HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Николай Пантелеев

Дух внесмертный

Обсудить

Роман

(классический роман)

На чтение потребуется 17 часов | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск            18+
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 23.04.2014
Оглавление

9. Январь. 2.
10. Январь. 3.
11. Январь. 4.

Январь. 3.


 

 

 

Сны, некоторое время, перестали досаждать Эн, однако в минуты прояснения, ночью, ему виделся один и тот же, застывший с немым вопросом во взоре стоп-кадр: багровый закат, кровавые зефиры мощных туч, подпирающих небо, деформированная огнём алая капля солнца, затейливо струящаяся речушка, сотни птиц, словно остановившихся в небе, вплоть до невозможности сдвинуться с места. Они, вроде, даже пытались шевелить крыльями, но настолько тихо и плавно, что тяги не хватало для изменения общей картины бытия. Птицы просто висели в воздухе. День за днём его преследовало это навязчивое видение, и вдруг оно на миг, на другой, исчезало с обратной стороны века, где было намертво приклеено. И тогда в сознании, как бы поверх философской композиции, простреливали отголоски ушедшей навсегда жизни, почти бесцветные, в основе водянистые – так, словно жизни не было вовсе, а была лишь открытая застарелая язва, слезящаяся липкой сукровицей.

Однако этой ночью, уже под утро, картинка неожиданно сдвинулась, ожила, вышла из ступора… Тучи на глазах стали разрастаться вширь, солнце задрожало в попытке прожечь собой упругий стальной горизонт, птицы, стремительно сорвавшись с мест, принялись цветными штрихами носиться в розовом воздухе. От границы стихий к ногам Эн, словно великанский ковёр, развернулись, горящие под напором огня, – простор, мягкая река, поля, женственные холмы, уютные рощицы.

Эн тихо, с наслаждением обозревал картину мира, радуясь перемене участи, но неожиданно кто-то деликатно тронул его за плечо. Перед ним стоял Эс, как будто ещё больной, и всё же со скептической улыбкой на тонких губах. «Ты выздоравливаешь!» – обнял его Эн. «Почти. Не хватает пустяка, мелочи… Пошли!» – «Куда?» – «Здесь неподалёку живёт один маг, он помогает нашему брату…» – «Не знаю, как тебе, но мне он вряд ли поможет… Потому что можно научить жить, а вот помочь победить именно смертную скуку – нельзя». – «И всё-таки, пойдём! Надо ещё раз попробовать переменить судьбу. И тебе и мне…» – Эс крепко взял Эн за локоть и потянул вперёд, в неизвестность.

Через некоторое время они стояли перед плотным лесом, в который нырнула тропинка. Эн оглянулся назад – там снова замер оживший было грандиозный кусок картины в багровых тонах. Замерли тучи и птицы, замерло светило. Лес, пугающий чащобой, неожиданно осветился изнутри нежным, едва уловимым светом, идущим от молодых зелёных листьев на деревьях рядом с тропой и дальше – в глубине плотной непроницаемой чащи. Кроме того, мощные стволы деревьев – корявые, ноздреватые – были будто смазаны голубоватой флуоресцентной краской и дополнительно помогали друзьям. По сказочному лесу они двигались медленно, точно на прогулке, поскольку интересу преодолеть хворь сопротивлялся страх потерять последнюю надежду.

Мечту убивает осуществление, однако не меньше – невозможность осуществления самой мечты. Эн искал определённости и в тоже время гнал её от себя, как всякий раздвоенный, сомневающийся человек, уже потерявший чёткие критерии добра и зла.

Лес начал постепенно редеть, друзья вновь вышли на просторные поляны, над которыми гордо возвышался замок, окружённый высокими крепостными стенами… Бесконечный закат, снова почему-то замерший по распоряжению капризной фантазии творца в ожидании отбоя от маеты, окрашивал белёсой ржавчиной нарядный известняк стен. Замок опоясывал широкий ров, наполненный коричневой водой, войти внутрь крепостных стен можно было лишь по массивному опускающемуся на цепях мосту, поэтому теперь уже Эн не менее крепко схватил Эс за локоть, пытаясь остановить решительного друга.

«Жизнь для меня сейчас, увы, не представляет ценности, однако и умирать как-нибудь с муками, глупо – не хочу. Да, я мечтаю о смерти быстрой, лёгкой, ожидаемой, как ливень в жару, но умирать в угоду чьей-то прихоти – мне не по нраву. Вдруг там нас ждут адские муки в качестве развлечения некого сытого сноба. Вспомни «Волхва» Фаулза! И подумай: может, не стоит туда соваться? Что мы знаем о возможной расплате за избавление от наших недугов, стоит ли игра свеч…»

Ответа Эн не услышал, но следующей картиной у него в сознании, после небольшого, отметим, провала, был внутренний двор крепости, едва подёрнутый тёплым светом с небес и десятком горящих факелов. Крепостная стена напротив входа плавно перетекала в высокий замок, так что с одной стороны они становились единым целым. Посреди двора располагался колодец, на его краю сидел маг, опустив голову, скрытую капюшоном, и, видимо, разбирал на шахматной доске задачу. В окнах замка теплилась жизнь, иногда мелькали бесполые силуэты… Робея и тушуясь, Эс потянул друга за руку к колодцу, как капризного ребёнка, которому не хочется идти в детский сад.

«Мы ищем спасения, чародей, – сказал Эс, когда они приблизились, – мне необходимо умение жить, а ему – желание. Не можете ли вы нам помочь?» – «Могу, но чтобы поверить в искренность своих желаний, вы должны пройти испытание…» – «Я же тебе говорил! – воскликнул Эн, – вот всегда так!... Вместо того, чтобы просто помогать людям, все эти могущественные сумасброды неизменно устраивают из чьей-то беды себе развлечение… Пойдём!» – «А как вы хотели, – прячущий лицо чародей рассмеялся, – чтобы помощь немедленно приходила к тому, кто в ней особо не нуждается, кто не прошёл проверку на верность мечте, либо крайней необходимости?!.. Мои способности не беспредельны, а силы ограничены специальными единицами измерения волшебства, поэтому я их берегу, стараясь использовать только по делу».

Слова мага подействовали на Эн так, что он смутился, потупился, согнулся, всем своим видом являя осознание и раскаяние. «Хорошо, а что за испытание нам предстоит пройти, если мы согласимся?..» – он с вызовом посмотрел на Эс, который, неожиданно или по сюжету, вроде, застыл вместе с облаками, птицами, с невидимым из крепостной ямы солнцем… «Испытание простое: спрятаться в этом замке так, чтобы мои слуги, – маг указал на трёх словно отлитых по одной форме гренадёров, появившихся неожиданно из-за спины, – не смогли найти вас в течение пяти минут. В случае вашего согласия на испытание, я дам вам вот эти часы… – колдун вытащил из складок одежды старинные песочные часы и поставил их на край колодца. – Как только вы переворачиваете их, сразу начинается положенный вам отсчёт. Если песок полностью перейдёт в нижнюю часть, а это пять минут чистого времени, то я выполню вашу просьбу, если вас найдут раньше, то вы очутитесь в точке обстоятельств, бывших до сна… Часы следует перевернуть сразу, как только начнёте прятаться в замке. Ну, что – по рукам?» – «То есть, мучений сценарием не предусмотрено?» – «Неужели я похож на садиста, или меня зовут Кончис?» – «А кто же вы, собственно?» – «Да, в общем-то, никто, и сто лет назад – никто, и сейчас – Никто. Более точно узнаете позже, если это самое «позже» вообще состоится. Фантазия непредсказуема».

Эн с тоской посмотрел на Эс, он его даже как бы испепелял: зачем ты меня сюда привёл, зачем опять неопределённость, эти зыбучие пески выбора, и жизнь – зачем?.. От его горячего взгляда друг ожил, пошёл волной, повёл плечами, сбросив окоченение, глаза его зажглись синим огнём, и он почти крикнул: «Да, да, мы согласны, согласны!» Затем Эс потащил чуть упирающегося Эн к входу в замок. У двери он перевернул часы, приготовился снова влачить друга за собой, но Эн неожиданно, за тенью порога, за гранью благоразумия, сам рванул в тёмные покои, чтобы в несметный раз от рождения испытать судьбу.

Конфликт между беглецами возник уже на первом этаже… Сначала, по сюжету, Эн горячо призывал друга спрятаться в многочисленных, наполненных маскирующими предметами и драпировками комнатах или гостиных данного уровня, но Эс уговорил его бежать наверх. Причём, преследователи – это было слышно! – начали, громыхая сапогами, искать их на самом этаже, а друзья покуда бесшумно неслись по лестнице в каких-то волшебных мягких башмаках с крохотными крылышками.

На втором этаже теперь уже Эс – задыхающимся, хриплым шёпотом, не в меру гримасничая и размахивая руками, – склонял Эн хитроумно спрятаться здесь, а не заведённо нестись дальше! Таким же фальцетом, жестикулируя и нервничая, Эн напротив уговаривал Эс двигаться вверх, приводя другу совершенно не запомнившиеся, но железные аргументы. В процессе секундного кинжального диспута, часы оказались у Эн, и он побежал вверх, за ним с явной неохотой последовал Эс.

Ситуация на следующем этаже зеркально повторилась: друзья вновь поменялись ролями, и далее длилось это соревнование в упрямстве и нелогичности ещё не раз, бессчётное количество растянутого внутри себя времени, однако ограниченного пятью минутами.

Словом, часы всякий раз оказывались неизменно в руках того, кто настаивал бежать, а не прятаться… На последнем этаже вновь пришла очередь Эн звать наверх, а Эс – склонять укрыться, но у первого, увы, не было аргументов «за», а второй так устал в своей невидимой болезни, что, не слушая друга, внезапно исчез в каменных чертогах, увешанных аристократическими безделушками. Таким образом, волшебный кубок – часы с осыпающимися песчинками времени – остался в руках Эн, и он побежал по узкой лесенке одной из башенок замка. В бойницах снова появилось замершее солнце, висящие недвижно птицы.

Наконец судьба привела его к крохотной дверце, он распахнул её, оказавшись на крепостной стене, обнимающей замок… Теперь, когда пути вверх кончились, Эн стал думать – что ему делать дальше? Песка в часах оставалось толика: на десяток секунд, прятаться дальше казалось бессмысленным, победа – навязанная ему и поэтому не столь желанная, но приятная – вроде была в кармане… Однако из-за уступа крепостной внезапно появился скрытый капюшоном чародей, со своими верными, отчасти запыхавшимися краснощёкими помощниками.

«Вы проиграли, – сказал он, указывая на часы в руках Эн, где буквально на глазах срывались последние песчинки надежды. – Но ваш товарищ, кстати, получит то, что искал: способность жить дальше. Это, возможно, вас несколько утешит…» – «Он своего хотел гораздо больше, чем я, – отвечал Эн, – а что же до меня… то я в утешении особо не нуждаюсь. Впрочем, спасибо. Каждый получил по заслугам. Но как вы поняли, что мы всё время будем бежать вверх? Ведь в нашем возрасте, действительно, умнее и логичнее было бы спрятаться, а не бежать неизвестно куда…» Маг беззвучно рассмеялся: «Дело в том, что людям вашего психологического типа свойственно искать выход только в движении наверх». – «Но ведь мы спорили, мы пытались убедить себя прятаться, и… – тут вы правы – во всех метаниях неизменно побеждал тот, кто хотел бежать вверх, а не затаиться». – «Это предсказуемо. Ваше «альтер-эго», выбирая между низким и высоким, обязательно выберет второе, но ему обязательно нужен оппонент, призывающий к первому. Иначе вы можете растеряться, начать считать варианты, а для творца это смерть… Он делает что-либо лучше, когда действует интуитивно… Прямо как у Ницше». – «Вы что, хорошо разбираетесь в особенностях психики творца, его душе? Сами, часом, не художник?..»

Вместо ответа маг только откинул капюшон. Под ним скрывался тот самый «коллега», с которым некоторое время назад полемизировал Эн. Высокий лоб, чёрные засасывающие глаза, несмываемая усмешка.

«Так это вы! – воскликнул Эн, – кого только не встретишь по воле фантазии… Теперь вы маг и распорядитель судеб?» – «Странно, что вы так этому удивляетесь, будто себя плохо знаете, – маг присел на каменную скамью, Эн – рядом, «гренадёры» неожиданно исчезли, – сон ваш, и мы здесь не по своей воле… А маг – это лишь роль для данного эпизода. В реальной жизни я, помнится мне, чудес не совершал, если не считать чудом творчество…» – «Знаете, а вы мне очень нужны, я давно хотел с вами поговорить, поспорить – в душе накопилось много чего… но настроение и обстоятельства сейчас, увы, не способствуют полемике». – «Вас что-то угнетает?» – «Неопределённость». – «Тяжёлое слово. Мне не удалось его понять, поскольку именно этого скользкого чувства я не испытывал…» – «Вы счастливый человек». – «Был. А сейчас я – лишь дух, который время от времени беспокоят…» – «Такие как я?» – «Да…»

Маг, он же «коллега», потёр с усилием блестящий лоб: «Дело в том, что, когда стремишься попасть на скрижали духа, – лезешь в память потомков, то не ощущаешь ответственности за деяния. Я, к примеру, создавая свои возвышенные сказки, не совсем понимал, что за все слова придётся отвечать, в том числе такими командировками в души своих возможных читателей. Хотя сам – и Пушкина к себе вызывал, и Кафку». – «Я знаю, но неужели вам и прочим это неприятно?» – «Нет, даже хорошо, напротив! Не так скучно в ледяной бездонной вечности, но вот вызовут тебя иной раз с каким-нибудь каверзным вопросом, а ответить тебе-то и нечего… Потому что все мы мастера задавать или ставить вопросы, а отвечать на них любой добросовестный человек – и тем паче за других! – боится, ибо вопросы – дело публичное, общественное, тогда как ответы – интимны, индивидуальны, непереводимы на язык другого. Это потому, что ответы на тему смысла жизни – а вызывают, чаще всего, для них! – приходят к человеку лишь в последний миг прощания с самой жизнью». – «Так вы думаете, что меня тоже будут вызывать для общения? Ну, после смерти…» – «К этому должен быть готов каждый истинный художник, работавший не за жирную похлёбку и оставивший тот самый «след в душах». Ну и, зная многослойную природу вашего творчества, думаю – да. Как только человек взглянет на вашу картину, и она тронет его, поцелует, что ли, его душу, то вы, в своём прекрасном «далёко», это сразу почувствуете, и возможно, состоится даже прямой контакт, такой как у нас с вами…»

Эн на мгновение представил себе такую перспективу, и в это же мгновение она показалась ему заманчивее нынешнего «безрыбья»! И он опять противоестественно захотел скорой смерти, чтобы без преград общаться со своими единомышленниками, которые в реальной жизни потерялись… «А я с вами тут всё полемизировал, рассказывал о вашем будущем – нашем настоящем…» – «Знаю… Мы ведь в любом чужом времени, словно слепые: почти ничего не видим, и можем, по большей части, лишь говорить с братьями, то есть, видеть мир их глазами. От вас я узнал немало деталей данного времени, а потом рассказывал о них там… в один из долгих вечеров у костра в Саду идей. А в другой вечер кто-то ещё, побывавший в другой эпохе, расскажет о своём… Так мы и коротаем ночи, когда нет вызовов к духовным потомкам. Через общение подобного рода, не считая собственных прозрений, мы узнаём о жизни будущего, о событиях в мире… Поэтому беспокойте нас, сколько хотите, но увы, мы вам ничего дать не можем, кроме того, что уже дали в виде книг, партитур, картин, проектов мечты». – «А что вы делаете остальное время? Чем заняты, если вас не вызывают потомки?» – «Думаем… Ибо делать что-нибудь предметное в духовном мире строго возбраняется». – «Думаете, о чём?!» – «О том, как сделать жизнь на Земле лучше…» – «Зачем?» – «Мы находим в этом смысл жизни». – «Но жизнь уже вроде бы ничего! Откровенные беды остались в прошлом, страдаем больше от пресыщения. Я ведь вам говорил…» – «Да, да, ничего, но любой творец скажет, что «ничего» для него слишком мало». – «Моя покойная жена на вопрос: что ты, и прочие, делаете там? – отвечала: скучаем. А вы, вот, думаете…» – «Мы разные, но не принципиально. На мысль…»

Эн вдруг вспомнил, что природа вокруг замерла по какой-то ему неизвестной причине. «А вы не подскажите – отчего это всё вокруг застыло? – он провёл рукой по линии горизонта. – Солнце вон стоит, небеса и остальное…» – «Потому что всё здесь ждёт вашего решения, а вы – в неопределённости». – «Она меня самого мучит, я и Эс – здесь, во сне, более везучему другу – говорил об этом… Но как разрешить свою умственную болячку – не знаю. Не хватает, выходит, данного мне ума, чтобы разобраться с собой, не хватает духа, чтобы жить счастливо…» – «Мой любимый афоризм: как бы не поумнеть настолько, чтобы знать всё! Любая загадка, в том числе собственного «я», это часть резервов, кладовых природы, что ли… белые пятна свободы, позволяющие нам, даже через понимание абсурда жизни, находить в ней нужный смысл». – «Вот-вот, именно! Я оттого маюсь неопределенностью, что потерял в жизни собственный смысл…» – «Неужели раньше с вами не случалось такого? Отвлекитесь на время, займитесь чем-либо посторонним, а там, глядишь, и всё само собой восстановится…» – «Я гордый, я не хочу становиться в бесконечную очередь обывателей, стоящих за потехой. Идейное потребительство гаже материального, для меня оно страшнее смерти, ибо идёт от ума». – «Страшнее смерти на инстинктивном уровне ничего нет, хотя её и самой, по Эпикуру, нет. Даже подлая жизнь даёт шанс на покаяние, возрождение. Смерть отнимает и это, но вы правы, ничего более определённого, в известном нам мире, нет. Но ведь всякий созидатель себя, миров не умирает «совсем», он живёт в своих деяниях, пока они востребованы временем, потомками».

Собеседники встали. «Впрочем, это лирика. Мы об этом довольно говорили… – маг слегка поклонился, как бы показывая, что разговор окончен, – однако, хотя вы и проиграли соревнование с самим собой, у вас осталось, в виде утешительной награды, право на один вопрос, на который, допустим, я ответ твёрдо знаю. Для этого я здесь и нахожусь». – «Знакомое дело, с Эми я тоже имел право на один, по сути, вопрос, – улыбнулся Эн, – я согласен. А вопрос прост: стоит ли жить?» – «Стоит!» Эн как-то нелепо переступил с ноги на ногу… и вдруг ощутил, что под правой ногой нет опоры, она утонула с липком месиве слова «ничего», которое потянуло его за собой… Маг на прощание махнул ему рукой, крикнул: «До встречи!», и Эн плавно, будто по воздушному жёлобу, полетел вниз с крепостной стены, успевая ещё ответить из нелепости положения на категоричный ответ чародея: «Не убедил…»

Падения или полёта он не испугался, а продолжал, улыбаясь в себя, обозревать обстоятельства своего сознания. Птицы, вслед за ним, тоже полетели, разгалделись, зашумели, отчего облака начали зло клубиться, солнце стремительно провалилось за горизонт. Ров, наполненный тёмной стоячей водой, неотвратимо приближался…

Однако выйти из сна, мягко перетечь в другой, или на худой конец проснуться, – Эн физически не мог. Он был опутан липкой паутиной бесчувствия и, словно обречённая муха, ощущал только, что быстрый яд равнодушия от укуса чего-то гораздо большего, чем он сам, парализует волю. Вопреки очевидному, Эн не хотел – ни спасать себя, ни бороться за опостылевшую жизнь. В воздухе его перевернуло, он вытянув вперёд руки, «головкой» вошёл в сумеречную на закате плёнку воды, ощутил холод, но когда открыл глаза, то оказалось, что вокруг совсем не вода, а безвоздушное пространство, вакуум, или даже космос. Вокруг приятный мрак, вокруг вечный покой, вокруг празднично перемигиваются звёзды, мерцают туманности, но к тебе всё это никакого отношения уже не имеет. Ты чужой для всего, что живёт.

 

 

 


Оглавление

9. Январь. 2.
10. Январь. 3.
11. Январь. 4.
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!