HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Сергей Степанов

Ловля камчатского лосося без удочки

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Карина Романова, 7.04.2010
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

Пацаны с Рабочей улицы Мишка, Колька, Валерка, Стёпка и Генка ходили ловить рыбу на речку через Мартыновский лес. Всех мальчишек звали своими именами, кроме Стёпки, настоящее имя у которого было Иван. Как-то так получилось, что при первом уличном знакомстве после прибытия на Камчатку, в Елизово, Ваня Степнов подошёл к группе местных мальчишек, сидевших на лавочке и грызущих кедровые орехи, и представился:

– Степнов!

Стёпка, что ли? – переспросил с виду самый старший пацан в рваной кепке блином.

– Нет! Меня зовут Иваном, Степнов – моя фамилия.

– Откуда приехал? – сплюнул кожуру ореха на землю главный пацан.

– Из Хабаровска.

– А я – псковской. Будем звать тебя Стёпка. Ты на дядю Стёпу больше похож, чем на Ивана-дурака! – развеселился своей удачной шутке пацан.

Так Иван был перекрещён в Стёпку.

Своему названию Мартыновский лес был обязан семье Мартыновых, поставивших свой рубленый деревянный дом в конце улицы возле леса. Через лес была проложена тропа, виляющая между невысоких кривых берез вдоль покрытых растительностью сопок до самой реки. На своём пути тропа перебегала через топкий ручей, поросший высокой, с человеческий рост травой и огромными ирисами с ядовито-фиолетовыми цветами.

Эта тропа была тропой войны, часто разыгрываемой пацанами в игре, называемой ими «трах-трах». Мальчишки с Рабочей и соседних улиц собирались летом возле леса и, разделившись поровну, разбегались в разные стороны занимать боевые позиции. После сигнала о начале боя, поданном громким голосом одного из участников игры, отряды бойцов начинали сходиться по всем правилам военных действий. Мальчишки ползли, залегали в засаде среди кустов в высокой траве, делали короткие перебежки и кричали: «Трах-трах! Ты убит!», если первыми усматривали своего противника. По поводу поражения противника часто вспыхивали споры о том, кто первым крикнул «трах-трах!». Споры были горячими, с обидами и выходом из игры, но дело до драки никогда не доходило. При всей своей внешней воинственности мальчишки были миролюбивы и добры. Врождённая агрессия поглощалась пышной камчатской природой с её гигантскими травами, кривыми каменными берёзами и ползучими зарослями кедрача. Между деревьев разрастались плотные заросли шеломаника, зонтичного растения с толстыми полыми стеблями, используемыми мальчишками для стрельбы плодами лесных кустарников, как это делают аборигены в далёкой Африке, охотясь на зверя и выслеживая врага с духовыми ружьями, заряженными ядовитыми стрелами.

Сквозь заросли шеломаника, как сквозь заросли бамбука, можно было пробиться только с мачете, кося стебли направо и налево. В качестве мачете мальчишкам служили штык-кинжалы от коротких трофейных японских винтовок, хранящихся на территории складов соседней воинской части, называемых ПАСом – полевыми артиллерийскими складами. Колючая проволока, огораживающая старые полусгнившие деревянные склады, подходила к самой реке, и по обрыву можно было незаметно для часового, обычно дремавшего на караульной вышке, подползти к ограждению и пролезть через разрыв в проволоке на территорию складов. Японские винтовки, штыки к ним, пистолеты, гранаты, всё разряженное и разукомплектованное, было сброшено в ямы возле ограждения и слегка присыпано землёй. Раскопать этот клад было не трудно, так что пацаны были вооружены для своих игр настоящим оружием, правда, не способным стрелять и взрываться. Штык-кинжалы использовались исключительно в битвах против шеломаника, кустарника и высоких трав.

Время от времени бойцы натыкались на любовные парочки, ищущие в лесу уединения. В этом случае игра в «трах-трах» прекращалась, и ничего не подозревающие любовники попадали в окружение.

Вот и сегодня Мишка медленно ползёт к любовникам и машет рукой Кольке: «Заходи справа!». Большие Стёпкины уши алеют в траве почти рядом с окружённым противником. Генка и Валерка по неосторожности залезли в муравейник и яростно отбиваются от жалящих их муравьёв, не смея выдать себя врагу ни одним звуком. Со всех сторон подтягиваются отставшие тылы. Артиллерийский налёт начинается в тот момент, когда влюблённая парочка начинает обниматься и целоваться, сидя на земле. Звучит команда: «Огонь!». Бойцы вскакивают и разом швыряют в противника комья земли, старые кедровые шишки, трухлявые гнилушки от старых пней и всякую другую дребедень, не опасную для жизни и здоровья. Потом герои разворачиваются и несутся прочь, что есть сил, через колючие кустарники, острые травы и болотистый ручей пока хватает дыхания. Вслед доносится яростный крик врага, ещё не понявшего своего полного поражения.

Рассевшись на лесной поляне, пацаны обсуждают происшествие.

– Мужик, похоже, только из тюряги вышел, – сообщает Мишка. – Всё о зоне говорил своей девахе и наколками на руке хвастал.

– Нет! Это он бицепсы свои показывал, – возразил Колька. – Хвастал, что может уложить любого с одного удара.

– Чёрта с два он смог бы уложить моего дядю Мишу! – решил прихвастнуть Стёпка. – Он подкову спокойно разгибает.

– Ври больше! Подкову! – встрял в разговор Генка. – Я видел, как он боролся по пьяне с Толстовым, который работает вышибалой в ресторане «Север». Так тот его быстро положил на две лопатки.

– Наверное, сильно напился, поэтому и поддался, – объяснил поражение своего героя Стёпка.

Валерка, залезший на тонкую берёзу и собравшийся спуститься на её гибкой вершине на землю, крикнул:

– Берегись, братва! Десант пошёл! – и плавно спустился вниз.

Десантирование на берёзах было постоянной забавой мальчишек. Каменная берёза имела плотную и упругую древесину и не ломалась даже, если её согнуть в дугу. Каждый десантник старался забраться как можно на более высокую берёзу, чтобы после приземления хвастануть:

– Моя была самая высокая! Прыжок затяжной!

И вся команда с уважением смотрела на отличника военной подготовки. Иногда выбор берёзы был неудачен, и десантник зависал на слегка прогнувшейся вышке для прыжков высоко над землёй. Разжав руки, уставшие цепляться за верхушку дерева, и зажмурив глаза, неудачник падал камнем вниз. Иногда падение заканчивалось вывихом или ушибом, что считалось почётным ранением, полученным в неравном бою.

Стояли редко выпадающие жаркие и душные дни камчатского лета. Погода обычно не баловала местных жителей солнечными ясными днями и занудно поливала сопки и притулившийся к ним посёлок моросящими дождями, придающими силу бесчисленной мошкаре. Под летними дождями разнотравье цвело во всю свою силу, наполняя воздух густым одуряющим запахом.

Стёпка лежал на земле и смотрел вверх в бездонное голубое небо. От земли поднимались извилистые потоки воздуха, насыщенного густыми испарениями растительности. Потоки переплетались, расплетались, сливались и постепенно растворялись в прозрачном воздушном пространстве. Над лицом Стёпки склонила свой удушливо-пахучий жёлто-оранжевый лилейный цветок лилия, по-местному – саранка. Лепестки цветка были забрызганы тёмно-коричневыми точками, как лицо Стёпки веснушками. Местная ребятня выкапывала из земли корни саранки и поедала белые сочные корневые клубеньки. Считалось, что в клубеньках содержатся ценные питательные вещества, полезные для здоровья.

Рядом с саранкой расправила пучок широких тёмно-зеленых листьев черемша, лесной дикий чеснок. Сбор черемши ещё не наступил, но вскоре пацаны возьмут старые мешки и рюкзаки, у кого что есть, и пойдут в сопки набивать их черемшой для соления на зиму. Лучших витаминных растений найти в лесу было невозможно.

Нельзя не сказать и о сборе папоротника орляка, пышными зарослями окаймляющего поляну. Его собирают весной, когда папоротник еще не расправил свои головки, только-только пробившиеся сквозь прошлогодний лиственный опад. Потом молодые стебли папоротника солят в бочке и зимой, отмочив в холодной колодезной воде, жарят. Вкус у засолки грибной. Местный заготкооператив скупает папоротник для продажи в Японию, где его считают способным выводить радиоактивные вещества из человеческого организма.

Травы и папоротник на Камчатке отличались гигантизмом. Они были с человеческий рост и выше. В них можно было заблудиться. Учёные объясняли гигантизм местных растений особыми условиями: высоким плодородием вулканических почв, особым газовым составом воздушной среды, влажным и умеренным морским климатом.

Всё это пышное великолепие природы навалилось на Стёпку душной дремотой. Он приподнялся из травы, сел, замотал головой и стал размахивать руками, отгоняя от себя многочисленных жучков, бабочек и стрекоз, вьющихся над ним.

– Айда на скалы! – предложил он друзьям.

Скалы были любимым местом обзора окрестностей для местных мальчишек. Каменные обнажения выступали из почвы почти на вершине Пасовской сопки и были своеобразным финишем в соревнованиях по подъёму в гору. Со скал открывалась панорама долины, раскинувшейся между Срединным хребтом и цепью вулканов с нетающими снегами на вершинах, дымящимися кратерами и фумаролами. Прямо перед глазами высился Авачинский вулкан с кратером, срезанным извержением, из которого постоянно поднималась струя сернистого газа. Рядом чуть повыше стоял Корякский вулкан с крутыми каменными склонами и дымками газовых фумарол у подножья, обозначенных фонтанчиками то здесь, то там. Утром в безоблачное время из-за вершин вулканов поднималось огромное красное Солнце. Тень от гор, лежащая в долине, постепенно убегала к подножью вулканов, поднималась по их западным склонам и таяла на вершинах. Ночью за вулканами пряталась огромная, похожая на ледяной шар Луна. Ночью Луна выныривала на поверхность неба и плыла среди огромных алмазных звёзд, рассыпанных по иссиня-черному космосу. Иногда среди звёзд, пролетала желтоватая звёздочка, то ли навигаторский огонёк самолёта, направляющегося на далёкий материк, то ли спутник, накручивающий орбиты вокруг Земли. По ночам воздух над долиной содрогался от грохота двигателей серебристых истребителей-перехватчиков, взлетающих с соседнего военного аэродрома на боевое дежурство в бескрайнее небо. Рядом за вулканами и водами Тихого океана, сине-зелёными в ясный день и свинцово-серыми в пасмурный, лежала Северная Америка с её империалистическими Соединёнными Штатами, главным вероятным противником в возможной третьей мировой войне.

Широкую межгорную равнину пересекала бурная и своенравная река Авача, несущая с горных вершин свои хрустальные, ледяные независимо от сезона, воды в одноимённую бухту в километрах тридцати от поселка Елизово, где проживали мальчишки. В бурных потоках ледяной воды, тихих заводях, мелких протоках, под завалами стволов деревьев, вырванных с корнем бешеными весенними водами и прибитых к берегу, жил лосось.

Семейство лососевых было удивительно богатым по разнообразию. Среди местных рыб, не покидавших реку ради жирного океанского планктона, преобладал голец. Гольцом его назвали за отсутствие рыбьей чешуи на теле. Голец был самым юрким и наглым существом в речной стихии. Он шустро заглатывал икринки больших океанских лососей, вернувшихся на нерест в реку после откорма в океане. Этим и жил. Халявная жизнь сделала его жадным и глупым. Голец стаями бросался на обыкновенную красную тряпочку, привязанную к леске над крючком, и попадал в беду. Рыболовный крючок цеплял его за что попало: за голову, туловище или хвост. Мальчишки привязывали к леске крючки в виде якоря, «якорьки», и вытаскивали из воды сразу по несколько гольцов. Большие гольцы назывались «тысячники», так как крупный голец встречался один на тысячу мелких. Хотя справедливости ради надо сказать, что никто не вёл такого подсчёта.

С начала лета в камчатские реки и речушки возвращался для размножения лосось, когда-то вылупившийся из не сожранной гольцом икринки и нагулявший тело в океане.

Рассекал своим огромным горбом, самец горбуши, «горбыль», похожий на огромную сковороду. Этот верблюд камчатских рек, с большим запасом рыбьего жира в горбу, вел за собой вверх по реке небольших самочек, защищая их от нападения наглых гольцов острыми зубами, торчащими из пасти с крючкообразным огромным носом. Не подставляй и рыбак ему палец – прокусит!

Медленно и солидно, расталкивая своих сородичей тяжёлой тушей размером более метра, двигалась к истокам реки чавыча. Прозрачная вода, как линза, увеличивала размеры и так огромных тёмно-бордовых рыбин до ужасающих.

Стройными рядами, сверкая серебристой чешуёй, шёл кижуч, царь местных вод. Тёмные спины рыбин отливали синевой. К осени чешуя кижуча меняла окраску и сверкала на солнце бликами золотых куполов, которых в ближайшей округе не было. Богоборческая власть разместила в поселковой деревянной церкви кинотеатр, «рай-сарай», как прозвали его жители, приходящие посмотреть на весёлую и сытую жизнь жителей на материке, вдали от их забытого богом края.

Вода в реке кипела и от всяких других лососевых рыб: кеты с буроватой чешуёй, пятнистой мякижи и кумжи, горного гольца с тёмной пятнистой спиной, светло-серебристой нерки. Для местного населения лосось был предметом невольного поклонения и неосознанной веры в райскую жизнь на земле.

Даже в лихие годы войны на Камчатке не было голода. Жителям не хватало хлеба, но красная рыба и икра были в изобилии. С тоской по хлебу люди пекли лепёшки из картофельного крахмала, смешанного с давленой лососевой икрой.

 

 

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!