурово. А вот Школа Гиллеля (заметим – одной и той же религии!): муж может развестись с женой по любому поводу, даже если она просто "испортила кушанье". Однако! Скажите – что хотел сказать Талмуд о разводе, говоря и то, и другое сразу? Может быть, то, что муж может развестись с женой вообще без повода, если "он нашел другую, более красивую", как комментирует Иегову школа Раби Акива? Или, что развод вообще недопустим ни по каким причинам, как считает Рабби Гиттин? Нам в этом на разобраться. Как и самим евреям, скорее всего. Будем верить, что хоть Иегова с Моисеем когда-то что-то знали об этом.

Потому что сегодняшние – совершенно запутались. Например, та же Галаха утверждает, что мужчина, потомок левитов, не может жениться на разведенной женщине, а Реформизм над этим смеется – нет ни одного еврея, кто может считать себя из рода левитов, поэтому любой может жениться на любой женщине. В такие мелочи не вдаются ортодоксы и определяют все по-крупному – развод возможен только с согласия мужчины. Если же муж не дает согласия на развод, а закон государства их все же (!) разводит, то эта женщина считается замужней, и все ее последующие дети – выродки, которые могут вступать в браки только с такими же выродками или (здесь внимание для тех, кто хочет вступить в иудаизм) с обращенными в иудаизм людьми другой веры. Наш статус еще раз виден очень четко с позиций иудаизма.

Как всегда ищут выхода из бессмыслицы реформаты – если муж не дает согласие, а юридически развод оформлен, то раввины могут дать согласие за мужа (красиво!) и тогда все ее дети – полноценные. Знакомую нам уже и неповторимую логику этого учения ярко демонстрируют в этом вопросе либералы (все это надо читать, наслаждаясь!) – никакого особого согласия мужа на развод не надо, если развод оформлен юридически, но если женщина хочет свой второй брак провести через синагогу, то ее первый муж должен дать согласие на развод хотя бы задним числом! Если что-то и может смутить разум окончательно, так это попытка разобраться в необходимой последовательности причин и обоснований различных моментов иудаизма.

Но, все-таки, не все пары разводятся, (пусть даже и таким милым способом, где через пару лет муж, все-таки, должен дать сегодня согласие про то вчера, которое уже и так произошло без всякого его согласия), поэтому, естественно, не могли раввины упустить и те интересные для Иеговы с Моисеем моменты, которые происходят с супругами в промежутке между браком и разводом, или между браком и их смертью. Например – контрацепция. Галаха здесь строга – предохраняться от беременности совершенно недопустимо! Поэтому не допускаются ни прерванный половой акт, ни вазэктомия, ни презервативы ни оральные контрацептивы. Впрочем, Школа Евамот менее огульно запрещает предохранение беременности, налагая обязательство на супружескую пару иметь как минимум одного мальчика и одну девочку, а потом можно уже и применять оральные контрацептивы (под которыми, надо полагать, понимаются все-таки противозачаточные таблетки, принимаемые "перорально", то есть путем их проглатывания). Реформаты тут и совсем покладисты – пусть каждый сам решает, сколько иметь детей, каких детей и иметь ли вообще детей, а реформисты (школ в иудаизме столько много, что на всех не хватает названий, и они различаются суффиксами одних и тех же слов) вообще говорят – предохраняйтесь, как хотите, мы тут вам не указ (все равно не проследишь!).

Недалеко находятся от вопросов контрацепции, как это знают многие, и вопросы секса. Их тоже не обошли своим пристальным вниманием комментаторы. Возможно, тут виноваты не Иегова с Моисеем, и это просто дело личных вкусов, но, например, ортодоксы отрицают гомосексуализм, а реформаторы (не реформисты, не реформаты и не Реформизм, следите за суффиксами!) его радостно допускают. В одной и той же религии! Очевидно, перемена сексуальной ориентации должна сопровождаться переменой принадлежности к той или иной школе. Разумно. Потому что случаи бывают разные, а каждый еврей на счету.

Кроме того, вопросы секса волнуют иудаизм и в той сфере, в которой их коробит сама возможность секса между евреями и неевреями. Об этом некоторым из них больно даже просто думать. Тем более что после этого может наступить тот самый преступный смешанный брак, в котором могут быть даже и дети. Ортодоксы считают, что браки евреев с неевреями недопустимы в принципе, а если это брак с представителем христианской веры, то он рассматривается сразу же автоматически как отречение от веры и еврейства вообще. Надо запомнить. Однако браков таких становится все больше и больше, и, вероятно поэтому, в 1983 году Талмуд дополнился революционным положением школы Реформизма США: ребенок от смешанного брака всегда больше еврей, чем нееврей. Тут революционность во всем, начиная от нарушения традиции, и заканчивая огульным лозунговым характером оценки принадлежности родившегося к той или иной нации. Впрочем, это половинчатая революционность. Ведь, что такое, в самом деле, "больше еврей, чем нееврей"? Все-таки, это – еврей или не еврей? По-настоящему революционно решает этот вопрос либеральный иудаизм – ребенок всегда еврей, и когда мать еврейка и когда мать нееврейка. Здесь революционность такова, что может вообще обратить в прах один из основных базовых принципов всей религии вообще – происхождение от матери, как критерий принадлежности к избранному народу.

Впрочем, вопросы секса – это всегда вопросы "где, с кем, как и чем". Если первые три вопроса талмудисты оставляют на выбор смешанных партнеров, то последний их тревожит более основательно. Поэтому реформаты считают, что хотя бы механика полового акта в части специфической формы узлов трения должна не нарушаться, для чего с 1977 года требуют от мужчин неевреев совершить над собой обрезание, если они хотят взять себе в жены еврейку. Однако менее взволнованно к этому относятся либералы, которые понимающе машут рукой: хочешь жениться на еврейке – женись без всякого обрезания, какая теперь уже разница…

Вообще вопрос обрезания – один из смакуемых вопросов этой религии. Но и тут не без вольностей. Строгая Галаха считает, что если еврей не обрезан, то он, собственно, и не еврей вовсе. Однако вся эта принципиальность оборачивается полной своей изнанкой, если в смешанном браке родился мальчик, и родители его решили не обрезывать. В этом случае положение об обрезании (если объединить два его положения, одно "вообще", а второе для данной ситуации) Галахи звучало бы так: каждый еврей должен быть обрезан, иначе он не еврей, а если он рожден от матери-еврейки, но не обрезан, то он еврей, даже если он не обрезан. Вполне в духе. Хотя радикалы упрощают это еще более – обрезание совершенно не обязательно, так как главным признается духовное исцеление (уж не считается ли обрезание при этом физическим исцелением?). В пику этому Галаха не просто настаивает на обрезании, но и придает ему несколько повышенное внимание, потому что "засчитывает" обрезание только тогда, когда оно совершается в присутствии 10 мужчин старше 13 лет. Если мужчин в этот важный момент присутствовало 9, или кому-то даже из полного кворума не хватило месяца до исполнения заветного тринадцатилетнего рубежа, то не трясите перед нами тут своим этим, и не тычьте нам в глаза – может быть у вас это от рождения, или после несчастного случая на бильярде, а никак и не обрезание. Причем, реформаты допускают, что обрезание можно проводить в больничных условиях с помощью хирурга. Вот если бы объединить Галаху и реформатов! Красиво выглядела бы эта операция: доктор в белом халате с блестящим инструментом в руке, а вокруг десять строгих мужчин старше тринадцати лет. Ассистенты. Обрезание проводим.

Кстати, тринадцатилетний возраст свидетеля обрезания не случаен, поскольку иудаизм считает его возрастом совершеннолетия. Ну, наконец-то, вопрос, в котором не может быть споров? Отнюдь! Вдумчивый иудаизм и здесь перебирает варианты! Ортодоксы по своим подсчетам определяют, что девочка становится совершеннолетней в 12 лет, а мальчик – в 13. Ортодоксы торопятся, выходит, когда дело касается девочек. Реформаты не столь пылки – они считают, что совершеннолетие наступает в 15-16 лет и неважно, девочка это или мальчик. Здесь тоже видна занимательная оригинальность: возраст наступления совершеннолетия дается в виде эволюционного процесса, длящегося во времени целый год (от дня рождения до дня рождения, или как?). Хотя, те же реформаты считают, что и мальчика и девочку можно считать совершеннолетними в 13-летнем возрасте, если они подпишут письменное обязательство продолжить религиозное образование до 16 лет. То есть, такое решение говорит о том, что человек уже достиг того, что должно наступить у него в течение неопределенного года между 15-м и 16-м годами жизни. А расписочка – на всякий случай. Пригодится. Дело любит порядок.

Разница в подходе к полу человека ощутима в иудаизме так же, как и в исламе (благо, корни у этих религий общие) не только в вопросах наступления совершеннолетия. Вокруг женского вопроса в Талмуде накручено многое. Видно любили об этом поболтать Моисей с Иеговой. Например, школа Берахот считает, что молиться могут только мужчины, а женщинам этого делать нельзя. А другая школа Киддушин этого женщинам не запрещает, но "освобождает" их от этого полностью, поскольку допускает молитвы только в особой одежде, а она, извините, у нас мужская, поэтому, мадам, вам молиться можно, но нельзя, потому что не будете же вы мужскую одежду специального покроя на себя одевать, чтобы воспользоваться вашим правом. Впрочем, Киддушин очень великодушная школа – она разрешает женщинам даже находиться в синагоге, если за занавеской. Такое брезгливое благородство.

Особую демократичность в женском вопросе проявляет Мегилла, которая считает, что чтение Торы в синагоге женщиной приемлемо, но при этом оно же оскорбляет "достоинство общины", ибо (дальше – сплошной Мопассан!) голос женщины и ее внешность может возбуждать в мужчине сексуальные желания! И правильно – что там Тора, когда таким голоском, да такими губками… Впрочем, выход из этого найден солидарный с Киддушином – марш за занавеску, или на отдельный балкон, чтобы мужики вас не видели, а то, ишь, развозбуждалися, кобеля…

Но женщины и здесь молчать не намерены, чтобы там Иегова Моисею не говорил, и английская "Организация еврейских женщин" проводит сами богослужения в синагогах, куда мужчинам вход воспрещен. Дискриминация.

Всех примиряет организация "Синагоги Англии", которая с 1975 года разрешает участие женщины в богослужении и даже позволяет женщине самой быть раввином. Новый Свет пошел за Старым и в 1983 году "Объединенная синагога США" разрешила мужчинам и женщинам сидеть в синагоге вместе, а женщине быть раввином. Прорыв явно наметился, потому что, не только уже есть такие прогрессивные формы богослужений, когда женщины и мужчины сидят в синагоге (Масорти), правда в разных ложах, а женщинам раввинами быть запрещено, но и такие факты, когда, например, Прогрессивный Иудаизм ставит своих женщин-раввинов в пример другим школам и даже гордится ими.

Но не молитвами едиными и сексом успокаивается в этой жизни человек. Еще он любит поесть и делает это гораздо чаще, чем все остальное. И это тоже заботит Талмуд на предмет соответствия заветам Иеговы. И тут все очень строго. Например, Галаха требует, чтобы любое животное, которому была нанесена смертельная рана или физическое увечье, в пищу не применялось. Нельзя есть также насекомых, из птиц только утку, гуся, курицу и индейку. Рыбу можно отведать только в том случае, если у нее есть чешуя и плавники, но осетр не подпадает под разрешение – у него чешуя плохо счищается. Моллюсков есть ни в коем случае нельзя. Чем-то не приглянулись Иегове. Свинина, естественно, категорически запрещена. Также нельзя связываться с молоком верблюдицы и со страусиными яйцами. От этих всего можно ожидать. Еще седалищный нерв всех животных есть нельзя, мясо и молоко нельзя есть вместе, и нельзя пить вина, если в процессе его приготовления на любой ступени участвовал нееврей, и т.д. Всего не перечислить, но смысл ясен – никакого смысла. Поэтому, тщательно изучив положения иудаизма о пище, Питсбургская платформа этой религии пришла к выводу – все законы о пище (так называемый "Кашрут") – вредные предрассудки. Светлые головы. Реформистский иудаизм также это поддерживает и не считает законы о пище жизненно необходимыми. Есть еще и Колумбийская платформа, которая более мягкая, чем Питсбургская, то есть не называет эти законы напрямую идиотизмом, но не осуждает и Галаху. В общем, все тот же разброд.

Но это никого не смущает. Каждый настаивает на своем. Галаха требует, чтобы и посуда и раковины для молока и для мяса были абсолютно отдельными, и без улыбки настаивает на том, что в доме должно быть две раковины. Иначе – грех. Реформаты морщатся – мясо и молоко есть нельзя вместе, это правда, но посуда для их приготовления и хранения может быть общей, да и раковины достаточно одной. Ничего это и не грех.

Галаха грозит сухим пальцем – пить вино можно только тогда, когда оно приготовлено особым образом и без неевреев, а из соседнего кабачка раздается веселый клич реформатов: "Ребята, пить можно все, проверено!"

Галаха мрачно предупреждает, что еврей не должен есть в нееврейском доме, ибо это его оскверняет, а также не должен подавать гостям-неевреям в своем доме пищу, которую сам есть не должен по иудейским законам. Ортодоксы более сочувственно относятся к положению гостя-еврея в доме нееврея – можно выпить молока и поесть вегетарианской пищи, сохраняя достоинство (если это есть на столе, а если нет?). Реформаторы считают, что два приема пищи – один по типу Кашрута дома, а другой в мирской жизни – только путает детей, и надо выбрать что-то одно. То есть, принимать пищу или только дома, или только в миру? Однако здесь уже просвечивает некое понятие выбора, которое вполне оформляется Консервативным Иудаизмом до конца – каждый еврей пусть сам выбирает себе форму исполнения законов о пище. Кстати сказать – соединение понятия "закон" и права выбрать себе форму его исполнения является еще одним достижением логики данной религии. Что это за закон, который не подчиняет себе, а предлагает избрать тот вид своего исполнения, который устроит подпадающего под закон субъекта? Это уже не закон. Представим себе, что было бы, если бы уголовный закон мы исполняли в удобной для себя форме – кто назвал бы это законом вообще?

Но зачастую человека отвлекает от молитв, секса и пищи еще одно жизненное обстоятельство, которое нарушает этот привычный ритм – он умирает и его надо похоронить. Здесь тоже есть куда обратиться, чтобы сделать из похорон диспут-клуб. Ортодоксы, например, считают, что кремировать тело нельзя, ибо оно тогда уже никогда не воскреснет. Поэтому несите покойничка на кладбище и зарывайте в землю, но без гроба, в гробе нельзя, не положено, и не слушайте этих реформаторов, который говорят, что скромный гроб допускается и кремация не мешает дальнейшему воскрешению, если при кремации из крематория убрать все христианские символы. Покойнику хорошо – он умер и все, а нам тут решать не перерешать, как и что с ним теперь делать.

Однако до смерти еще дожить надо. И здесь тоже головной боли не избежать, потому что хасиды, к примеру, настаивают, что надо не только полностью соблюдать все предписания Талмуда, но еще и восстановить систему жертвоприношений. Есть чем заняться. Но митнагдимиаты (есть и такие), полагают, что соблюдение всех мелочей Талмуда не обязательно, главное – образование и благочестие. Образование на первом месте? Питсбургская платформа облегчает дело – по ней евреи больше не священная нация и не должны вести жизнь, полностью отличающуюся от жизни других наций; обязательны только моральные законы, а все остальные церемонии и талмуд – пережиток далекого прошлого, приносящий только вред, как и идея возрождения государства Израиль, потому что в Питсбурге жить не хуже. В Колумбии, очевидно, не так комфортно, как в Питсбурге, потому что эта платформа положительно воспринимает задачу возрождения государства Израиль. А евреи Сан-Франциско считают службы и ритуалы обязательными, образование засчитывает только на иврите, а главным определяют создание еврейского дома каждым евреем, изучение Библии, молитвы и богослужение в синагоге, соблюдение субботы и святых дней. Их пытаются поправить представители Реконструкционизма, которые ликвидируют понятия "избранный народ" и "Мессия еврейского народа", а ритуалы вообще считают делом второстепенным. Это, наверное, немало раздражает Консервативный Иудаизм, который главной задачей считает восстановление храма и жертвоприношений, попутно декларируя, что все неевреи – неполноценные люди, а женщины вообще хуже мужчин. Чем-то насолили.

В общем – все очень несерьезно. Даже в таких вопросах, как основные религиозные догматы. Например, вопрос мессианства. Ортодоксы здесь предполагают, что Мессия еще не пришел, и придет он только для евреев, восстановит храм (такой трудяга!) и возобновит жертвоприношения. Мессианские же иудаисты считают, что Иисус был Мессия и мир уже спасен, а неортодоксы уверены, что Мессия еще не пришел, и когда придет, то не будет ерундой заниматься и восстанавливать систему жертвоприношений, а займется преобразованием всего человечества. Полная каша.

Вопросы источника Библии, как книги, также этой религией трактуются по-разному. Ортодоксы считают Моисея автором Пятикнижия, но содержание ниспослано Богом. Школа рабби Льюиса Якобсона признает авторство Моисея в написании Пятикнижия, но не уверена, что Бог был здесь соавтором. Ибн-Эзровцы вообще считают, что Второзаконие написано Иисусом Навином, псалмы не все принадлежат Давиду, а у книги Исайи на самом деле два автора, а не один. Барух Спиноза вообще говорил, что Библия никакого отношения к Богу не имеет, а является просто творением человека. Моисей Мендельсон справедливо считает, что у Пятикнижия авторов слишком много, чтобы считать его надиктованным Богом, но Джонатан Ромейн уверен, что Библия ниспослана Богом, да только записана людьми в соответствии с их понятиями, и поэтому она неизбежно устаревает. Израиль Якобсон мудро замечает, что Библия – слово Божье, но интерпретированное человеческими существами и поэтому каждое новое поколение должно проверять понятия, высказанные Богом в свете новых знаний. Чем Талмуд, собственно, и занимается.

В итоге дадим слово одному из главных специалистов по иудаизму, Неснеру. Вот как он с гордостью пишет о своей религии: "Иудаизм Талмуда с его упором на то, как и что человек есть и пьет, называют религией горшков и сковородок. И таков он и есть, и ничего больше (?!), ибо его материал – предельно малые частички конкретной жизни". С. Пилкингтон в своем труде "Иудаизм" комментирует этот вывод Неснера буквально так: "Талмуд, таким образом, представляет собой вершину (!), которой достиг процесс толкования Библии (!!!)". Далее идет восхищение самим методом такого толкования – даже когда предмет дискуссии чисто практический, сама дискуссия должна проводиться строго теоретически, ибо этапы доказательства более важны, чем само доказательство. "Поручик, Вы любите детей?" – "Детей – нет, но сам процесс…"

Вот еще одна цитата из Пилкингтона: "Даже там, где раввинов называют по имени, совершенно не имеет значения, являются ли приводимые ими аргументы реальными или воображаемыми". В таком случае не имеет значения и то, ради чего приводятся сами эти аргументы. Образцом отношений с Богом для других народов считать такую религию нельзя именно из-за этого отсутствия реального значения таких отношений. Но даже и не поэтому. А еще и потому, что нас не должно обманывать невинное упоминание о том, что иудаизм – это религия горшков и сковородок. За этими кухонными причандалами не надо забывать, что по своей сути иудаизм – самая античеловеческая идеология, из всех известных, поскольку четко разделяет людей на полноценных и неполноценных, ссылаясь при этом именно на Бога, а не на расовые, классовые или политические установки. Бога здесь подводят под основоположника самого простого и неприкрытого никакими горшками фашизма – Всевышний делит людей на людей и на полулюдей, на евреев и на всех остальных, и обещает в будущем всем неевреям один большой Освенцим, а евреям общеземной рейх и процветание за счет всех остальных.

Кроме того, выдвигая еще одной особенностью иудаизма его вечное и непрестанное изменение и трансформацию, и весьма восторгаясь ею, иудаисты, как всегда, находятся в противоречии с обыкновенной логикой. Ведь если говорить о постоянной трансформации иудаизма, как самой внутренней сущности этой религии, то где основания считать эту трансформацию законченной? Она никогда не закончится, ибо с ней закончится и сам иудаизм, построенный на ней. А если нет таких оснований говорить о какой-либо возможности прекращения трансформации, то где вообще основания считать, что иудаизм есть? Личинка может трансформироваться в бабочку, но разве не будет этот итог трансформации нечем совершенно другим относительно того, из чего всетрансформировалось? Пока есть личинка, бабочки еще нет. А пока нет бабочки, нельзя в законной основе брать за что-то базовое личинку, ибо ее путь, как и путь любой трансформации – исчезнуть полностью по результатам своего же процесса.

Однако все что запутано, всегда можно распутать. Если провести непредвзятый анализ этой религии, то возможно не до конца аргументировано (не хватает для этого знаний по теории религии), но вполне определенно можно увидеть одну забавную особенность. Как-то попались на глаза общие закономерные закономерности всех языческих религий. Сразу бросилось в глаза, что все языческие религии, это религии табу, то есть религии запретов. Тут же вспоминается иудаизм, который с гордостью упоминает, что только во Второзаконии Иегова дал евреям 613 запретов, не считая тех, которые далее наплодили на их основе талмудисты. Для интереса перечислим основные табу языческих религий:

1) Табу на общение с иноплеменниками и очищение после таких общений. Все это перенесено в иудаизм просто в чистом виде.

2) Табу на некоторые виды пищи и питья. Все это наполняет иудаизм в виде таких же табу процентов на пятьдесят.

3) Табу на обнажение лица. Здесь давайте вспомним запрет на фотографирование и киносъемку своих лиц хасидами – совершенно аналогичное табу.

4) Табу на выход из жилища. Аналогичное табу есть и в иудаизме, когда речь идет об общественной или необщественной территории, которые надо огораживать то ли проволокой, то ли стеной, и где можно делать определенные вещи, запрещенные вне этой зоны.

5) Табу на прикасание к некоторым людям и к некоторым вещам (к вождям, их одежде, некоторым предметам обихода) – одно из центральных табу еврейской религии, выраженное запретом под страхом смерти прикасаться к Скинии Завета (вместилищу Бога).

6) Табу носящих траур. Этого добра также много в иудаизме – люди, которые участвовали в похоронах также должны долго очищаться, и какое-то время также не могут участвовать в повседневной жизни как обычные люди, пока не очистятся.

7) Табу на женщин во время менструации. В иудаизме такая женщина также считается не только нечистой и к ней нельзя прикасаться, но и даже в чем-то виноватой, и ей запрещается что-то там делать по хозяйству так, как она могла бы делать это в обычные дни.

8) Табу на прикасающихся к покойникам. Иудаизм полностью сохраняет это табу и те, кто вынужден был прикоснуться к умершему, подвергается затем длительному и утомительному недельному очищению особыми ритуалами и омовениями.

9) Табу на рожениц. В иудаизме женщина 40 дней после родов считается нечистой и затем совершает также специальные длительные ритуалы очищения.

10) Различные табу, налагаемые на воинов. В иудаизме также есть определенные ритуальные правила чистоты при вступлении в войну в виде табу.

11) Табу, налагаемые на охотников и рыболовов. Иудаизм перенес их в нынешнее время в виде запретов на убийство дикого зверя и убийство домашнего животного для пищи обычным образом – для этого используются специальные ножи и прочие детально регламентированные приемы приготовления пищи.

12) Табу на различные предметы, главным из которых считается кровь. Иудаизм это табу полностью сохранил в виде запретов на употребление крови в пищу даже в недомытом мясе и т.д. и т.д. везде мы увидим как язычество удивительно перекликается с иудаизмом.

Вопрос – иудаизм это подавленное язычество, или язычество, наоборот, развитое в форму монотеистической религии, усиленное выдуманными предписаниями Бога? Третьего не видно.

Особенно наглядно видны языческие корни иудаизма в обрезании и в запрете на свинину. Обрезание бытовало у кочевников, как способ избежать различных воспалений крайней плоти у мужчин по причине дефицита воды для ежедневной гигиены. Кроме того, египтяне также совершали обрезание, что показала археология, обрезаются и дикие племена Полинезии, Африки и других жарких краев, где самый радикальный способ избавиться от гнойных воспалений – заголить головку для обеспечения доступа воздуха и препятствования накоплению нечистот под кожей. Помимо всех перечисленных выше табу у язычества есть еще одна особенность, которая не носит характер запрета – это фаллический культ в мировоззрении диких племен. Все, что было связано с фаллосом, всегда носило знак особого почтительного внимания и трогательного уважения. Соединившись вместе два этих явления – фаллопочитание и замена гигиены однократной хирургией, – в глазах евреев сделалось ритуальным обрядом, сначала таинственным, а затем и напрямую одобряемую Богом. А отсюда это переехало и в ислам.

В ислам перепрыгнуло от евреев и отвращение к свинине, которое они переняли из …Египта! Египтяне питали к свинье отвращение, и тот человек, который даже нечаянно ее коснулся, должен был прямо в одежде войти в реку и отмыться. Свинопасам запрещалось в Египте входить в храмы – единственным из всего населения! Это была каста неприкасаемых! И браки заключались этой кастой только между собой. Зачем вообще свиней разводили и свинопасов держали? А свиньи кормили весь Египет хлебом! Как? Когда после разлива Нила начиналась посевная, то зерно просто разбрасывалось по грязи, оставшейся после Нила, а затем по ней прогоняли стада свиней, которые втаптывали зерно глубоко в ил, чтобы оно не высохло под жарким солнцем, пока не прорастет. Раз в год свинью приносили в жертву Луне и Осирису и в этот день свинью можно было есть, а во все остальные – нельзя. Так Египетский языческий обычай перекочевал вместе с опытом народа в Пятикнижие, как рекомендация Иеговы. Вот таков источник мифа о некоторых особых гастрономических предпочтениях Бога.

Есть еще один миф, который ни сами иудаисты не оспаривают, и никто не даст оспорить – миф о том, что евреи первыми пришли к вере в Единого Бога. Это очень удобно и для евреев (как-то возвышает в плане исторических заслуг), и для христианства (можно опираться на Библию, как на книгу о единобожии), и для мусульман (евреи и христиане недопоняли Библию, для чего Богу пришлось дать людям Коран). Но если читать Библию открытым взором, то там нет нигде никакого упоминания о том, что евреи совершили переворот от язычества к монотеизму. И даже совершенно наоборот – Бог в Ветхом завете трактуется напрямую, как "Бог-ревнитель", то есть ревнующий евреев к другим богам. Иегова постоянно упрекает евреев в том, что они предаются сладострастию с другими богами, а им пренебрегают, и за это он посылает им всякие неприятности. Нигде ни разу Иегова не сказал – нет других Богов, я Бог единственный и Единый. Как раз напротив – в первой заповеди так и звучит: да не будет у тебя (обращается Бог к Израилю, как к народу) других богов, я буду твоим Богом. Иегова первый бог в истории, который выступает как единый племенной бог, как самый сильный из всех богов, сотворивший землю и мир, и взявший в удел себе на земле евреев, а остальные народы предоставил другим богам. На время. Потому что основной смысл обещаний этого племенного бога уже набил нам оскомину и звучит так – брошу все народы в рабство евреям. Так и хочется его спросить – а чего тянуть-то? А того (отвечает Иегова), что евреи любят других богов больше, чем меня, совершают им поклонения и приносят жертвы, мне обидно и я их за это наказываю. Исправятся – тогда посмотрим. "Исправятся" – это надо понимать, когда "обратятся от других богов ко мне". Где тут единобожие?

То, что в книгах Библии нееврейские народы называются "язычниками", не должно никого путать, потому что в те времена в понятие "язычники" вкладывалось не оппонирование единобожию, а подразумевалось – люди другой, и ,естественно, неправильной веры. Как мы знаем, римляне называли евреев тоже "язычниками". Язычниками же называли в Китае и английскую оккупационную администрацию.

Простой анализ Книги Бытия позволяет говорить о том, что писавшие ее были язычниками именно сравнительно единобожия, и бог-Иегова подразумевается в ней не в единственном числе, а одним из богов. Например, Бог везде говорит от множественного числа – "сотворим человека по образу нашему" (Бытие, 1:26). Можно предположить, что это такая манера – говорить о Себе только во множественном числе. Но тут же в Бытие 1:29 говорится: "Вот Я дам вам всякую траву… и т.д.". Явно видно, что когда Бог совершает диалог с людьми, Адамом и Евой, то он говорит от в единственном числе. От себя. А когда он разговаривает с другими богами, то говорит во множественном числе, как председатель консилиума, от всех сразу ("сотворим"). Такие литературные приемы говорят о том, что это отголоски того представления о многобожии, которое было в голове тех, кто писал Бытие, да и всю остальную Библию, где постоянно приводятся призывы отбросить других богов и быть верными одному Иегове. Нигде в Ветхом завете нет ни одного упоминания о том, что Бог Один и других богов нет, а вот ссылок на то, что все боги чужие, а только один Иегова свой – полно.

Надо только прочитать Библию не тенденциозно, и это вполне станет ясно. Достаточно привести такие цитаты, как: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло", то есть стал как боги (Бытие, 3:22). Здесь видно, что Бог это опять кому-то из своих сказал, сказал. То есть другим богам.

Заслуги Ветхого завета в единобожии нет. Единобожие возникло только с Христом, который рассказал об Отце Небесном и Его любви ко всем нам, Его детям.

Хотя шанс у евреев был. Ведь так называемый "исход" из Египта произошел непосредственно вслед за смертью Эхнатона. А кто такой Эхнатон? Это египетский фараон. А чем он знаменит? А знаменит он тем, что его никто не любит. А почему его никто не любит? Потому что он первым сказал, что Бог един, гораздо раньше Библии, только об этом поздно узнали из-за преступного отставания археологии от темпа оформления церковных догматов. До сих пор Эхнатон описывается везде как полудурок, который разрушил систему верований (такую удобную и привычную для защиты диссертаций!) Египта, отменил известных для того времени богов, закрылся в построенном "городе солнца", бродил там неприкаянно среди монументальных колонн по своему храму, 17 лет мучил египетских жрецов непонятными требованиями переквалификации для поклонения… солнцу! Вот так прямо и пишут – "был солнцепоклонник, имел какую-то хитрую болезнь теститкулов, что можно определить по сплющенной голове, в общем, был неполноценный, неадекватный, детей иметь не мог, но, зараза, имел в женах такую невозможную красавицу, как Нефертити". Иногда добавляют – "умер молодым". Мы тоже можем добавить к этой картине кое-что. Например, гимн Эхнатона новому богу, которого он назвал Атоном (не поленитесь его почитать внимательно):

"О, сколь многочисленно творимое Тобою, и скрытое от мира людей, Бог единственный! Нет других, кроме тебя! Ты был один – и сотворил землю по желанию сердца своего… Ты единственный, Ты восходишь в образе Своем, Атон живой, сияющий и лучезарный, далекий и близкий! Из Себя единого, творишь Ты миллионы образов Своих "(курсив – автора).

Вот такой был неадекватный, что даже Кришну предвосихитил… Есть что-либо хоть отдаленно похожее на единобожие в Ветхом Завете? Нет. Этот человек первым сделал монотеизм государственной религией и никогда не изображал Атона в виде Солнца! Не был Эхнатон солнцепоклонником. Солнце было символом Бога, чего и сейчас мы не избежали (символического изображения), если посмотреть на иконы Троицы.

А при чем тут евреи? Так ведь Моисей из свиты фараона к ним пришел! Причем по некоторым историческим разработкам именно из свиты Эхнатона, которая была разгромлена и разогнана после его смерти! И далее, смотрите – Эхнатон жестоко преследовал магов, прорицателей, гадателей и колдунов (все это есть в "Моисеевых законах"), Эхнатон запретил изображать животных и птиц, так как таким образом изображались около 2000 официальных богов Египта, и благодаря этому возникла новая письменность – словесная, из которой образовалось финикийское письмо, которое распространилось на севере Африки благодаря их постоянным торговым экспедициям. Благодаря этому же в перечень запретов попало и табу на изображение животных и людей (людей уже в исламе). Но, как видно из Нового Завета, Моисея не поняли…

Пока никакой избранности мы не нашли. Правда, в Библии говорится, что Бог кого любит больше других, того бьет больше других. Но тогда самые избранные – негры. Одна только работорговля унесла около 100 000 (сто миллионов!!!) их жизней, причем евреи сделали на этих операциях хорошие деньги. С мучениями негров в истории не сравнятся мучения ни одно из народов. Даже отдаленно. По этому признаку они самые избранные.

Короче говоря, становится понятно, что из Ветхого завета действительно мог появиться иудаизм, как религия избранного народа, ибо Ветхий завет писался евреями для себя, под себя и против всех. Но все это оказалось безосновательным, поскольку избранности этого народа мы не нашли – самый обыкновенный народ. Ни лучше, ни хуже любого другого народа. Ни умнее, ни глупее. А то, что когда-то понаписали вдохновенные мстительной идеей его книжники – не его вина, а его беда, с которой только он сам и может справиться.

От всей этой главы остается какой-то неприятный осадок, и автор просто не знает, как ее завершить. Многое здесь не сказано, многое скомкано, потому что, несмотря на предупреждение о нежелательности знакомства евреев с этой книгой, они могут туда заглянуть. И кое-что может показаться неприятным некоторым русским евреям, многих из которых автор считает совсем нашими. Например, мог ли "не наш" человек написать такую песню, как "Русское поле"? Вот с этой песней и закончим главу. А не наши евреи ни на что не обидятся, потому что им не может быть интересно мнение нечистого.

Итак, имея вывод о том, что для Бога все равны, у нас остается смысл покопаться в Ветхом завете дальше. Тем более что в нем для нас осталось совсем немногое из того, что мы не затронули вниманием – пророчества. Остальное мы даже и рассматривать не будем. Остальное – чистая жанровая литература (весьма хорошая, кстати) о жизни семей, поэзия (местами бездарная, как "Песнь песней", местами гениальная как "Экклезиаст", местами средненькая), псалмы, о которых мы уже говорили, и притчи в виде сборника банальностей по типу афоризма Козьмы Пруткова "Военные люди защищают отечество". Причем Козьма Прутков и литературно интереснее (сравните, например, его перлы с библейской притчей "Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости" Притчи 17:22), и по смыслу глубже, поскольку является пародией на банальности, а не претензией на богодухновенность. Итак, пророчества.


Оглавление

6. Часть 6
7. Часть 7

Акция на подписку
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!..

Мы знаем, что вам мешает
и как это исправить!

Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить!


Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2022 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки:
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки!


👍 Совершенствуйся!



Отзывы о журнале «Новая Литература»:


24.01.2023

Благодарю вас за вашу полезную жизнедеятельность.

Татьяна Фомичева



13.01.2023

Очень приятно. Спасибо!



04.01.2023

У вас в журнале очень много интересных материалов. Не думала, что зависну на сайте надолго.

Любовь Шагалова



29.12.2022

Приятно иметь с Вами дело!

Евгений Духанин



Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!


Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!