Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 20 минут | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 26.09.2014
Как известно, знаковость любого режиссёра определяется тем, что он должен обладать своей уникальной, именно им разработанной киноэстетикой. И найти свой стиль, свой киноязык для режиссёра оказывается настолько важным делом, что потом ему позволительно снимать как бы уже один и тот же фильм – в том смысле, что повторять уже однажды найденные приёмы. К таким культовым режиссёрам относится и Квентин Тарантино[1], снявший в прошлом году долгожданный для своих поклонников фильм «Бесславные ублюдки». На первый взгляд может показаться, что эта работа переломная в творчестве режиссёра, ведь он впервые не просто погрузил сюжетную интригу в конкретный исторический период, а ступил на очень серьёзную территорию – действия в фильме проходят во время Второй мировой войны. Но Тарантино был бы не Тарантино, если и здесь не применил свой фирменный стиль, замешанный на насилии и разговорном фарсе. Взять хотя бы то, что в его новом фильме герои, как это обычно у него происходит, прежде чем устроить кровавую пальбу в стиле «Бешеных псов»[2], ведут размеренно-глубокомысленные диалоги со специфическим, чисто тарантиновским юмором.
Кадры из фильма «Бесславные ублюдки»:
– В аду есть особая печь для тех, кто не допивает скотч. И раз уж, сдаётся, я на пороге преисподней – признаю́: виски что надо. Итак. Насчёт нашей с вами маленькой неувязочки. Очевидно, что у вас лишь один выход. – И что вы имеете в виду? – Штиглиц, скажи «ауф-видерзейн» своим нацистским яйцам! (Начинается стрельба).
Сам Тарантино подчёркивает, что снял развлекательный фильм, во многом ориентируясь на так называемые спагетти-вестерны[3], притом что тему выбрал совсем не шуточную – борьба с фашизмом. В этом смысле режиссёр вновь, как и в «Криминальном чтиве»[4], проявил себя новатором. Хотя, чему удивляться? То, что Тарантино и военный пафос – вещи абсолютно несовместимые, уже было хорошо понятно по тому же «Палп Фикшну»[5], по знаменитому монологу ветерана Вьетнамской войны с часами[6]. И в новой картине Тарантино, по сути, остался верен себе. Помимо крови – ну куда без неё у Тарантино? – фильм «Бесславные ублюдки» ещё больше, чем кровью, переполнен намеренно затяжными и цинично-юмористическими диалогами. На этот раз они ведутся вокруг очень непростой темы – противостояние евреев и немцев во Второй мировой войне. Причём, в этих своих рассуждениях о двух нациях один из главных персонажей пользуется образами животных, что заставляет опять-таки вспомнить нас диалоги из «Криминального чтива». Помните, там для наглядности доводов герой проводит сравнение с животными: чистые животные противопоставляются нечистым животным. Вот в «Бесславных ублюдках» происходит нечто подобное.
Кадры из фильма «Бесславные ублюдки»:
– Допустим, мы задались целью уподобить нас, немцев, хищнику. Мы вспомним о хитрости и беспощадности орла. Но если мы возьмёмся сравнивать со зверем евреев, то приходят на ум крысы. Да, и фюрер, и Геббельс повторяют это почти в каждой речи. Но, друг мой, в отличие от них, я не считаю данное сравнение оскорбительным. Вообразите на мгновение мир, в котором живёт крыса. Это воистину враждебный мир. Если крыса пробежит через порог прямо сейчас – вы же вряд ли ей обрадуетесь. – Пожалуй, верно. – Ну разве крыса заслужила такую неприязнь? В чём она виновата? – От крыс зараза и они кусаются. – Да, крысы – виновники эпидемии чумы. Но дело было так давно! И, смею утверждать, помимо крыс, заразу могут разносить и те же белки. Вы согласны? – Уи. – Но я берусь утверждать, что вы не питаете равную неприязнь к белкам. – Ноу. – Хотя и те и другие грызуны, не так ли? И внешне отличаются, пожалуй, только хвостом, верно? – Это интересная мысль, полковник. – Однако эта интересная мысль, друг мой, никак не виляет на ваши чувства. Если крыса пожалует сюда прямо сейчас, пока я говорю, вы угостите её вашим дивным молоком? – Наверное, нет. – Хм. Я так и думал. Вы их не любите. Вы не знаете, почему вы их не любите, но они вам отвратительны.
В своём новом фильме о конфликте немцев и евреев Тарантино, помимо того, что уделил, пожалуй, ещё как никогда, внимание диалогам, продолжил с особым усердием развивать излюбленную тему – тему мести. Вообще, можно сказать, что тема мести в его фильмах всегда является как бы той пружиной, которая толкает, раскручивает сюжет. Это хорошо видно и по предыдущей его работе «Доказательство смерти»[7], и в картине с красноречивым названием «Убить Билла»[8], да и, наконец, в легендарном «Криминальном чтиве». И заметьте, что режиссёра всегда волнует не столько сама месть как таковая, но и то, как она реализуется. Тарантино всегда с какой-то особой эстетствующей озабоченностью подыскивает для своих героев само орудие мести. Вспоминается герой Брюса Уиллиса[9], то, как он, начав с бейсбольной биты и молотка, чуть ли не минуту приглядывается к всевозможному оружию, чтобы выбрать и наиболее эффективный, и в то же время самый эффектный инструмент возмездия. Вот и теперь, сняв картину об уже еврейском отмщении, Тарантино понавыдумывал самые разные способы мести, но не позабыл и о таком простом и надёжном предмете, как бейсбольная бита. Правда, в результате, глядя на то, как евреи с какой-то порой дегенеративной жестокостью убивают фашистов, не каждый зритель может сразу определить, кто же, собственно, эти самые «бесславные ублюдки» – немцы или евреи в своём мщении.
Кадры из фильма «Бесславные ублюдки»:
– Крест за убийство евреев? – За храбрость. – (Крики) Бей! Бей! Раздави ему яйца! – Я бы давно обосрался на вашем месте. – Непревзойдённый Тедди Уильямс выбил мяч за трибуны! Весь первый парт встал на уши! Тедди, мать его, чемпион! Так вмазал, что мяч улетел на Лэнсдол Стрит! Ты!
Наделив одного из евреев по кличке Жид-Медведь такой садистско-дебильной жестокостью, Тарантино в какой-то степени оказал евреям медвежью услугу, ведь я не думаю, что образ патологического мстителя может восприниматься зрителями как героический или хоть сколько-нибудь привлекательный. Мало того, то, как офицер-немец мужественно встречает смерть – у него ведь не дрогнул ни один мускул на лице, – кого-то из зрителей может заставить симпатизировать именно фашисту. Запутать зрителя в том, кто подлинный ублюдок в этой сцене, а кто не подлинный ублюдок, могут и сами режиссёрские методы. Так, ещё до увиденной нами сцены зверского убийства немецкого офицера, он показан в замедленной съёмке: камера смотрит снизу, да ещё и звучит чувственная музыка Эннио Морриконе[10]. Всё это, казалось бы, работает на героизацию немецкого офицера. Но у Тарантино за такими внешними кинематографическими приёмами чувствуется особая ирония над псевдогеройством фашистов, ведь они носители страшной античеловеческой идеологии, пусть у них и благородные, доблестные лица.
Кадры из фильма «Бесславные ублюдки»:
– Сержант Вернер Рахтман. – Лейтенант Альдо Рейн. Так сказать, рад встрече.
То, что случится дальше, мы уже видели, и, я думаю, второй раз смотреть не будем. Вообще, особенность тарантиновского фильма в том, что, говоря о еврейской мести, режиссёра абсолютно не заботит то, чтобы показать евреев благородными в своём мщении. При этом позиция Тарантино целиком на еврейской стороне. Он так и говорит, что снял военную сказку – да, он употребляет именно это слово, «сказку» – о том, как сбывается самая заветная еврейская мечта – отмщение. Но ещё куда более интересно признание актёра Элая Рота, еврея по происхождению, сыгравшего в фильме того самого страшного и неуловимого еврейского мстителя по кличке Жид-Медведь, профилирующегося по вышибанию мозгов у нацистов. В интервью актёр поведал, что, оказывается, сутками может смотреть на то, как его герой до смерти забивает немцев, а сам фильм он называет «кошерным порно», так как для него, потомственного еврея, это, оказывается, почти сексуальное удовольствие – смотреть, как зверски убивают нацистов. Как говорится, без комментариев. Ну и ещё хотелось бы привести слова продюсера картины Лоуренса Бэндера, работающего с Тарантино уже давно. Он тоже еврей и говорит, что не может забыть свой школьный опыт, когда над ним издевались за его национальную принадлежность. В общем, прочитав ещё сценарий «Бесславных ублюдков», он с любовью сказал Тарантино: «Спасибо тебе, сукин сын, за то, что этот фильм – воплощение настоящей еврейской мечты». Да и вообще, известно, что все американские евреи – друзья режиссёра – благодарят его за картину, где еврейская нация берёт реванш и мстит с гордо поднятой головой. Да, и гордо выдвинутой нижней челюстью в лице актёра Брэда Питта.
Кадры из фильма «Бесславные ублюдки»:
– Меня зовут лейтенант Альдо Рейн. Я собираю особый отряд, и мне требуется восемь солдат. Восемь настоящих американских евреев. Все вы наверняка слыхали, что наступление на носу. Парни, мы высадимся пораньше. Нас забросят во Францию под видом штатских. На вражеской территории, как заправские партизаны, мы займёмся одним делом, и только одним – будем мочить нацистов. Не знаю, как вы, но я, чёрт возьми, спустился с грёбанных Аппалачей, пересёк пять тысяч миль по воде, прополз на брюхе пол-Сицилии, прыгнул как вошь из самолёта – не для того чтобы учить нацистов морали. Нацисты вообще не люди. Они марионетки и гонители евреев, убийцы и маньяки, и их надо уничтожать. Каждый подонок, напяливший нацистскую форму, сдохнет.
Но откровенно агрессивная позиция автора не всем пришлась по вкусу – как в Европе, так и Америке. Дошло до того, что кинообозреватель авторитетного журнала «Нью-Йоркер» назвал Тарантино идиотом от кинематографа, а влиятельная английская газета «Гардиан» считает новую работу режиссёра «самой глупой» из всех его работ. Важны и высказывания ортодоксальных евреев по поводу такого еврейского киновозмездия. Раввины утверждают, что иудаизм чётко различает, что есть самозащита, а что есть месть, и что иудейская вера осуждает насилие, тем более, в виде зверств и пыток, даже против врага. В общем, жестокость оправдана, только если она – как защита жизни. Возможно, раввины и совершенно правы, но почему-то невольно вспоминаются вековые еврейские законы – «око за око, зуб за зуб». Но, так или иначе, некоторые евреи восприняли фильм как провокацию, им не понравилось, что они в нём агрессоры. В этом смысле Тарантино и вправду снял очень необычное кино, он, пожалуй, впервые нарушил незыблемую традицию, одну из незыблемых традиций мирового кинематографа, и показал евреев далеко не жертвами, возводящими очи к небу. В своей мести они в фильме уж точно не уступают в жестокости самим фашистам.
Кадры из фильма «Бесславные ублюдки»:
– Мы будем жестоки к немцам. И пусть наша жестокость внушает им ужас. Они познают нашу жестокость по выпотрошенным, расчленённым, обезображенным телам своих братьев, попавших к нам. И немцы задрожат от ужаса, думая о той боли, что пережили их братья от рук наших, от сапог наших, лезвий наших ножей. И мы будем сниться немцам. Немцев будет тошнить от нас. Немцы будут бояться нас. И ночами, закрывая глаза и погружаясь в кошмары, порождённые их злодействами, они в ужасе вспомнят, что мстим мы́. Что, радует?! – Да, сэр!!! – Это я и хотел услышать.
Фильм Тарантино получился как бы полной противоположностью или, скажем так, кровавым ответом знаменитому фильму Спилберга[11] «Список Шиндлера»[12]. Основное занятие еврейско-американского спецназа – это методичное снятие скальпов с нацистских военных. По фильму можно чуть ли не изучать технику скальпирования. И, между прочим, это не выдумка режиссёра. В американской армии действительно существовали особые подразделения с такими методами расправы. Кроме того, Тарантино хотел ещё и провести параллель между евреями и американским индейцами, ведь и тех и тех как народ истребляли. Ну и, плюс ко всему, Тарантино, оказывается, сам на четверть индеец чероки, и говорит, что в том числе поэтому ему хотелось, чтобы месть фашистам в фильме осуществлялась методами индейцев. Но, правда, разница в том, что если для индейцев скальпирование было важным – нам это трудно понять – ритуалом в священной войне, то евреи в фильме снимают скальпы с цинизмом и маньяческим сладострастием. Хотя, в картине есть и изысканное, я бы сказал, культурно-кинематографическое мщение, за него отвечает молодая еврейская девушка, хозяйка парижского кинотеатра. Она задумала спалить в нём всю элиту – военную элиту – Третьего рейха, а топливом для огня должна стать киноплёнка. Изысканное эстетство этой мести проявлено даже в аристократичном красном платье еврейской мстительницы, красном лаке для ногтей, красной помаде и, наконец, красном вине, которое она выпивает перед актом мести. И при этом режиссёр не забыл и здесь провести параллель между местью еврейской и индейской. Перед тем как сжечь кинотеатр, забитый до отказа военной нацистской элитой, молодая и модная еврейка, прямо как индеец, наносит на лицо боевую раскраску.
Кадры из фильма «Бесславные ублюдки».
Нельзя не заметить, что героиня фильма, задумавшая уничтожить Гитлера[13], отдалённо напоминает Уму Турман[14] из предыдущей картины режиссёра «Убить Билла». Это я к тому, что новый фильм Тарантино по аналогии можно было бы назвать «Убить Гитлера». И страшная месть, как я сказал, должна осуществиться в кинотеатре на премьерном показе очередного «шедевра» кинопропаганды Геббельса – «Гордость нации», фильма о немецком снайпере, убившем с вышки несколько сотен американцев. В снайперском сленге такое возвышенное место для отстрела врага называется «гнездо». Так вот и еврейскую мстительницу Тарантино тоже хочет уподобить снайперу. Только её вышка для уничтожениия врага, её, скажем так, «гнездо», откуда хорошо виден Гитлер и вся элита Третьего рейха – это будка киномеханика. И чтобы ещё чётче провести смысловую связь между еврейской мстительницей и немецким снайпером, Тарантино придумал сцену, где оба героя, каждый по-своему, в торжественно-боевых нарядах по очереди убивают друг дуга в этой самой будке киномеханика – под музыку Эннио Морриконе.
Кадры из фильма «Бесславные ублюдки».
Подчёркнутая эстетски кинематографичность смерти двух героев-антогонистов среди коробок с киноплёнкой при вращающемся колесе кинопроектора, конечно же, символична. Оба героя мертвы, но они живы на экране. Киноискусство их обессмертило, каждого по-своему. Ведь еврейская мстительница предварительно вмонтировала в тот самый нацистский фильм, что показывается Гитлеру в зале, кусок плёнки, где она заснята крупным планом с произнесением обвинительной речи. Эта монтажная вклейка и становится сигналом для мести. Помощник еврейской девушки, киномеханик, увидев нужный фрагмент, тут же поджигает груды киноплёнок. То есть, что получается? Посредством силы кино даже смерть не может помешать еврейской мстительнице. Сам кинематограф в буквальном смысле через пламя киноплёнок уничтожает весь Третий рейх, а сигналом к такому возмездию служит креативный монтаж еврейской девушки. В её монтажной склейке пропагандистского фильма «Гордость нации» – фильма о немецком снайпере – остроумно учтён смысловой переход от слов снайпера, расстреливающего врагов, к словам самой еврейской мстительницы. И таким образом режиссёр снова ставит впритык двух героев, ведь каждый из них – по своему кинозвезда, каждый – по-своему снайпер и гордость для собственной нации.
Кадры из фильма «Бесславные ублюдки»:
– Кому ещё есть что сказать Германии? – Я скажу кое-что Германии. Все вы скоро сдохнете. – Довольно! Остановить! – Выключить проектор! – А сейчас загляните в глаза еврейке, которая вас убьёт. – Я не знаю, что происходит! Этого нет в моём фильме! – Марсель, поджигай зал! Ха-ха-ха!
В этой огненной расправе над Гитлером и всем Третьим рейхом посредством кинематографа не сложно усмотреть метафору силы киноискусства. Кое-кто даже готов всерьёз поверить, что именно кинематографическая культура и изменила ход истории, уничтожив весь Третий рейх. Но на самом деле в своей грандиозной альтернативной версии крушения фашистской Германии, версии, мягко скажем, далёкой от исторической правды, Тарантино, как ещё никогда до этого, высказывается в любви к кинематографу. Киномания режиссёра проявлена даже в том, что половина героев фильма так или иначе связана с кинопроизводством. Нет, конечно, идея о том, что фашизм погиб от киноискусства, красива. Но, прежде всего, фильм «Бесславные ублюдки», как и говорит сам режиссёр, – это военная сказка, сказка о том, как сбываются самые заветные еврейские мечты. Евреи в фильме и Гитлера убили, и войну выиграли. А ещё Тарантино устроил на экране как бы холокост наоборот. Ведь холокост значит «всесожжение». И Гитлер вместе с нацистской всей военной элитой попадает в фильме как бы живьём в геенну огненную. Правда, смущает, что еврейская утончённая девушка в своей мести сама смеётся каким-то сатанинским хохотом, но это уже, как говорится, тема для отдельного разговора. Главное, что в этой сцене две еврейские мести, идущие параллельно в фильме, наконец-то слились в единую испепеляющую волну.
Кадры из фильма «Бесславные ублюдки»:
– Мне зовут Шошанна Дрейфус. И это пламя еврейской мести! Ха-ха-ха!..
Особая интрига фильма в том, что такая грандиозная еврейская месть осуществилась не без помощи героя-фашиста, вернее, с его попустительства. Это работник охраны Гитлера, умнейший и хитрейший сыщик, которого блестяще сыграл актёр Кристоф Вальц. Его герой, в совершенстве владеющий четырьмя языками и дедуктивным методом, показан как такой нацистский Шерлок Холмс, ну или Порфирий Петрович из «Преступления и наказания», который с невыразимым удовольствием раскалывает врагов Третьего рейха. При этом именно сыщик-нацист ещё в начале фильма даёт убежать еврейской девушке, той самой, что потом и сожжёт Гитлера. И не выстрелил в неё он не потому что пожалел, а чтобы насладиться властью. Как интеллектуальному злодею, ему доставляет удовольствие само сознание возможности карать или миловать. В общем, невольно он открывает широкий путь для еврейской мести и в целом становится для режиссёра как бы двигателем всего сюжета фильма. Ведь потом, уже сознательно, он не предотвратил теракт в кинотеатре. Всех врагов-то вычислил, но не помешал сожжению Гитлера. То есть получается, что именно он, немец и фашист, а не евреи, как бы собственными руками и уничтожил Гитлера, предав его из чисто из шкурных соображений.
Кадры из фильма «Бесславные ублюдки»:
– Когда историки напишут о событиях этой ночи, они отметят, что я участвовал в операции «Ки́но» с самого начала как двойной агент. И всё, что я делал на службе в «СС», было санкционировано у «СС» как неизбежное зло, издержки внедрения меня в Германии. И именно я, получив от лейтенанта Рейна динамит, убил Гитлера и Геббельса в ложе парижского кинозала. – Я сообщил фюреру, что зрители заняли места. Он прибудет с минуты на минуту. – Спасибо, Ганс. – Кстати, последнее – чистая правда. Я хочу получить военную пенсию и все привилегии с учётом выслуги лет. Я хочу получить от Конгресса медаль Почёта за мои героические усилия по свержению Третьего рейха. Кстати, пусть все участники операции «Ки́но» получат от Конгресса медаль Почёта. И мне нужно американское гражданство, уж это само собой. И я хочу, чтобы Соединённые Штаты Америки подарили мне особнячок – в Нантакете, пожалуй. В награду за спасение человечества и свержение тирании Национал-социалистической партии без лишней крови и жертв. Вы всё записали, сэр? Мне тоже не терпится увидеть вас. Конечно, сэр.
Сложно понять, специально ли было так задумано режиссёром, что образ фашиста-предателя в целом в фильме выглядит намного ярче и интереснее, чем образ его антипода, героя Брэда Питта, возглавляющего еврейско-американский спецназ. Но очевидно одно, что для Тарантино именно этот фашистский предатель и есть подлинный представитель «бесславных ублюдков». Тарантино с такими не церемонится и без колебаний клеймит. Клеймо и в самом названии фильма, и буквально вырезано на лбу фашиста в финальной сцене картины.
Кадры из фильма «Бесславные ублюдки»:
– У меня, будь моя воля, ты бы носил эту чёртову форму всю свою поганую жизнь. Но я знаю, что это непрактично: рано или поздно ты её всё равно снимешь. Но я дам тебе то, что нельзя снять. – А-а-а!!! А-а-а!!! – А знаешь что, Ютивич? Я думаю, это вполне тянет на шедевр.
А что касается крови, то Тарантино успокаивает, повторяет одну из своих любимых фраз, что в фильме не крови много, а много красной краски. Всё же не удержусь напоследок от брюзжания, скажу, что Тарантино, взявшись за вполне справедливую, нужную тему – клеймления фашизма и благородного мщения – в итоге её раскрыл так, что неуловимые еврейские мстители тоже не вызывают особых симпатий, несмотря на симпатичного Брэда Питта. Они не то чтобы напрочь лишены каких-либо моральных принципов, но в своей мести недалеки от маньяков, так что к финалу фильма мы не имеем положительных героев. Но, с другой стороны, все эти претензии и вопросы типа «А допустимы ли такие методы разоблачения фашизма в кино и реализации еврейской мести?» – такие вопросы, если речь идёт о Тарантино, звучат риторически.
Кадры из фильма «Бесславные ублюдки».
[1] Квентин Тарантино (англ. Quentin Tarantino, род. 1963 г.) – американский кинорежиссёр. Яркий постмодернист, виртуоз чёрного юмора и любитель художественных приёмов с характерной неоправданной жестокостью героев (прим. ред.).
[2] «Бешеные псы» (англ. Reservoir Dogs) – дебютный фильм Квентина Тарантино. Впервые показан в 1992 г. (прим. ред.)
[3] Спагетти-вестерны – европейские фильмы-вестерны, чаще итальянского производства, популярные в 1960–70-х г.г. Общее их количество насчитывает около 600, снимались в основном на юге Испании. Наиболее известный режиссёр и основатель жанра – Серджо Леоне. Самые яркие фильмы, снятые в этом жанре – «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе», «Джанго», «Лицом к лицу» и др. (прим. ред.).
[4] «Криминальное чтиво» (англ. Pulp Fiction) – наиболее характерный для творческой манеры и самый известный фильм Квентина Тарантино. Снят в 1994 г. (прим. ред.).
[5] См. предыдущую сноску (прим. ред.).
[6] «Его монолог о часах, понесённых через весь вьетнамский ад в одном интересном месте, свидетельствует, что к девяностым годам образ ветерана войны во Вьетнаме занял место персонажа американского фольклора, который может, в том числе, повеселить зрителей, оставаясь при этом абсолютно серьёзным» («Вьетнам в кино») (прим. ред.).
[7] «Доказательство смарти» (англ. Death Proof) – фильм Квентина Тарантино 2007 г. В главной роли – Курт Рассел (прим. ред.).
[8] «Убить Билла» (англ. Kill Bill) – фильм Квентина Тарантино в двух частях (2003 и 2004 г.г.) В главной роли – Ума Турман (прим. ред.).
[9] Брюс Уиллис в роли боксёра Бутча Куллиджа в «Криминальном чтиве» (прим. ред.).
[10] Э́ннио Моррико́не (итал. Ennio Morricone, род. 1928) – знаменитый итальянский композитор, написавший музыку для более чем 300 картин мирового кинематографа (прим. ред.).
[11] Стивен Спилберг (англ. Steven Spielberg; род. 1946 г.) – один из самых успешных режиссёров в истории американского кино (прим. ред.).
[12] «Список Шиндлера» (англ. Schindler's List) – историческая драма Стивена Спилберга 1993 г. (прим. ред.).
[13] Роль Шошанны Дрейфус исполнила французская актриса Мелани́ Лора́н (фр. Mélanie Laurent; род. 1983) (прим. ред.).
[14] У́ма Ту́рман (англ. Uma Thurman; род. 1970) – американская актриса, получившая известность благодаря роли в фильме Тарантино «Криминальное чтиво»; исполнительница главной роли в его фильме «Убить Билла» (прим. ред.).
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалка плечики комбинированные: причин купить оптом деревянные вешалки плечики. . Удаление зуба мудрости в стоматологической клинике "Like Dent". . дон кихот ламанчский аудиокниги |