HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Роман Оленев

Господин Никто

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 36 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за январь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 30.01.2015
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Часть 2


 

 

 

Кадры из фильма «Господин Никто» (2009 г., режиссёр Жако Ван Дормель)

 

Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.:

 

– Почему дым не возвращается в сигарету? Почему молекулы разлетаются друг от друга? Почему клякса не принимает снова чёткую форму? Потому что вселенная стремится к распаду. Это и есть принцип энтропии – стремление вселенной к состоянию растущего беспорядка. Принцип энтропии связан с понятием стрелы времени, результатом расширения вселенной. А что случится, если силы гравитации перевесят расширяющую силу? Или энергия квантового вакуума окажется слишком слабой. В этот момент во вселенной может начаться стадия сжатия. Большой хлопо́к. Так что же произойдёт со временем? Пойдёт ли оно вспять? Никто не знает ответа.

 

Ян Юсим: Когда выходят зрители, я с ними начинаю беседовать, и каждый говорит по-разному об этом фильме, каждый находит что-то своё, свою линию. Вот это интересно в этом фильме. И ни один человек ещё не сказал, что он, точно так же, как другой человек, определил – даже жанр фильма трудно определить.

 

Роман Оленев: Да, сложно, там же чего только нет.

 

Ян Юсим: Очень сложно. Тут очень много жанров, многожанровый фильм. Он, во-первых – я уже говорил – нелинейный. Что такое линейный? Это когда идёт повествование, а он прерывается, потом начинается, и этот фильм держит внимание зрителя. Вот че́м он?.. Я повторяю: он всё разрушает здесь, раскадровку, композицию, и это получается у него, как профессионал это он делает, только по-новому. Мне как-то попалось на глаза его интервью, где он сказал очень интересную штуку, что он пишет сценарий восемь лет. Семь лет, восемь лет. И он записывает не сценарий. Он записывает свои мысли на карточках. Он ученик ученика – вы знаете – Эйзенштейна. И он записывает на карточках свои мысли восемь лет, потом эти мысли тасует, он их теряет, а потом из этого делает сценарий. Пишет сценарий, в котором мысли оказались на карточках. И получается вот такой… а потом он делает год фильм. И что интересно. Самое интересное, что когда он сделал фильм, он ни о чём не жалеет. Это я не знаю, это, наверное, единственный режиссёр, который может так сказать, что он не пожалел. Вот сделал фильм человек – такой он должен быть. Он бы ничего не поменял в этом фильме. Для меня очень важно было это услышать, и я понял, что это чистый профессионал высокого класса.

 

Роман Оленев: Вы сказали: тасование карточек. Может быть, он даже монтировал фильм, используя как раз принцип случайности, в том числе?

 

Ян Юсим: Да. Отличная мысль ваша. В том-то и дело. Когда у него карточки эти все, и на карточках у него всё записано, а этих карточек тысячи. Он отбрасывал, отбрасывал многие, а потом составлял сценарий. Писал! Это не просто карточки и готовый сценарий. Нет, что вы. Он ещё год должен писать сценарий. Это мысли. Чтоб он их не забыл. И в том-то и дело. И он игрался. Он играл со временем, как мы говорили сейчас с вами. Он играл с героями. Он играл с линией судьбы. Всё тут было, на этих карточках. И он понял, что он может сделать фильм, который он не делал в своей жизни. Теперь нужно ждать от него фильма через десять лет. Он снимает раз в десять лет. Первый в девяностом году, второй в двухтысячном году он сделал, «Восьмой день», и сейчас в две тысячи девятом – вот, фильм. Я считаю, что это событие для европейского кинематографа, вот этот фильм. И событие такое, что фильм просто станет классикой со временем. Который будут пересматривать. И самое главное забыл сказать: этот фильм смотреть дома по телевизору бесполезно. Я его смотрел дома по телевизору – не первый раз, второй – и он теряет всё. Он теряет всё! На большом экране этот фильм играет по-другому. Во́т в чём магия кино. Я называю фильмы, которые я даже смотрю, многие – киноконсервами. Понимаете? Их взяли… это киноконсервы. А вот когда смотришь на большом экране, ты споришь с экраном, ты споришь со своими друзьями, которые рядом, и споришь с самим собой. Тебя ничто не отвлекает. Этот фильм, я знаю, что люди два часа десять минут сидят, смотрят и не выходят. Извините, даже в туалет. Это магия кино.

 

Роман Оленев: Хотя с другой стороны, мне кажется, что этот фильм желательно посмотреть и дома, причём на промотке и иногда задержать какие-то кадры, потому что он же очень трудоёмкий, сложный, какие-то символы сходу непонятны. И иногда надо просто вернуться и ещё раз подумать, что эта сцена может значить.

 

Ян Юсим: Вы правы, это фильм дома должен быть в коллекции у человека. Ну любой фильм, который тебе понравился, должен быть в коллекции. Но люди приходят... я с вами буду спорить долго и говорить, что люди приходят второй, третий, пятый раз. Есть, которые шесть, восемь раз смотрели. А потом они на нашем сайте пишут об этом четвёртый или пятый раз.

 

Роман Оленев: Давайте, действительно, поговорим тогда о зрительских реакциях. Для заострения разговора вспомню такие слова одной фанатки. Она говорит, что после просмотра она не боится делать неправильный выбор, потому что любой выбор, который будет сделан, всё равно будет правильный. Как вы считаете, в данном случае мы имеем дело именно что с неправильным пониманием картины, или, может быть, на подобные зрительские выводы режиссёр и рассчитывает?

 

Ян Юсим: Нет, что вы.

 

Роман Оленев: Но согласитесь: в фильме чувствуется некое нивелирование границ между правильным и неправильным, хотя постоянно речь идёт именно о выборе жизненного пути. Некое размывание вообще-то ощутимо.

 

Ян Юсим: Ни один режиссёр не скажет, что его фильм это учебник. Ни один. Если так скажет режиссёр – не верьте ему. Фильм, повторяю, это не реальность, и никогда не будет реальностью. Это великая иллюзия. Но то, что происходит в фильме – это приближённое к реальности. И многие зрители вот эту приближённую реальность принимают за саму жизнь.

 

Роман Оленев: И как совет.

 

Ян Юсим: Как совет? Ну если только фильмы им советы дают, то это плохо. Тут ещё должны быть книги, тут должна быть и живопись, и так далее. Нет, я считаю, что если она вышла с таким вот мнением, то это прекрасно, это здорово, это её мнение, и она считает, что это так. С ней может поспорить кто-то другой. Тут очень много мнений. Но я верю в то, что это сильнодействующее кино. Оно действует на подкорку мозга. Именно вот это кино. Потому что ведь человек выходит ещё с одной вещью. С вопросами. Вы понимаете, вот – посмотрел фильм, и ничего, лёгкое кино, что-то осталось… А тут же столько вопросов остаётся!

 

Кадры из фильма «Господин Никто» (2009 г., режиссёр Жако Ван Дормель)

 

Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.:

 

– Простите, я не понял: вы остались с отцом или уехали с матерью?

– Папа, это из-за меня?

– Нет, конечно. Это всё из-за меня.

 

Ян Юсим: Вы знаете, как он разветвляется, вы видели это. У них вопросов столько, что я со сцены даже выступаю и говорю им: «Я вас очень прошу: не задавайте вопросы во время фильма самим себе, потому что вы запутаетесь. Смотрите кино. Оно потом уляжется. И вы захотите пересмотреть – тогда вы найдёте то, что вы ищете». Вот поэтому я считаю, что это кино очень многослойное, нелинейное, и я думаю, что это событие, как я уже говорил, в таком артхаусном кинематографе.

 

Роман Оленев: Хорошо, Ян Григорьевич, а вот неким обвинением к режиссёру некоторые зрители выдвигают следующее, что в фильме слишком, во-первых, много смыслов. За те десять лет, которые он снимал, он слишком много затолкнул в фильм серьёзных смыслов. А потом, очень много киноцитат. То есть, начиная от Тарковского, заканчивая фильмом «Беги, Лола, беги!». То есть, действительно, знаковые ленты – и этого десятилетия, и прошлого. Можно ли это рассматривать, как некий недостаток фильма – такую наполненность цитатами?

 

Ян Юсим: Совершенно нет, я с вами не согласен. Да, «Беги, Немо, беги!» – можно сказать. Можно назвать даже этот фильм так. Можно назвать «Случай». Можно по-другому назвать. Тут много киноцитат. Но эти киноцитаты кто видит? Киноманы. Те, кто кино-начитан и кино-насмотрен. Я не назову это плагиатом. Киноцитаты это не есть плохо. Всю жизнь работает с киноцитатами Тарантино. Всю жизнь. Киноцитаты у него – это те фильмы, которые он полюбил ещё в юности. Я назову эти фильмы. Это «Андалузский пёс», это «Нетерпимость» Гриффита. Он смотрел восемнадцать раз фильм Тарковского «Зеркало». И он считает, что «Зеркало» – это тот фильм, где есть эфемерность, где непонятно, что происходит на экране, но фильм втягивает тебя. И когда Жако Ван Дормель говорил на пресс-конференции – мне это приятно было слышать, – что «Если я смотрю фильм, и я его не понимаю, он мне ближе, чем тот, который я понимаю. Потому что я должен не понимать то, что сказал режиссёр. Если я понимаю, то мне уже это неинтересно».

 

Роман Оленев: Вопрос задать важнее, чем ответ получить.

 

Ян Юсим: Совершенно верно. И поэтому для меня то, что я находил здесь киноцитаты, именно киноцитаты, когда главный герой воспарил над скамейкой – помните в этом фильме – это из Тарковского.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение января 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3
279 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 16.04.2024, 22:04 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!