Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 36 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 30.01.2015
Купить в журнале за январь 2015 (doc, pdf):
Оглавление 4. Часть 4 5. Часть 5 Часть 5
Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.
Роман Оленев: Ведь я не думаю, что случайно выбран именно такой способ эмоционального питания. Всё-таки вот эта восточная – я не знаю – буддийская, индуистская философия, чувствуется, она близка. Потом, героиня, помните, в важной такой тоже сцене говорит герою: надо медленно дышать, потому что, когда медленно дышишь, время замедляется. То есть, мне кажется, что всё-таки в какой-то степени продуктивно – искать некие буддийские мотивы для понимания картины.
Ян Юсим: Вы правы, да. Тут есть буддийские мотивы. Но я не думаю, что это какие-то основополагающие мотивы.
Роман Оленев: Согласен, да. Скорее, для него важнее наука. Как некая высшая инстанция в постижении мира.
Ян Юсим: Не думаю, что это главное. Оно тут есть, присутствует, верно. Но это не главное здесь, в этом фильме. Это не главная направленность, и тут можно философствовать ещё очень долго, но фильм всё-таки говорит о другом совсем. Мы ж говорили о времени. Мы говорили с вами о случае. И мы говорили о том, как мы можем представить свою жизнь, как далеко и как широко. Вот как далеко? Вот он даёт этим людям, зрителям, которые смотрят фильм, даёт один посыл: представьте свою жизнь. Как вы представляете свою жизнь, своих соседей, друзей, как далеко вы можете представить её, как широко? Вот это для меня очень важно было, понимаете, в этом фильме. Когда ты выходишь и задумываешься. Не просто игра какая-то. Это всё-таки… я думаю, что тут есть много той философии и той иронии… Вот его философия и ирония, казалось бы, несовместимы. А вот они тут совмещаются, в этом фильме.
Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.:
– Привет, Немо. Хорошо, что ты нашёл меня. Возможно, всё это покажется тебе слишком запутанным. Но – всё проще, чем кажется. Осторожно, стул сломан. Ха-ха-ха! Не ушибся? – Всё в порядке. Что? – Надо было раньше предупредить. Но нельзя было по тексту. – По тексту? – По записи нашего разговора. – Вы меня слышите? – В данный момент ты находишься в прошлом. По крайней мере, для меня. Я – это ты. Но на семьдесят лет старше. Всё, что ты говоришь, я сказал сам, когда был моложе. Надо было только записать наш разговор. Ведь он записан на этом листе. – Не могу… – …поверить. В этой жизни ты не существуешь. В этом мире тебя нет.
Роман Оленев: Мне кажется, интересно было бы отметить в этом фильме продуманность цветовой гаммы. Цветовая символика очень изысканно продумана. Ведь выбрав три цвета, режиссёр как бы создал ну что ли три варианта окраски всей жизни героя. В зависимости от того, какой выбран цвет, и жизненный выбор сделан героем, ещё будучи подростком, так жизнь его и окрашена. То есть, если выбран красный, то уходит из жизни синий и жёлтый цвета, как некие такие жизненные смыслы и эмоции. Ну вот действительно: казалось бы, такие простые вещи, но так наглядны…
Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.
Ян Юсим: Нет, вы очень хорошо… Вы наблюдательны, и я тоже это увидел. Тут очень преобладает даже синий цвет. Очень много – ну, вода…
Роман Оленев: При этом, как вы смотрите на тот факт, что при заявленном под финал тезисе в фильме о том, что все выборы правильные, режиссёр не хочет отдавать предпочтение какому-то из этих путей. Тем не менее, мне кажется, самая выразительная история из всех жизненных дорожек, связана с красным цветом. Который связан с любовью, страстью, можно так говорить. Нет ли здесь какого-то противоречия? Если режиссёр хотел некоей беспристрастности этих всех рельсов, возможных путей, а всё-таки какая-то пристрастность получилась – к определённому и цвету, и конкретному жизненному выбору.
Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.
Ян Юсим: Да… Вы хорошо вошли в этот фильм. Любовь – это всегда красный цвет. Он подразумевает, что красный цвет – это цвет любви, цвет страсти. Тут есть и страсть. Тут есть любовь. Тут есть влечение. И тут есть и нелюбовь.
Роман Оленев: Да, жёлтый цвет как такое ссыхание.
Ян Юсим: Поэтому тут цветовая гамма тоже играет очень большую роль. Вы заметили это хорошо. Это показал он. Тут можно… вот что интересно…
Роман Оленев: Да, тут можно говорить и говорить.
Ян Юсим: Он многослойный. Он нелинейный. Это кино, о котором можно говорить. Тут можно находить разные миры. Вот мы с вами много миров нашли. Другие зрители тоже найдут свои миры. Это фильм, который заставляет даже смотреть второй и третий раз его. Вот мы, наверно, с вами говорим сейчас, потом на экране появится наш диалог, и я хочу сейчас сказать тем зрителям, которые нас смотрят: мы говорим о фильме Жако Ван Дормеля «Господин Никто». Неординарном. О том фильме, который стал событием в мире кино. И том фильме, который два раза мы показывали в кинотеатре «Ю-синема» на Одесской киностудии. Это был июнь месяц, и это был август. И хочу заверить зрителей, что мы покажем его третий раз. Это будет рекорд.
Роман Оленев: Тем более, если там три варианта жизни.
Ян Юсим: Там три варианта жизни. Мы покажем и третий раз в октябре. Вы ждите. Мы покажем этот фильм. И, повторяю, его смотреть дома на видео, на диске бессмысленно. Его нужно смотреть в кино именно с друзьями. А потом выходить с ними и спорить. Или молчать. Или понимать друг друга. Или глазами всё говорить друг другу. Для меня очень важно, когда люди выходят и на едином дыхании, понимая друг друга – ни слова. Это хорошо. И никаких комментариев. Вот для меня важно, когда так фильмы воспринимают.
Роман Оленев: Ну что ж, я думаю, наша беседа некоторым образом явилась доказательством того, что фильм заслуживает просмотра, причём неоднократного. Спасибо вам больше, Ян Григорьевич, за ваши суждения, комментарии, спасибо огромное.
Ян Юсим: Спасибо вам. Приходите в кинотеатр «Ю-синема» на Одесской киностудии.
Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.
– Это же море! – Мальчик его разбирает. Оно ему больше не нужно. Раньше я не мог сделать выбор. Потому что не знал, что будет потом. Теперь он знает, что будет. И потому не может сделать выбор.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 4. Часть 4 5. Часть 5 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|