Александр Потёмкин
Статья
На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Именно такие типы, как он, сегодня «возглавляют оценку и школу литературного творчества». Поэтому её состояние удручающее – прежняя гордость русских литературных памятников 19-го – первой половины 20-го веков – сменилась профессиональной отсталостью, от художественного, философского величия прежнего остались лишь «бюрократическая солидарность» и прозаическая серость…
Суть дела. Мой референт обратилась ко мне с идеей: – Александр, мне в Интернете встретился доктор, профессор филологии Алексей Варламов, вы с ним знакомы? – К сожалению, нет. – Я хочу обратиться к нему с запросом, есть ли у него желание написать рецензии на ваши романы. Вы не против? – Нет, – заявил я, – но ты знаешь мою установку: обязательно передай ему мои дружеские пожелания и предложи выплатить гонорар до написания рецензии, чтобы профессор был свободен в своих оценках моего труда. Предлагаю ознакомиться с этой перепиской.
4.05.2022. 18.11. Добрый день, уважаемый Алексей Николаевич,
Вам большой привет и добрые пожелания передаёт Александр Потёмкин. Я рекомендовала ему обратиться к Вам по поводу написания рецензии на два произведения Александра: «Соло Моно» и «Русский пациент», если у Вас, конечно же, будет возможность и время. Чтобы не было беспокойства с Вашей стороны в случае критической оценки произведений, работа над рецензиями будет оплачена вперёд. Сочинения могут быть отправлены Вам по электронной почте или для удобства доставлены в печатном виде по указанному адресу. Объём рецензий около 5-7 страниц.
Спасибо большое. С уважением, Олеся, помощник А. Потёмкина
12.05.2022. 18:06, «Варламов Алексей»
Уважаемая Олеся! Я не пишу заказные рецензии. Ни положительные, ни отрицательные. Ни за какие деньги. Варламов.
19.05.2022. 18:47. Алексей Николаевич, добрый день,
Я передала Ваше сообщение Александру. Александр считает, что любая работа должна оплачиваться, точно так же, как и Ваша творческая работа по написанию биографии русских писателей А. Толстого, М. Булгакова, М. Пришвина и других произведений. (Такой жлобский ответ вынудил меня поинтересоваться творчеством Варламова). Об Александре уже писали выдающиеся современные филологи и критики, такие как Светлана Семёнова, Лев Аннинский, Георгий Гачев, Валентин Никитин, Валентин Недзвецкий и др. Если у Вас есть желание, Вы можете написать рецензию без гонорара, или у Вас есть своё особое мнение?
С уважением, Олеся.
Это письмо я размещаю в Интернете 21.06.2022.
Господин Варламов! Мой референт обратился к Вам с вопросом о возможности написать рецензию на мои два сочинения. Форма Вашего ответа на первое письмо и умолчание на второе обращение оказались оскорбительными. Вы «не пишете заказных рецензий». По-видимому, долгое функционирование среди «социального заказа» и чиновников в его современном понимании привело к смещению у Вас элементарных понятий. Ещё мрачнее выглядит картина, если Вы с рождения неучтивый персонаж. Это не был «заказ», а предложение; желание же оплатить рецензию было совершенно естественным, так как я намеревался выплатить гонорар за работу, а не влиять на ваше мнение. Поскольку вежливости никто не отменял ни для кого, в том числе для «облачённых регалиями и лауреатством», а скорее, для них в первую очередь, я думаю, стоит обратиться с открытым письмом к Вашим студентам. Они люди пишущие, и в качестве домашнего задания хотелось бы предложить им научить своего ректора отвечать на письма учтиво. Думается, студенты охотно взялись бы за Ваше обучение. Вспоминается, что Борис Пастернак вежливо и галантно отвечал даже тем, кто клеймил его роман, даже не подержав его в руках. Но такой уровень воспитанности, ясное дело, недоступен современным ректорам. Тем более в нашу эпоху, когда фамильярное отношение к классикам, литературные и окололитературные скандалы стали нормой и способом создания популярности. Позволю привести примеры для Ваших студентов, так как Вы, с Вашим образованием, их, естественно, знаете, однако не считаете нужным применять в жизни форму общения, принятую у классиков. Какие же традиции Вы передаёте студентам? Оплата литературного труда была принята издавна, ещё Пушкин пытался повысить гонорары литераторам. Некрасов же сделал это своим издательским принципом. Журнал ещё не начал издаваться, а: «…За сотрудничество Белинского в «Современнике» была положена плата восемь тысяч рублей в год. Эта цифра сорок лет тому назад казалась баснословной. Сами друзья Белинского удивлялись щедрости издателей журнала, а один из них с жалостью говорил Панаеву: – Это сумасшествие с твоей стороны – так швырять деньгами. – Если хорошо пойдёт журнал, – отвечал Панаев, – мы ещё прибавим; мы сами литераторы, стыдно усчитывать сотрудников…» (Из воспоминаний Авдотьи Панаевой. Раздел «В редакции «Современника» Цит. по: Н. Некрасов. Стихотворения. Поэмы. Критика и комментарии. М, 2002 С. 563). «…С появлением «Современника» быстро поднялась цена на литературный труд» (Из воспоминаний Авдотьи Панаевой. Раздел «В редакции «Современника». Цит. по: Н. Некрасов. Стихотворения. Поэмы. Критика и комментарии. М, 2002 С. 563). Лев Николаевич Толстой добивался высоких гонораров и даже писал, что с издателей следует «драть сколько можно больше» и торговался с Некрасовым. Он повысил значение труда писателя именно в его финансовом эквиваленте, считая это естественным: «После «Записок маркера» Толстому платили уже 75 рублей серебром за лист, а после «Набега» и «Святочной ночи» – 100. Дело дошло до того, что за лист статьи на педагогическую тему Лев Николаевич выбил 150, а вскоре 250 рублей… Лев Толстой считал себя профессионалом, полагая литературу не только способом «мысль разрешить», но и деньги заработать, памятуя о брошенной кем-то ещё в XVIII веке фразе: «Все, кроме завзятых болванов, всегда писали только из-за денег». Он никогда не скрывал от издателей намерения «драть сколько можно больше» (60, 255) (Нина Никитина. «Пятая стихия» Льва Толстого. В: Л. Н. Толстой в 1850-е годы: рождение художника. Материалы международной научной конференции. Тула, «Ясная Поляна», 2003. С. 122). В 2002 году в Тбилиси прошла интересная конференция «Рождение художника», и научный сотрудник музея «Ясная Поляна» сделала доклад под названием «Пятая стихия Толстого», в котором по архивным материалам представила отношение великого Толстого именно к материальной стороне вопроса (кстати, Вы, кажется, являетесь членом жюри литературной премии «Ясной Поляны»). Высылаю Вам скан статьи. Что же касается формы общения, можно привести в пример спор Тургенева и Чернышевского о драме Мея «Псковитянка», которую Тургенев хвалил и рекомендовал для напечатания в «Современнике». Чернышевский же резко оценил пьесу как негодную. Тургенев, естественно, обиделся. Так вот, Чернышевский вспоминает: «…Не помню, каким языком вёл я спор. По всей вероятности, безобидным для Тургенева. О нём положительно помню, что он спорил со мной очень учтиво. Но понятно, что ему должно было быть очень досадно это маленькое приключение, разыгравшееся на глазах почти всех тех его литературных приятелей, которые жили в то время в Петербурге…» (Из воспоминаний Н. Г. Чернышевского. Раздел «В редакции «Современника» Цит. по: Н. Некрасов. Стихотворения. Поэмы. Критика и комментарии. М, 2002 С. 563). Далее. Сергей Есенин, который известен своими скандалами, с писателями вёл себя бережно и тактично. Когда Есенин разошёлся с имажинистами, в статье «Быт и искусство» он так выразил свои разногласия: «Собратья мои увлеклись зрительной фигуральностью словесной формы, им кажется, что слова и образ – это уже всё. Но да простят мне мои собратья, если я скажу, что такой подход к искусству слишком несерьёзный». Представьте себе – автор «Исповеди хулигана» и – «собратья по перу…». Примеры можно множить. И это не демагогические размышления. Если не учитывать традиций и форм прошлого, даже при том, что эпистолярный жанр давно пришёл в упадок, можно дойти до дикарства. Вы хотели «преподать урок» или оскорбить меня, а оскорбили себя. Можете не писать «на заказ», а заниматься высоким (в Вашим понимании) творчеством, только хамить не надо. Желаю, чтобы жизнь научила Вас, если ещё не поздно, элементарному общению с людьми. Регалии ничему не помогут, тем более незаслуженные, а подаренные «друзьями-бюрократами» от литературы.
P. S. Сейчас я работаю над новым произведением «Видения воспалённого разума». В ближайшее время я ознакомлюсь с сочинениями Варламова и размещу рецензии на его «писанину».
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июле 2022 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|