HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Владимир Соколов

Выработка стиля писателем

Обсудить

Статья

На чтение потребуется полчаса | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 11.12.2014
Оглавление

1. Введение
2. Выработка общего стиля
3. Выработка индивидуального стиля

Выработка общего стиля


 

 

 

При обучении же писательскому мастерству гораздо более важным является овладение общим стилем – фундаментом, на который настраивается индивидуальный стиль. Многие пишущие не обращают внимания на этот компонент. Ибо в предшествующие века, когда и составилась та литература, которая одарила человечество шедеврами, копошащимися в оболочках самых разнообразных стилей, общий стиль закладывался общим образованием. В гимназиях, школах, университетах изучались такие предметы как риторика, умение писать стихи, искусство деловой переписки.

 

Те, кто мыслил себя будущим писателем, и не только, забавлялись в кружках, в школьных и университетских журналах пародиями, стихами на случай, сочинением сценок. Так осваивался более специфический стиль художественной литературы. Это тоже элемент общего стиля, свойственный эпохе или культуре: стиль романтизма, реализма, анекдота. Поэтому писатели и не обращали на этот момент должного внимания: овладение общим стилем было вещью само собой разумеющейся, и у них болела голова только о том, чтобы в заданных общим обучением рамках, или раздвигая их, найти свои индивидуальные приёмы или способы выражения. В наше время с упрощённым прагматическим образованием ничего этого нет, поэтому писатель и общим стилем должен овладевать сам, и овладевать прежде, чем он начнёт вырабатывать свой индивидуальный стиль.

 

А элементы общего стиля, на которых потом возводится здание или какая-то дурацкая клетушка, в зависимости от меры отпущенных способней и усилий, очевидны и просты. Это:

 

а) отбор лексики,

 

б) овладение ритмом речи,

 

в) композиционное построение.

 

 

а) отбор лексики

 

Французский лингвист (порой баловавшийся политикой и даже добаловавшийся до премьерства) Клемансо[2] говаривал: «Для того чтобы выразить любую сложную мысль на французском языке, достаточно подлежащего, сказуемого и прямого дополнения. Если вы хотите употребить прилагательное, спросите у меня». Вот вам первый принцип лексического отбора: избегать прилагательных. Посмотрите, как мало прилагательных у Пушкина. Большинство из них – это определения, которые трудно рассматривать как самостоятельную часть предложения: «молодой человек», «старая графиня», «известный поэт».

 

Второй принцип: употреблять только общеизвестные слова. В идеале надо стремиться ограничить себя 4000 слов основного словарного фонда. И хотя реально это невозможно, но 10-15 тыс. слов, которые можно найти в любом словаре, вполне хватит для самого навороченного рассказа. И уж, конечно, как чумы нужно бежать терминов, диалектизмов, жаргона, выжигать их из себя по капле, как раба. Подчёркиваем, речь идёт о выработке своего писательского стиля, а не о работе над стилем конкретного произведения, где все эти жаргоны – совершенно необходимый элемент для стилизации.

 

б) ритм

 

Особенно явственно простота элементов общего стиля видна в поэзии, где за тысячи лет человечество сумело изобрести не так уж много размеров. И, тем не менее, сотни поэтов, используя одни и те же размеры, умудряются в их рамках вполне выражать свою индивидуальность.

 

То же относится и к прозе. Проза – это вовсе не то, как мы говорим, или как глупо сказал бессмертный персонаж: «Всё, что не стихи, то проза»[3]. Проза – это по-особому организованная речь. Появилась она после того, как люди додумались до стихов, и поэтому несёт на себе родовые пятна поэзии. Главное из этих пятен – ритм. Его можно чётко проследить в разных жанрах ритмической прозы, особенно в ораторском искусстве. Но и в повествовательной прозе без него не обойтись. Именно ритм делает такой лёгкой и хорошо читаемой прозу Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Бунина… И именно его почти полное отсутствие, начиная с М. Горького, продолжая Распутиным, Астафьевым, Беловым и, похоже, пока никем не кончая, делает нечитабельной и неряшливой всю советскую… даже и прозой-то, то, как они пишут, называть неудобно.

 

Многие писатели вырабатывают стиль именно на классических образцах, стараясь первым делом ухватить ритм. Есть люди, обладающие музыкальным слухом к слову: они раз прочитают классические образцы и уже готовы шпарить без остановки не хуже самых навороченных мастеров. У других ухо туговато, но и они могут научиться выражаться красиво, именно следуя за классическими образцами. В русской литературе, как поэзии, так и прозе, это, конечно же Пушкин.

 

Приглядевшись к ритму пушкинской прозы, нетрудно подметить основные его черты.

 

1) Большинство предложений – линейные, с элементарной структурой: подлежащее – сказуемое – дополнение. Порой Пушкин нарушает этот порядок, но делает этот настолько редко, что сразу видно, что он делает на выносимом, скажем, в начало предложения сказуемом логическое ударение.

 

2) Сложные предложения также построены по линейному принципу: главное – придаточное – придаточное придаточного или второе придаточное к главному. Но в большинстве случаев Пушкин редко использует более одного придаточного. В таких случаях он отдаёт предпочтение сложносочинённым предложениям из двух простых, к одному из которых пришпиливает придаточное.

 

3) Сложные предложения состоят из двух или трёх простых. Большее количество простых им применяется очень редко, встречаясь в таких повествовательных конструкциях, когда прервать рассказ никак невозможно из-за риска утратить единство впечатления. Например, по несколько простых предложений Пушкин связывает в кульминационных эпизодах: его столкновение Дубровского с кн. Верейским, вторая дуэль Сильвио и графа. В этих, очень редких, случаях писатель уже завладел вниманием читателя и может себе позволить удерживать его на несколько большем пространстве рассказа. Общая длина предложения редко превышает 3 строки (считая строку по 55-60 знаков с пробелами).

 

4) Подчинённые предложения коротки, по существу мало отличаясь от расширенного определения или обстоятельства.

 

5) Фразы чётко отделены друг от друга: одна фраза – одна мысль. Длина фразы 5-10-12 строк. Опять же, исключения составляют ключевые моменты, как лесной бой с солдатами в том же «Дубровском» или ночной визит Германа к княгине, где абзац растягивается почти на целую страницу. Заметим: в начальных главах такого Пушкин не допускает.

 

Но всё это относится к общему стилю, которым должен владеть каждый образованный человек, писатель он, или инженер, или, того хуже, бухгалтер.

 

 

 



 

[2] Жорж Бенжаме́н Клемансо́ (фр. Georges Benjamin Clemenceau, 1841–1929) (прим. ред.).

 

[3] Учитель философии: «Не иначе, сударь. Всё, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза». Мольер. Мещанин во дворянстве (прим. ред.).

 

 

 


Оглавление

1. Введение
2. Выработка общего стиля
3. Выработка индивидуального стиля
476 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 21.06.2025, 15:26 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!