HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 г.

Умит Салиев

Программа Высшего Разума (книга первая)

Обсудить

Философское историческое произведение

 

Издание второе, переработанное.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 21.12.2007
Оглавление

57. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 32. Примечание.
58. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 33.
59. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 33. Примечание.

Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 33.


 

 

 

Элиезер жил в любовном затмении. Встречи с Иммой стали для него упоительными праздниками. Её девичья застенчивость со временем уступила место наивной непосредственности. Бывало, когда весёлая и смешливая по природе, она смеялась до слёз его шуткам, непроизвольно касаясь его руки. От этого прикосновения Элиезер терял дар речи. В своей любви, чистой и беспредельной, оба зашли так далеко, что им уже невозможно было расстаться. В академии не узнавали Элиезера, блаженного видом, отвечающего невпопад на шутливые вопросы сослуживцев. Ни для кого уже не были секретом его встречи с сестрой патриарха Гамлиэля. Все желали счастья добродушному молодому учёному, и лишь патриарх с явной недоброжелательностью, хмуро косился в его сторону.

 

Имма не отказалась от намерений обратить Элиезера в христианство. Она часто рассказывала ему об учении Христа, пытаясь исподволь наставить его на путь истинный. Но со временем, она перешла к более решительным действиям.

 

Однажды, когда штормившее море залило водой пляж и их излюбленный валун, молодая пара прогуливалась по аллеям академического сада. Они говорили о старом учёном, которого сегодня хоронили всей академией.

 

– Праведный был человек, – сожалеюще сказал Элиезер. – Но, увы, всех ожидает один конец: одна участь и праведнику, и нечестивому грешнику.

 

– В чём же тогда заключается смысл жизни? – спросила Имма.

 

Элиезер пожал плечами.

 

– Если рассуждать объективно, жизнь – это борьба за выживание. И смысл жизни заключается в том, чтобы побеждать в этой борьбе. Но, увы, победителей и побеждённых – уравнивает та же смерть.

 

Имма покачала головой.

 

– Как всё это мрачно, безысходно! Стоит ли жить ради житейских благ? Нет, Элиезер, смысл жизни в другом. Жизнь дана для духовного подъёма человека на такую высоту, откуда все житейские условия кажутся ничтожными. Человек должен нравственно очиститься и подготовиться к принятию Святого Духа и лишь тогда он получит воздаяние за все свои земные испытания. В этом состоит и смысл смерти, ибо душа такого человека после смерти вознесётся на небо и пребудет там вечно. Как всё это просто и доступно каждому человеку, Элиезер! Как удивительно и прекрасно ощущать в себе близость Бога! – взволнованно воскликнула Имма, и на глазах её заблестели восторженные слёзы.

 

Для Элиезера, глубоко консервативного богослова, слова девушки были такой бессмыслицей, что он не удержался от возражений.

 

– Послушайте, Имма, – сказал он с мягкой ласковостью. – Вы же знаете, что наша вера не имеет цели слияния с Богом и заключается в союзе, в завете Бога с нашим народом. А смерть вообще не имеет смысла. Сказано в Писании: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышлений, ни знаний, ни мудрости»…

 

Элиезер не договорил, увидев откровенное огорчение на лице девушки. Он догадывался о её намерении обратить его в христианство, ибо слишком бесхитростны были расставляемые сети. И, чтобы успокоить Имму, молодой богослов решил слукавить.

 

– Впрочем, мне ещё многое непонятно в христианстве. Но учение Христа меня всё же привлекает, – он постарался произнести это с такой искренностью, что лицо Иммы просветлело.

 

Вскоре молодой паре предстояла разлука: Элиезер отправлялся в Рим в составе депутации учёных академии.

 

Об отправке депутации в Рим настаивал патриарх Гамлиэль, заменивший отошедшего от дел в академии Иоханана бен Заккаи. Патриарх руководил академией жёстко, пренебрегая любыми компромиссами и требуя от учёных создания самых суровых законов для соплеменников в изгнании. Война совершенно изменила Гамлиэля; прежде он слыл скромным, сдержанным человеком, но после падения Иудеи стал раздражителен, криклив и совершенно невыносим. Патриарх не мог смириться с тем, что на месте иерусалимского Храма теперь возвышается римский храм Юпитера, а на руинах Иерусалима уже планируется строительство римского города Элиа Капитолина.* Тревогу и озабоченность патриарха вызывали также и гонения на исповедующих иудаизм, начавшиеся в римской империи. Необходимо было отправиться с миссией к римскому императору и попытаться обсудить вопросы мира, дарование евреям свободы богослужения и восстановление Храма.

 

Отправку депутации в Рим должен был утвердить Совет, все решения которого по заведённому правилу принимались большинством голосов.

 

Мнение членов Совета разбилось на два лагеря. Противники отправки депутации призывали к благоразумию и терпению ради сохранения Совета в Явне и выживания оставшихся в римской империи евреев. Приводя аргументы в пользу такого мнения, религиозный учёный Иехуда бар-Илохай сказал, что Рим всё же заботится о стране: строит мосты, дороги, рынки и бани. Но его гневно прервал молодой раввин Шимон бар-Иохай.

 

– Что вы говорите, уважаемый! Римляне строят мосты и дороги в нашей стране, чтобы взимать подати, а бани – чтобы таскать туда своих потаскух!

 

Против сторонников подчинения политике Рима иронично выступил раввин Акива бен Иосиф. Он привёл притчу о лисе, которая предложила рыбе выйти на сушу, чтобы не попасть в сети рыбаку, но рыба ответила: если бояться своей среды обитания, то во сто крат опасней выйти из неё – тогда уж наверняка погибнешь.

 

В конце концов, решение об отправке депутации в Рим всё-таки приняли. В её состав наряду с авторитетными раввинами и учёными был включён и Элиезер.

 

Через неделю депутация отправилась в путь.

 

В Риме царили антииудейские настроения. Искусные подстрекатели направляли толпы к насилию против евреев, распространяя несуразные вымыслы о них, о их Боге и религии. И простолюдины верили подстрекателям и действовали по их указке.

 

Римский император с презрительным высокомерием отказался обсуждать вопрос о мире и отверг все просьбы депутации. Для Рима уже не имело никакого значения Иудейское государство, раздавленное римскими легионами.

 

Депутация возвращалась домой на зафрахтованной быстроходной биреме.

 

Судно вышло из порта с восходом солнца, когда висевший над морем туман уже редел, шевелился, цепляясь за мачты. Патриарх Гамлиэль стоял на палубе, угрюмо глядя на отдаляющийся берег. Когда берег скрылся из глаз, он повернулся к членам депутации, молчаливо грудившимся подле него, и мрачно сказал.

 

– Впрочем, другого результата я и не ожидал.

 

Словно дождавшись этой реплики, члены депутации возбуждённо заговорили.

 

– Чего ещё ждать! Надо снова поднять восстание! – гневно воскликнул Ханания бен Терадион, молодой раввин, с твёрдым, волевым лицом.

 

Но ему возразил Иошуа бен Ханания, известный своим мастерством в спорах с иудео-христианами.

 

– Уважаемый, забудьте о восстании. Благо, что живыми возвращаемся из Рима. Не уподобляйтесь тому журавлю, который вытащил колючку из пасти льва и запросил награду, на что лев прорычал: «Ты можешь хвалиться, что засунул голову в пасть льва и остался жить».

 

– Я остаюсь при своём мнении! – упрямо сказал Иошуа бен Терадион.

 

(Позднее, за открытое неповиновение Риму и проповеди в общественных местах, Иошуа бен Терадион был сожжён на костре, обмотанный свитками Торы. Молодой раввин погиб, проявив великую силу духа; его жену приговорили к смерти, а дочь отдали в публичный дом).

 

 

 

Неудача депутации повергла в уныние всех учёных академии, подвигнув их к ещё более самоотверженной работе. «Придёт час, – утешались они, – когда взращённые на наших трудах потомки, воздадут должное язычникам, как поступали с ними наши праотцы во времена Есфири»…

 

После возвращения из Рима, патриарх Гамлиэль, будто с цепи сорвался, и учёные предпочитали лишний раз обходить его стороной. Но на диспутах, при обсуждении постановлений, касающихся повседневного быта евреев, общаться с патриархом приходилось поневоле.

 

На последнем диспуте патриарх излил своё раздражение на раввине Иошуа бен Ханании, который не согласился с предложенной патриархом датой праздника «Всепрощения». В Писании об этом празднике сказано: «В седьмый год делай прощение. Чтобы всякий заимодавец, давший взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал бы долг с ближнего своего, или брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа». Патриарх предложил признать датой праздника исход последнего дня седьмого года, а Иошуа бен Ханания настаивал на первом дне седьмого года.

 

Разгневанный патриарх пренебрежительно взглянул на молодого раввина и с сарказмом произнёс.

 

– Вы, молодой человек, кажется, ещё совсем недавно были учеником уважаемого Иоханана бен Заккаи. Не рано ли вы возомнили о своих способностях?

 

Возмущённые таким откровенным унижением своего коллеги, учёные шумно повскакивали со своих мест, гневно осуждая выходку патриарха и требуя его отставки с поста руководителя академии. Патриарх молча слушал нелестные замечания о себе, потом поднял руку, прося внимания. Когда шум утих, он сказал.

 

– Уважаемые коллеги, я признаю свою вину и прошу Иошуа бен Ханания простить меня. Но если для пользы нашего общего дела необходима моя отставка, я проголосую за неё вместе с вами.

 

Отставку патриарха Гамлиэля отложили.

 

Но спустя некоторое время, унижению подвергся другой учёный, не согласившийся с интерпретацией патриарха одного из религиозных вопросов. Затем возник новый конфликт с тем же Иошуа бен Ханания, который сделал расчёт начала новолуния, не совпавший с расчётом патриарха. На этот раз учёные сместили патриарха Гамлиэля, избрав руководителем академии раввина Элиезера бен Азария. Гамлиэль же, по благородству своего характера, не затаил обиды и стал работать на равных с другими учёными (позднее он вновь возглавил академию).

 

 

 


Оглавление

57. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 32. Примечание.
58. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 33.
59. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 33. Примечание.
1347 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.05 на 25.06.2024, 14:09 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

17.06.2024
Главное – замечательно в целом то, что Вы делаете. Это для очень многих людей – большая отдушина. И Ваш демократизм в плане работы с авторами – это очень важно.
Виталий Гавриков (@prof_garikov), автор блога о современной литературе «Профессор скажет»

10.06.2024
Знакома с «Новой Литературой» больше десяти лет. Уверена, это лучшая площадка для авторов, лучшее издательство в России. Что касается и корректуры, и редактуры, всегда грамотно, выверенно, иногда наотмашь, но всегда честно.
Ольга Майорова

08.06.2024
Мне понравился выпуск. Отметил для себя рассказ Виктора Парнева «Корабль храбрецов».
Особенно понравилась повесть «Узники надежды», там отличный взгляд на проблемы.
Евгений Клейменов



Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!