Виктор Сбитнев
Эссе
На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Знакомая московская писательница недавно поведала мне, что ей довелось работать над экранизацией платоновского «Котлована» с недавно оставившим сей мир Петром Мамоновым. Она написала сценарий к фильму, а он играл в нём главную роль. К сожалению, картина так и не вышла в прокат (?), но съёмочное время оставило по себе весьма стойкую память. Оказалось, что сыгравший в «Острове» старца Анатолия поэт и музыкант Пётр Мамонов и в повседневной жизни был не прочь всерьёз поспорить о миссии нашего пребывания на Земле и сакральной сути человеческой жизни. Её впечатления от этих бесед мне удалось довольно точно передать следующим восьмистишием:
На Острове не стало Человека, – и вот сегодня по нему помин: как он лечил порезанного зека, отмеривал поморкам керосин;
как отвечал на «мёртвые» вопросы и выходил молиться на рассвет… «Я – луч, идущий через вечный Космос. А смерти – нет!»
Видимо, принимая во внимание уникальность мамоновской натуры, режиссёр Павел Лунгин неоднократно переделывал первоначальный сценарий «Острова»… так сказать, под природу и духовные искания исполнителя главной роли. Антон Чехов всю жизнь терпеливо «выдавливал» из себя раба, а интерпретировавший его «Предложение» (одноактную пьесу) Пётр Мамонов пытался-таки управлять своей, увы, беспомощно плывущей по течению судьбой. Не так уж и важно, «есть ли жизнь на Марсе» (мамоновский музыкальный спектакль), куда важнее – осознать и ощутить, что она, как устремлённый в Космос луч, никогда не завершится. Отсюда и та грандиозная ответственность за свершённое не по совести деяние! Далеко не ко всем по жизни приходят эта беспощадная самооценка и осознание необходимости успеть, буквально по Льву Толстому, «стать вполне хорошим». В Мамонове это было с рождения, хоть и находило воплощение чаще всего в априори далёких от христианской этики формах и стилизациях. Причин здесь несколько. Московские дворы (Мамонов рос на Большом Каретном), музыкальные рок-н-ролльные тусовки 60-70-х, авангардная и вообще городская субкультура столичных «квартирников» и, наконец, специфика индивидуальной одарённости Мамонова, идущая от стихии русского скоморошества и шутовства. Если бы Мамонов даже не сыграл в «Такси-блюз», «Острове» и «Царе», то всё равно бы остался в истории современного музыкального искусства одним из столпов русского рока. Автором десятков оригинальных текстов и музыкальных аранжировок, создателем и руководителем одной из лучших в своё время столичной группы «Звуки Му» и, наконец, просто популярным телеведущим и автором многотомника поэтических афоризмов «Закорючки». Да, и сама жизнь актёра и режиссёра П. Мамонова в 21-м веке протекала столь бурно и противоречиво, что о нём постоянно «бушевала» столичная пресса. То он уехал «от суеты» жить в подмосковную деревню, то вернулся на театральную сцену с моноспектаклем «Дед Пётр и зайцы», то взялся вести авторскую «Золотую полку» на «Эхе Москвы», то анонсировал создание новой музыкальной группы и снялся в российско-японской ленте «Иерей-сан». Кстати, после этого сыгравший с ним в паре японец Тагава решил принять христианство и российское гражданство. Чрезвычайно активная режиссёрская и музыкальная деятельность, постоянное эмоциональное перенапряжение и нервозность (музыкальный спектакль «Совершенно новые звуки Му», музыкальный спектакль «Как я читал своего Исаака Сирина» и пр.) привели к тому, что 24 августа 2019 года Пётр Мамонов был госпитализирован с инфарктом миокарда. Однако вскоре после этого он успел дать несколько любопытных интервью Ксении Собчак и стал гостем таких популярных передач, как «Парсуна» и «Судьба человека». Но 27 июня 2021 года его в тяжелейшем состоянии госпитализировали в клинику в Коммунарке, где он и скончался 15 июля от последствий коронавируса (сказалось тяжёлое ранение в область сердца). Похоронен неподалёку от подмосковной деревни, где несколько лет отшельничал. Поскольку «Мамонов-музыкант» и «Мамонов-писатель» – это вполне самостоятельные и оригинальные темы, остановимся здесь на более общем и, так сказать, самом популярном вопросе: А стал ли Мамонов тем, кем стать хотел? Не пролетел ли он по ходу мимо своего предназначения? Внимательно изучив наиболее характерные нюансы его биографии, могу с уверенностью заметить: «Не пролетел. Наверняка стал!» Дело в том, что ещё в юности, не шибко помышляя об актёрском будущем, Мамонов весьма увлечённо занимался музыкой и танцем. Причём, как вспоминают его друзья детства и юности, пластикой он обладал потрясающей, наверное, самой совершенной в Москве! Блистательно танцевал рок-н-ролл, шейк, твист и прочие созвучные времени ритмические вещи. Его отчим Суходрев, будучи переводчиком у Брежнева, привозил ему из заграничных поездок модные и труднодоступные на территории СССР записи. Поэтому Пётр имел возможность не только западать, как многие сверстники, на битлов и роллингов, но и прилежно собирать новинки негритянского джаза, рока и иных культовых в ту пору музыкальных и общефилософских направлений. «Эта негритянская музыка заложила магический фундамент для последующего проявления животной, буреломной русской дикости», – вспоминает о нём Сергей Гурьев. Действительно, в ту пору он много общается, например, с хиппи. Но, поскольку относился к их неприкаянности с очевидной иронией, был втянут в массовую драку в саду «Эрмитаж», в которой получил смертельный удар заточенным напильником. И хотя врачам удаётся его спасти, последствия этого ранения, как было замечено выше, сыграли свою роковую роль совсем недавно, в разгар пандемии. Вообще, в то время Мамонов ведёт себя буквально во всём экстравагантно, играя некие воображаемые роли: носит вместо серьги в ухе ручку от унитаза, а чтобы избежать призыва в армию, прикидывается сумасшедшим. Причём столь талантливо, что его признают негодным к службе. Окончив полиграфический техникум, он поступает в... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в августе 2021 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист 12.09.2024 Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив! Егор Черкасов 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
древний египет аудиокниги . Обзор матча "Челси" - "Ливерпуль" 13 августа 2023, 1 тур АПЛ |