HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Владимир Штайгман

Два художника

Обсудить

Краткая повесть

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.07.2008
Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5

Часть 4


 

 

 

Однажды Ивана изловила на улице хозяйка обувного магазина и попросила оформить вывеску.

 

– Обувь я не рисую, – сразу отказался Шишкин. – Шнурки, стельки всякие, гуталин и щетки – не мой профиль. Извините!

 

– Но мне рекомендовали Вас, как хорошего художника. Вы попробуйте! – настаивала она. – И взглянув на разношенные ботинки Ивана Валентиновича, добавила, – я вам лично новую обувь за это презентую. У меня очень качественный товар. Супер! Из Германии! Там очень дорогая обувь. Зато качественная!

 

– Вы бываете в Германии?

 

– Случается! Закупаю партии товара. Но главная моя гордость там – это внук! Он суперталантливый парень. Вся наша семья им гордится...

 

– В чем же он суперталантливый? – без особенного интереса, а лишь, скорее, из вежливости спросил Шишкин, зная, как все бабушки любят до крайности преувеличивать достоинства своих внуков.

 

– Он учится в Германии в специальной художественной школе, – с распирающим восторгом и почти что с горловым визгом воскликнула дама. – Туда берут не каждого, а лишь особо одаренных детей. Сейчас они поехали в Италию. Учебная экскурсия. А Италия – это же Мекка художников! Ни один живописец без Италии не станет мастером. Вы же художник, Вам это известно! Вы не прошли эту школу, вот и рисуете вывески...

 

– Да никакой я и не художник, – выждав, когда экзальтированная дама чуть успокоится, сказал он. – Рисовальщик только... Копировщик! А сколько лет вашему внуку?

 

– Сереженьке-то? Десятый пошел... Но рука у него уже поставлена.

 

"Как Николке! – грустно отметил он про себя. – Но в Италии ему тоже не бывать! И разменяет весь талант на мелочи".

 

Неожиданно душу его осветил радостный луч. Он словно отогрел ледяную мертвую землю...

 

– Еще раз извините, что не помог! – торопливо закончил он разговор с владелицей обувного магазина и заспешил домой.

 

Он шел и, по-прежнему чувствуя неведомую благодать в душе, мучительно пытался разгадать причину обновления.

 

И вдруг сами собой, будто кто их со стороны нашептывал, вспомнились слова его приемной матери.

 

– Иван, – сказала она перед смертью. – Я усыновила тебя, но все твои прежние документы – те, с которыми тебя когда-то сняли с поезда и привезли к нам в детский дом на Урале – они целы... Там даже есть справка о твоих настоящих родителях. Где умерли и где похоронены. Знай об этом! Они хранятся в старом сундуке моих родителей. Он стоит в чулане. Я не посчитала нужным уничтожить всё о твоем прошлом. Мало ли что произойдет в будущем. Жизнь человека – не прямая дорога. Это кольцо, замыкающее наши дни. И пока не сойдутся начало и конец – Бог не примет душу.

 

"По этим документам я – стопроцентный иностранец... Немцы массово переселяются на Запад, – наконец, Иван начал размышлять здраво. – И мне есть туда дорога. Стало быть, и для Николки есть. Один светлый человек переменил когда-то мою судьбу.

Пришла моя очередь спасать талантливого мальчишку. Разве он хуже какого-то внука Сереженьки, который сейчас обучается в самой Италии?!"

 

Придя домой, он стал с небывалой тщательностью отыскивать в кладовой сундук, о котором давно забыл. Надобности-то в нем прежде никакой не возникало.

 

Под обувью погребальным хором звенели бутылки. "А ведь прав был судья, не отдавший мне Николку в сыны! – подумал Шишкин. – Это сколько же водки я вылакал? Какой дурак повелел мне ходить по этой тропе?"

 

Заветный сундучок не скоро, но обнаружился, заваленный пересохшими лаптями, серпом, ручной мельницей для блинов, плюшевой жакеткой, собачьей цепью с ошейником... Его содержимое охранял грубый, ручной ковки замок. Ключ от него Шишкин найти не надеялся вовсе. Пришлось, скрепя сердце, крушить запор с помощью небольшого ломика. Дерево истлело от времени, поэтому старинные петли, вделанные в крышку, легко поддались взлому.

 

Внутри была кипа бумаг, в основном, военные газеты – на многих из них он увидел портреты молодой летчицы Валентины Шишкиной, очерки, статьи и заметки о ней. Она действительно была знаменитой во время войны и была, к тому же, очень красивой девушкой. На этих фотографиях в ней еще не было той суровости, которая появилась позже.

 

В отдельную тряпицу были завернуты его, из первой жизни, немецкие документы, в которых он был записан Эдвардом Химмелем... Валентина Николаевна оказалась прозорливым человеком. Она могла бы уничтожить эти бумаги, чтобы Иван не мог вернуться обратно, но не сделала этого, и теперь Шишкин, держа в руках свои детские документы, еще раз с благодарностью воскресил в памяти ее образ. "Вот и сойдутся начало и конец!" – радостно вздохнул он и сдул с архивов пыль. В косом свете облачко заискрилось мерцающей пылью.

 

Вечером, по обыкновению, пришел навестить его Николка. Он был хмур и озабочен.

 

Шишкин был уже пьян, однако, глаза его поразили мальчишку: они обрели молодой блеск. Обхватив руками маленькую полуседую голову, он, пошатываясь, ходил по комнате, и мычал что-то бессвязное, похожее на молитву.

 

– Дядь Вань! – морщась, сказал мальчишка. – Мне запретили у тебя ночевать. Директор пригрозил. Мол, вечно будешь на кухне дежурить.

 

– Ерунда все это!

 

Шишкин, глупо улыбаясь и пританцовывая, указал ему рукой на стол, где лежали бумаги.

 

– Никакой я не дядя Ваня! – вдруг пронзительно закричал он и ударил себя кулаком по лбу. – Пойми ты это... Я – не дядя Ваня! Пошли своего директора ко всем чертям! Вот здесь, – качнувшись, он подошел к столу, – здесь, Николка, наше с тобой будущее! Я тебя буду снова усыновлять. Ты только скажи мне, согласен быть моим сыном?

 

– Да! – кивнул головой мальчишка.

 

– Скажи, как следует!

 

– Дядя Ваня! Ну, ты же знаешь! Чего спрашивать? Но против суда не попрешь...

 

– А я опять напишу заявление! И ты, Николка, пойдешь со мной в суд... Если опять откажут – ты скажи твердо свое решение. Прямо судьям в лицо. Заплачь там, закричи, хоть что делай, но в этот раз проиграть мы не должны. На карту теперь ставится всё... Мы поедем с тобой за границу... Я мечтаю побывать во Фландрии, а тебе обязательно нужно посмотреть Италию... Это Мекка художников!

 

– Я не понимаю, дядь Иван! Что ты задумал? – в недетском испуге крикнул мальчишка, пронзительно вдруг осознавая, что его учитель просто начал от пьянства путаться умом. – Ложись-ка ты лучше спать. Дядь Ваня, умоляю тебя! Ну, миленький! Прекрати дурака валять...

 

– Я вовсе и не Шишкин, как все думают... Я – Эдвард Химмель. Я снова буду им скоро... В соответствии с документами, – кричал Иван в пьяном восторге. – Когда-то одна добрая женщина спасла меня, теперь я должен сделать то же самое... Николка, где твои родители? Отвечай, сукин сын!

 

– Я же говорил тебе. Их давно нет. Разбились на машине. И мать, и отец! Вернее, не разбились, а их трактор переехал, – всхлипнул мальчишка. – Машина у них маленькая была, а трактор – большой…

 

– Ты знаешь, где они похоронены?

 

– Знаю! Только это далеко отсюда...

 

– Мы проведаем их! Перед отъездом за границу. Как уладим все дела. Обещаю тебе! Ты ведь можешь и не вернуться обратно. Я и своих родителей еще должен найти. Увидеть их могилы.

 

– Дядь Вань, мне страшно что-то! Я не пойму, что сегодня с тобой? Лучше мне уйти! До свидания!

 

– Ну и проваливай! – жестко сказал пьяный Шишкин. – Один хрен ты мне сегодня не веришь... Дурачок!

 

Утром Николка пришел снова. Шишкин уже был трезв, перебирал за столом вчерашние, мельком знакомые мальчишке бумаги, но энергичный блеск в его глазах так и не прошел.

 

– Садись, Николка! – дружески прокричал он ему, подставляя стул. – Вчера напугал я тебя, вижу. Извини, сын! Были причины. Вот сейчас хочу тебе одну длинную-предлинную историю рассказать. Все сам поймешь! Ты, парень, у меня неглупый... Сам уже лиха немало хватанул. Слушай!

 

И он поведал мальчишке историю своей, так долго скрываемой, двойной жизни. Рассказал все, ничего не утаив. Долго рассказывал. Начал уральским детдомом и закончил вчерашней встречей с хозяйкой обувного магазина. Показал военные фотографии своей приемной материи и все свои прежние документы.

 

Николка изумленно таращился на него, и все же чуток мучился вчерашними сомнениями.

 

– А я подумал, что ты, дядь Вань, с ума спятил. Всю ночь не спал от расстройства. Вот это да! Ух, история! А ты, оказывается, навроде шпиона жил. С двойной фамилией.

 

– Спятишь тут. Немудрено. Жизнь, видишь, как брыкается. Будто на коне диком мы с тобой сидим.

 

– А вдруг не выгорит дело? Тогда один уедешь в Германию? – тревожно спросил мальчишка.

 

– Отбрось сомнения... Все у нас должно получиться. Объездим мустанга. Не сбросит он нас на землю. Не на тех напали! – уверенно заключил Шишкин, – Сегодня воскресенье – давай на озеро съездим. Порыбачим, уху сварим... Ты поныряешь. Я водочки на бережку выпью. Впереди много дел. Кто знает, когда нам еще такая благодать выпадет!

 

 

 


Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!