Николай Пантелеев
РоманОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.06.2007Оглавление 8. Часть 8 9. Часть 9 10. Часть 10 Часть 9
АВТОПОРТРЕТ ДРУГОГО «Я»…
Необходимое послесловие. Один художник, задумавшись как-то за вечерним чаем, раскрыл сокровенное своей сонной музе, то бишь жене: хочу-де написать автопортрет… Та сквозь дрёму поинтересовалась всё-таки: эвона – чей?! Ироничная наивность данного диалога гениальна прозрением, ибо – что такое портрет вообще и автопортрет в частности?.. Что пытается передать художник, изображая человека – внешнюю оболочку или внутреннюю сущность? Стоит ли человек – тот или иной, груза непосильных обобщений, даже если автор самого себя – ты сам? Отсюда: что знает художник о модели, и какими он располагает средствами для получения удовлетворительного результата? Какое право имеет каждый из нас на вторжение в себя, в модель, в самосуд? Где граница запретного для «других» в данном конкретном человеке, где находится его алтарь, исповедальня, прихожая, кухня, белые пятна, голубые или, скажем, свалка? Что станет с человеком, когда «нечто на него похожее» начнёт самостоятельную жизнь, и начнёт ли в о о б щ е?!.. Потому что человек – мастер приблизительных схем, умозрительных гербариев и у него лучше выходит опрощать, выхолащивать материал, чем давать ему жизнь… Опять – почему? За частоколом этих и многих других «наивных» вопросов лежит заснеженное чистое поле холодного холста, перед которым в творческом нетерпении топчется создатель. Он уже давно хочет и давно не может, он жаждет самовыражения, одновременно пугаясь его, потому что нем… Потому что все мы немы перед гениальной простотой слов «ни-че-го» и «ник-то», и начинаемся только тогда, когда из ничего лепим свой мир, а из никто – единицу для измерения степени очеловеченности в себе. Мы-не-мы, пока не решаемся на поступок, выявляющий внутренним сопротивлением неизвестные нам внешние контуры, пока мудрость немоты не станет наивностью движения – обозначения, и пока кто-то из-за нашей спины не бросится вперёд к себе, увлекая и тебя в атаку на бессмысленную девственность малопродуктивного благоразумия. Портрет лжив на девяносто процентов, но и остальное – не правда, а лишь внешнее, легко дающееся сходство и, разной степени одарённости, мастерство создателя… Чувственное актёрство искусствоведов в галереях перед публикой , изобилующее восклицательными знаками и фразеологическим умничаньем – не более чем их вынужденный несвежий пирог из лапши и натяжек. Посмотрите, художник добился поразительного внутреннего и внешнего сходства!.. по воспоминаниям современников… этот штрих говорит о… И капуста вечности в придачу. Это, на самом деле, оценка «накручивания», выдающая желаемое за действительное, попытка дважды или «стожды» продать одну и ту же иллюзию. Дело в том, что человек внутри себя только ценою жизни добивается сходства с собой, потенцией – так что же можно сказать о постороннем наблюдателе, нанятом за сребреники или в скучающей деловитости, изобразить некую сомнительную результатом личность?.. Неужели несколько часов общения с моделью и прямая зависимость от оценки – тире – оплаты даёт автору смелость вынести непредвзятое суждение? И где, в этом случае, внеличностные корректные критерии сходства с тем, кого мы, скорее всего, не узнаем «в жизни» никогда, а познакомимся лишь с его мутной тенью на потрескавшемся зеркале холста? Не ясно… Значит, придётся остановиться на хитрой формулировке: художнику надо верить! А в кулачок добавлять: как умелому фокуснику за карточным столом в окружении недотёп. Ах да, есть ещё время… Оно многое расставляет по местам, однако, необходимо помнить, что «потом» в портрете, как и в любви, не бывает. Он жив столько, сколько жив человек – дубликат, и неизменно личностно умирает вместе с ним, оставляя после себя только нарицательную ценность исторического сувенира. Одним словом, верить портрету, художнику, времени – так же глупо как совету, что пятки перестанут шелушиться, если стирать носки шампунем от перхоти… Теоретически, возможности и задачи автопортрета противопоставлены идеологии портрета, поэтому допустимая пропорция лжи и правды в нём – один к десяти, иначе дело теряет всякий смысл. Без правды нет исповеди, а значит и внематериальной ценности – да и кому нужна твоя ложь о себе?! Если тебе самому для психотерапевтического самолюбования, то ты – дурак и, соответственно, не творец. В этом случае иди без колебаний в толпу, впаривай ей орнаментированную ложь, получай хороший навар, но уже, дружочек, без претензий на исключительность. Самоисследование, как средство познания жизни, переход от скучных частностей к занятным обобщениям, образности, выявление потенциала, мечты, поиск своего голоса в стройных рядах немых – вот задачи и возможности автопортрета. Именно этим он привлекателен для тех, кто внешнее несовершенство мира выводит из внутренних несовершенств «данной» модели и, борясь за идеальное в себе, борется за гармонию во вне. Десять процентов лжи в автопортрете – это возможно и не ложь вовсе, а резерв развития, самоанализа, некатегоричность конечного результата, вытекающая из оправданных сомнений. Есть безусловное право создателя на маленькие тайны, которые хотя и знают вроде бы все, но точно не угадают никогда – иначе говоря, презумпция невиновности. Нельзя раздеваться до скелета, шокировать содержанием прямой кишки, ибо раскрытие личной методики «творческого процесса» – это привилегия идиотов и маразматирующих импотентов, не более. Клиника уместна в больничной палате, но не может быть предметом искусства. Расщепление клетки на атомы – дело дисциплинированной науки, а для вольнолюбивого творца «это» чревато распадом, невозможностью собрать себя из хаоса мелкого в силу конституционной приблизительности характера. Суть творчества не в разложении, а в объединении – в с о з и д а н и и, противостоящему деградации материи, и неуклонное развитие из себя ничтожного, хворого, анемичного – себя брызжущего, крепкого, пупырчатого, вкусного… Это нужно чтобы общество не подавилось твоей слизью, а, непременно изголодавшись, стояло перед твоей твёрдой неприступностью на коленях, умоляя: ещё, ещё!
Оглавление 8. Часть 8 9. Часть 9 10. Часть 10 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|