Игорь Солнцев
Критический обзорОпубликовано редактором: Карина Романова, 24.12.2008
Опять ноябрь, опять семь авторов вынесли на суд читателей свои стихи. В прошлом году было то же самое. Хотя… То же да не то ... Не зря же говорят, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Впрочем, хватит рассуждать ни о чём. Предмет нашего разговора – стихи. О них и поговорим. От самых первых строчек сборника Александра Кренёва «К своим берегам» Ты не грусти, даже если вокруг И до последних И, кажется, что звёзды слиты в гроздь, не покидает ощущение целостности прочитанного. И вроде стихи разные, и написаны по-разному, и в двух из них (а именно, в «Снова пришёл июль…» и «К своим берегам») намеренно сбит ритм, а всё равно читается как одно целое. Вернее, воспринимается и ощущается, как одно целое. И веришь автору, что Время, отсеяв ненужного прах, Единственный, неоправданный на мой взгляд, ритмический сбой присутствует вот здесь: Вот храмы, охраняя божий свет, Но, возможно, просто имеет место опечатка, и вместо «смиряясь» следует читать «смирясь». Очень понравился стих про осень. Написанный в виде песни, очень лиричной и, по-осеннему, пронзительной. Особенно легло на душу вот это Только, скользнув по лицам, Поначалу, как только увидел три небольших части произведения Михаила Вишнякова «Мерзлые ангелы», подумалось: «Ну, какая же это поэма? Коротковата будет…» Но ошибся, ох как ошибся. Потому что каждая строчка наполнена такой болью, в каждой букве зашифровано столько памяти, что становится трудно дышать. …Возле печурок угарных Хочется под тяжестью этой ноши остановиться, перевести дух и задуматься. …Нет, не сходили с ума, А потом идти дальше: шаг за шагом, строчка за строчкой, до конца, туда, где …Дождь не замыл, не зароют бульдозеры Жаль, только редко сюда залетает Действительно, жаль. Надо бы, чтобы почаще в такие вот далёкие закутки наведывались не только ангелы, но и помыслы человеческие, светлые и незапятнанные чёрной злобой и ненавистью к ближнему. Ещё одним автором, со стихами которого мы познакомились в ноябре, стал Виктор Дронников с циклом посвящений «Всыплю слово золотое». Искренние, чистые, как будто напоенные родниковой водой, стихи хотелось пить и пить, в смысле читать и читать не отрываясь. Поет пчела над медогонкой, Даже не смотря на нотки вселенской тоски, появившиеся в «Дом престарелых. Глухая тоска...», даже не смотря на слишком простые, однокоренные или глагольные рифмы. Чёрт с ними, с рифмами… Разве стоит об этом, когда чувствуешь, что стихи настоящие? Чувствуешь это на уровне интуиции… Только б радостно святое На уровне своего читательского вкуса. И не хочется делать никакой критический анализ, не хочется разбирать и забивать голову узкоспециализированной языковой терминологией. Все же слышат, когда звонарь с похмелья, а когда у него ясные помыслы и твёрдые руки? Зачем же тогда лишние слова?.. Когда читал стихи Татьяны Игнатьевой, подумал: «Как же всё-таки здорово, что я решил писать этот обзор…» А то бы такое чудо пропустил. Мне-то все кажется, жизнь сочиняется мной. Такое волшебство Волшебником буду сегодня. Очень интересный язык, сочные и незатёртые эпитеты: «небылые века», «родовые небесные гнёзда», «алмазные сны», «яблоко медового рассвета», «молний ослепительные спицы», «червоточинка– луна», «месяц, полночи заложник», «псами голодными смотрят ночные окошки». И это повторяющееся «р» в «Ave Maria». …Солено-буРых не вымыть пятен с клавиатуРы, И в каждом стихе есть либо солнце и звёзды, либо земля и луна. Такое впечатление, будто Татьяна живёт сразу в нескольких измерениях одновременно. Прочитав её стихи, в этом только лишний раз убеждаешься. От них веет космосом. …И рвутся сквозь вечность тягучую в пламенный омут, Ну разве это не сказка? …А птицы и люди летают и взмахами крыльев …И тысячи воронов, вскинули дерзкие крылья, И, действительно, понимаешь, насколько же мал наш «узкий мирской окоём» и насколько «отчаянно мало сегодняшней дали». Так что, уважаемые читатели, кто готов к стремительным полётам к новым галактикам и вселенным, милости прошу в поэтический мир Татьяны Игнатьевой. Я там побывал. И мне безумно понравилось! Как же хотелось, что бы этот полет продолжился и дальше, в «Рассвет» Максима Вечного. Увы…Не случилось… Постараюсь объяснить почему. Как-то сразу не задалось и всё тут. Первый стих называется «Возвращение». Об этом говорит лишь одна строчка, и то косвенно: Верь Такими же неточными и не совсем уместными кажутся мне и некоторые слова в этом стихотворении «мнусь», «град», «ярься», «культи», «рди», «круши». На мой взгляд, авторы прибегают к употреблению таких сомнительных языковых конструкций в двух случаях: когда бессильны выразить свои мысли обычными словами или когда хотят похвастаться своим словарным запасом. И то, и другое я не приветствую. В «Трупе» третья строфа вообще для меня осталась загадкой и шифровкой: кто «клубит», кто «убит», что «пряча»? Хотя второе четверостишье показалось очень удачным, не скрою. В «Страннике» проступает какая-то гипертрофированная юношеская оценка мира: без оттенков, черно-белая и максималистская. Есть ещё несколько спорных, по-моему, моментов. Сную по свету, гордясь стать, Какой же это бог, если он не «ищет ничего дать»? Бог – это прямая противоположность описанному здесь. «Сержусь объятий родных плеч» – выглядит коряво. Стихотворение «Христ» – одно предложение, в смысл которого я вник не сразу. Если Максим хотел, чтобы его стихи перечитывали по нескольку раз, прежде чем понять, то он своего добился. «Утро» то же самое, что и в предыдущем стихотворении: сплошное позёрство, на мой взгляд. Будьте проще, господин Вечный! Хотя с такой фамилией, наверное, это не просто? Так и подмывает что-нибудь эдакое написать: посложней да позаковыристей? Боритесь с этим искушением, Максим, мой вам совет! «Надежда» понравилась: коротко, ясно, красиво. «Сны» тоже понравились, за исключением «шелудивого срамного люда» и «раздристав языки». Ну и «Будда», бесспорно, очень хорош. Радует, что автор неуклонно следует выбранному пути: очень непростому и скользкому. Поэтому и часто падает (в дебри неологизмов), часто спотыкается (о нагромождения смыслов). Хочется пожелать Максиму больше работать над стихами, читать вслух, тогда некоторые изъяны и огрехи проступят сразу, и читателю не придётся «продираться» сквозь стихи, как сквозь стихию, а можно будет спокойно путешествовать по тем мирам, которые автор в них сотворил. Александр Цыганков. «Сверка времени». «Оранжевый месяц» – интересный стих, но есть несколько непонятных слов, которые стоило бы объяснить (в виде сноски под стихом, например). Девкалион и Пирра – тоже не самые известные персонажи («Новый Девкалион»). «Цветные сны» – потрясающая трилогия о таинстве написания картины. Взгляд с трёх сторон. …Пускай мечты о веке золотом В «Звёздах над звонницей» так до конца и не смог подогнать ритм второй строчки под общий ритмический рисунок стиха. Это немного помешало насладиться в полной мере картиной ночного предместья. Судите сами, уважаемые читатели. В предместье ночь. Прикушенный язык Два главных образа в этом стихотворном сборнике – время и художник (иногда его сменяет поэт – художник слова). С их помощью Александр Цыганков пытается рассказать нам о том, что его волнует, что ему близко, чем он хочет поделиться. Уходят лирики. Большие темы Кирилл Румянцев (сборник «Харьковский цикл») едет в поезде «Москва-Харкiв», который везёт его в Харькiв. Странная метаморфоза. «"Убережно! Двери зачiняются"– тоже читать странно. Если по-украински, то должно быть «Обережно! Дверi зачиняються». Если преднамеренно изменено автором, то мне остался непонятен смысл этого действия. Также как остался для меня загадкой смысл ещё одного предложения: Облако смурное, редкий солнца лучик, Вот такие, казалось бы, мелочи портят всё впечатление от неплохих стихов. Ну, хотя бы взять вот это Питаюсь новыми буквами, Ведь неплохо! Или вот ещё Нить огней поезда За окном южного Ставрополя зимняя стужа. На термометре – минус пятнадцать. На календаре – девятнадцатое декабря. Скоро Новый год! Желаю всем нам в 2009 году познать радость приятных литературных открытий на страницах «НЛ». И, надеюсь, не единожды.
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалка для платков и шарфов вешалки для шарфов оптом. . Как помочь алкоголику бросить пить. . https://elitsmesi.ru искробезопасная безискровая бетонно плитка. |