Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 40 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 11.05.2015
Купить в журнале за май 2015 (doc, pdf): ![]()
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 Часть 1
Признаться, непросто обращаться к теме Великой Отечественной войны. Непросто, потому как в современном сознании она уже очень далека. И надо сказать, что и к самой Победе, и к подвигу советского народа многие стали нечувствительны. Иначе бы марш «Прощание славянки» не зазвучал бы из мобильного телефона как рингтон. Этот звонок – как сигнал для общества. Ведь именно под эту священную, по сути, музыку, матери и жёны провожали своих сыновей и мужей на фронт. А потом под этот же марш встречали их со слезами на глазах – если, конечно, было, кого встречать с этой страшной войны. В последнее время, правда, марш «Прощание славянки» редко услышишь как звонок мобильного телефона, но не потому, что одумались, а просто мелодия приелась. И в то же время и в таких условиях государство обязано как-то пытаться приблизить сознание молодых к подвигу наших дедов и прадедов. И в качестве таких попыток появляются фильмы типа «Мы из будущего»[1], где в разгар военных действий попадают современные хлопцы как раз с мобильными телефонами, куда ж без них. Или, например, Михалков – в своём масштабном полотне заставил героев материться сколько душе угодно, думая, что так героизм будет более понятным. Но ни молодёжь, ни, тем более, старшее поколение не оценило такие творческие методы, а мелькающие в фильме прямо цирковые номера делают картину не только панорамой Великой Отечественной войны, но едва ли не смехопанорамой. И неудивительно, что на таком фоне, когда стало известно о желании Игоря Угольникова[2] снять фильм о героической обороне Брестской крепости, многие насторожились. Правда, создатель очень популярной в своё время и действительно смешной программы «Оба-на!» в данном случае выступил не режиссёром, а продюсером и автором идеи, но всё равно предчувствия были нехорошие. Но, к счастью, всё не то что обошлось, а в целом картина получилась действительно достойная и честная. Никакой пошлости в ней, в отличие от фильма Михалкова, нет, а ужасы натурализма, без которых сегодня не обходится любой масштабный фильм о войне, всё же не перечёркивает психологизм картины. Начало страшной войны показано глазами ребёнка, который только-только начинает жить.
![]()
Кадры из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.).
– Я представлял себе войну. Но я не представлял себе войну. Такую войну. Все её ждали. Но никто не ждал, что вот так, сразу, просто и страшно.
Есть мнение, что «Брестская крепость» – это вообще лучшее, что снято о Великой Отечественной войне за последние лет двадцать. Лучшее, не считая фильма «В августе сорок четвёртого»[3]. Кстати, обе картины сняты совместно с «Баларусьфильмом», где традиции советского кинематографа сохранились лучше, чем в России. Так, режиссёр «Брестской крепости», с одной стороны, старался как раз идти в русле советской киношколы – он так и говорит, что хотел снять советский фильм о войне, – а в то же время не забыл и об американских кинодостижениях в области военных фильмов: высокими технологиями картина явно не обделена. И причём, в отличие от безумно дорогого фильма Михалкова, здесь, по крайней мере, видишь, на что ушли деньги. Те, кто отвечал за техническую сторону картины, больше всего гордятся сценой авиаобстрела. Много в фильме страшного натурализма, оторванных рук, ног, что напоминает фильм «Спасение рядового Райана»[4], ставшего стимулом и для Михалкова. Но авторы «Брестской крепости», скажем так, вступили в диалог с американской картиной как-то грамотней. Хотя, надо сказать, они даже как бы скопировали финальную сцену из фильма Спилберга. Выживший герой, будучи ещё на войне ребёнком, теперь на братской могиле рассказывает своему внуку о бессмертном подвиге советского народа. И в целом получился действительно достойный синтез американского и советского киноподходов к созданию патриотических картин о войне.
![]()
Кадры из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.).
– Знамя, отданное мне Кижеватовым, я сохранил. Как и свою память. И веру. Я и теперь продолжаю верить. И ты верь: они живы, все, о которых я тебе рассказал, и те, про кого мало знаю. Все они живы. Где-то.
И мы сосредоточим внимание, прежде всего, на бессмертном подвиге советских людей. Тем более что феномен подвига в наше мирное время понять не так уж и просто. Ведь сегодня само слово «подвиг», хоть и является исконно русским – не так много языков, где есть его аналоги – явно обесценивается либо меняет своё значение. Пожалуй, чаще оно звучит в ироническом ключе. А между тем в основе подвига всегда лежит добровольное подвижение к границе смерти. Эта формула незыблема вне зависимости от того, религиозно общество, либо атеистическое. Подвиг – это всегда способность подняться над инстинктом самосохранения и выйти в особую духовную сферу. Поэтому герой, совершивший подвиг, бессмертен. Бессмертие не понималось в советской идеологии буквально, но так или иначе в любой культуре самые лучшие, самые достойные люди – те, кто ради ближних готовы отдать свою жизнь. А значит, наша страна, потеряв в годы войны миллионы мужчин, потеряла самую лучшую, самую жизнетворную и достойную часть народа.
![]()
Кадры из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.).
– Бойцы! Немцы предлагают нам сдаться. Они предлагают нам трусливую жизнь в плену. Они ошибаются. Мы – бойцы Красной армии, и будем защищать нашу Родину до последней капли крови. Другого выхода у нас нет.
Начало подвига – конечно, бесстрашие. Герой по своей внутренней сути противопоставлен трусу. Помните, как пел Высоцкий: «разберись, кто ты – трус иль избранник судьбы». И герой, действительно, избранник. В этом смысле он подобен так называемому пассионарию, в котором поразительно сочетается агрессивность и в то же время самопожертвенность, готовность умереть ради ближних. И в целом герой, как и пасионарий, возвышается над толпой, которой свойственен страх, паника.
![]()
Кадры из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.).
– Вернуться в казармы! Прекратить панику!
По фильму «Брестская крепость» виден и феномен советского народа, что подвиг был именно массовый, всеохватывающий.
![]()
Кадры из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.).
– В атаку! Вперёд!!! – Ура! – А-а-а!
Рукопашный бой, как схватка лицом к лицу с врагом, всегда считался предельной степенью проявления мужества и героизма. Ведь на расстоянии проявить геройство сложно. Есть и исключение – подвиг нашего земляка Маринеско, потопившего тысячи военных да и массу мирного населения. И отсюда видно, что герой в условиях войны – это, как правило и прежде всего, тот, кто спасает своих, убивая чужих. И феномен подвига в том, что, опять же, вне зависимости о того, религиозно общество или нет, если убийство своего является преступлением, то убийство чужого – подвигом. Именно поэтому и церковь благословляет людей на войну, и даже сам священник может встать в строй, взять автомат и даже пулемёт.
![]()
Кадры из фильма «Штрафбат» (режиссёр Николай Досталь, 2004 г.).
– Вороги проклятые! Могилу найдёте! Всех в могилу! Супостаты! Прости, Господи! Господи Исусе. Господи! … – А это что за чудо-юдо? Откуда? – Ха-ха-ха! – Вот так и знал, что спросит. Ты что, лейтенант, никогда священников не видел? – Да видел, конечно. На гражданке. В мирное время, как говорится. Но чтоб на фронте… – Ну, значит, пора пришла нам и на фронте объявиться. Ещё вопросы будут? – Да нет, не будут.
Вообще, война как время, когда уничтожение себе подобного, считающееся в обычной жизни преступлением, вдруг становится героизмом и подвигом, это как бы мир, перевёрнутый с ног на голову. И авторы «Брестской крепости» нам дают это буквально почувствовать, применяя эффект переворачивающейся вниз готовой камеры. И чтобы передать весь ужас и безумие войны, она ещё и показана глазами ребёнка. Ведь, пожалуй, нет большего контраста, чем мир войны и мир детства. И тут авторы явно опирались на такие великие советские картины, как «Иваново детство», снятое Тарковским ещё в шестидесятые (Тарковский вообще в кино, пожалуй, первый столкнул мир детства и страшный мир войны). И, конечно, авторы «Брестской крепости» в каком-то смысле подражали экспрессивному, страшному в своём натурализме фильму Элема Климова «Иди и смотри». Причём, все три режиссёра, ставя в центр происходящего ребёнка, показывают, как мальчик стремительно превращается в мужчину-воина. В целом, дети, совершающие подвиг на войне, стремительно взрослеют, и сам феномен взросления, а в том числе и старения на войне – это постоянная тема в кино, да и присутствует в самом сленге военных. Помните, как в фильме Леонида Быкова: юноши, почти мальчики, совершив боевую схватку с врагом в небе, сразу приобретали гордое звание «Старики». Но такое стремительное старение на войне имеет и свою страшную сторону. В экспрессивном фильме Элема Климова «Иди и смотри» война, украв у ребёнка детство, в буквальном смысле превратила его в сморщенного старичка, расстреливающего портрет Гитлера. Особая сила этой сюрреалистической сцены в том, что мальчик-старик в самом Гитлере увидит ребёнка. Увидит Гитлера ещё непорочным, чистым созданием, сидящим на руках у матери. Так режиссёр, как бы запуская время назад, задаётся очень сложным вопросом: где истоки той чудовищной войны, откуда растут ноги у такого страшного зла, как фашизм?
![]()
Кадры из фильма «Иди и смотри» (режиссёр Элем Климов, 1985 г.).
Нам же более важным представляется понять, каковы истоки героизма советских людей в борьбе с фашизмом, когда даже дети шли на войну. Сейчас в качестве объяснения Победы и вообще героизма советского народа очень популярна версия, что Сталин, что называется, завалил фашистов трупами. Конечно, не без этого, ведь страна, которая не жалела людей в мирное время, не могла жалеть их тем более в войну – взять те же штрафные батальоны. Да и в целом за всё время войны не было ни одного случая, чтобы за напрасные потери был осуждён хотя бы один командир высокого ранга. Или достаточно сказать, что в шифровых донесениях и в телефонных разговорах солдаты обозначались как «мелочь», «карандаши», «спички», и то, сколько было «сломано карандашей» и «сгорело спичек», Сталин не считал. Но когда Михалков в своём фильме решил рассчитаться со Сталиным и со смаком макнул вождя физиономией в торт с собственным же изображением, это очень не понравилось не только ветеранам, но и в целом всему обществу. Как и то, что Михалков пытается объяснить героизм советских людей, прежде всего, верой в Бога, и выживают в его фильме, как помним, лишь те, кто верующий. Отсюда, например, Надю в срочном порядке крестят на мине. Нет, ну конечно, в советских людях вера в Бога проснулась, люди крестились на войне, осеняли себя крестным знамением – всё это помогало в совершении подвига. Но [это], пожалуй, более достоверно выглядит в фильме Сергея Бондарчука, снятого в самое что ни на есть советское время. Или в картине «В бой идут один старики», когда старый механик украдкой от лётчика крестил самолёт. Если говорить о современных попытках показать проявления религиозности в советских людях во время войны – это работа ученика Никиты Михалкова, а ныне самого́ маститого режиссёра. Я имею в виду фильм «Поп» Владимира Хотиненко.
[1] «Мы из будущего» – художественный фильм 2008 г. режиссёра Андрея Малюкова (род. 1948) (прим. ред.).
[2] Игорь Станиславович Угольников (род. 1962) – русский актёр, режиссёр, сценарист, продюсер. Известность получил как ведущий юмористической телепередачи «Оба-на!» (прим. ред.)
[3] «В августе 44-го…» – фильм 2000 г. режиссёра Михаила Пташука (1943–2002) по роману Владимира Богомолова «Момент истины (В августе сорок четвёртого)» (прим. ред.).
[4] «Спасти рядового Райана» (англ. «Saving Private Ryan») – американский художественный фильм 1998 г. режиссёра Стивена Спилберга (прим. ред.).
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]() ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 19.05.2023 «Новая Литература» – это журнал, где реально можно встретить подлинно художественную прозу и даже поэзию, и это огромная удача для всех нас, читателей, что каждый месяц мы можем совершать всё новые и новые открытия. Огромное спасибо его главному редактору Игорю Якушко и всем его авторам. Марина Ханмари 19.05.2023 В номере журнала «Новая Литература» за апрель 2023 из безусловно понравившегося – «Заметки русского сюрреалиста». Автор, как из пещеры Али Бабы, вытаскивает самоцветы смыслов, неожиданных образов, роскошное словотворчество! Влюблена в его тексты. Марина Рыбкина 02.05.2023 Проект Игоря Якушко «Новая Литература» является уникальным изобретением 21 века, способным не только оживить, но и полностью реанимировать русскую литературу. Виктор Тихомиров-Тихвинский Сделай добро: ![]() |
|||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|