HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Николай Толмачев

Поздний дождь

Обсудить

Эссе

 

(из опыта самопознания)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.08.2008
Оглавление

32. Часть 32
33. Часть 33
34. Часть 34

Часть 33


 

 

 

Божественное предопределение часто отрицают на том основании, что в мире существует множество несправедливостей. Недоразумение происходит от того, что мы в своей гордыне низводим Бога до собственного уровня и не хотим допустить существования недоступной нам логики, логики Божественного промысла. Мы можем пытаться понять непонятное, но должны всегда помнить о своей ограниченности.

Как-то в разговоре один верующий засомневался: при разрушении Иерусалима пострадало и погибло много людей, в том числе и христиан. В чем их-то вина? Но тут же сам себе и ответил: для христианина страдания и смерть – не трагедия, наоборот, это единственный путь, которым он может войти в Царство Небесное.

Разве можем мы, твари, призывать к ответу Творца за Его действия? Удручающий пример маловерия и даже кощунства показал всему миру папа Бенедикт XVI, при посещении мемориала в Освенциме вопросивший: «Господи, как Ты мог допустить такое?»

В сознании христианина понятия справедливости–несправедливости должны отсутствовать, поскольку высшая справедливость в руке Бога и нашему пониманию недоступна. А всякие помыслы о достижении справедливости на земле – не от Бога; им неизменно сопутствуют зависть, озлобленность, насилие. Да и как я могу говорить о какой-то несправедливости ко мне, если знаю, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28).

«Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы нам лучше не терпеть лишения?» (1Кор.6:7).

«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1Петр.2:19-20).

В мире нет и не происходит ничего такого, о чем допустимо сказать: это не имеет права на существование. Все существующее потому и существует, что имеет на это право.

Пугающие, сбивающие с толку, несущие страдания, колеблющие слабых в вере (и укрепляющие сильных) явления земной жизни: убийства и самоубийства, смерть детей, войны, стихийные бедствия и эпидемии, извращенные страсти – случаются, помимо прочего, еще и потому, чтоб сохранялись понятия об идеале и стремление к совершенствованию.

Есть непростой смысл в часто цитируемых словах из гетевского «Фауста»: «Я часть той силы, что, вечно желая зла, творит добро».

Какими бы жестокими, несправедливыми ни казались нам страдания, конечная их цель – наше благо. Иначе зачем бы Бог допустил их в мир.

Даже зрелище страданий невинных детей, терзая мою душу, не заставит меня усомниться в Божьей любви, потому что я знаю, «что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18).

Я думаю, что страдания, как и вообще зло (власть дьявола), – такая же принадлежность временного земного мира, как жизнь и смерть, пространство и время, свет и тьма, звук и всякая другая «тварь». Имея в себе «начаток» вечного Духа, мы можем возвыситься над «тварью», осознать ее преходящий характер.

«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Матф.18:7).

Нетрудно увидеть, что речь идет не только о каких-то конкретных людях и их пороках. А подразумевается, что и само существование в этом мире пороков, всяких неустройств, бед, зла неизбежно. Христос сказал: «Не противься злому» (Матф.5:39). Греховно противиться тому, что допущено в мир по великому Божьему плану. Но что же? Опустить руки? Нет. В нашей воле, чтобы соблазн пришел не через нас. И это будет большим достижением.

Признавая необходимость зла в земном мире (а тем как бы оправдывая его), мы ставим себя перед соблазном уравнивания в правах зла с добром, дьявола с Богом. Еще в первые века после Р.Х. Церковь столкнулась с таким духовным дуализмом в обличьи манихейской ереси, Церковью решительно осужденной. Склонность к преувеличению роли зла коренится в нашей земной природе. Поэтому отзвуки манихейства слышны в наших оценках зла и сегодня. Слышны они и в упомянутом высказывании папы Бенедикта XVI, и в попытках оправдать сопротивление злу насилием. Ну а для безбожного ума, над которым властвует плоть, зло должно выглядеть ужасной, всепроникающей силой. Потому-то больше всего возмущаются существованием зла и самые беззащитные перед ним люди, далекие от Бога.

Наше восприятие зла субъективно и изменчиво. Все знают, что «время лечит». О том, что в молодости было для нас злом и трагедией, в зрелые годы мы вспоминаем спокойно, даже благодушно, а иногда с иронией. Воспоминания о страданиях военных лет для многих фронтовиков служат оправданием всей их последующей благополучной жизни. А прошедшие трагедии мировой истории, оставшиеся на страницах учебников, никому уже не могут принести горя, а даже напротив – знания о них представляются нам благом, они дают нашей душе что-то нужное ей. Пережитое зло превращается в свою протвоположность.

И наконец скажу так: в масштабах вечности зла нет совсем. Зло иллюзорно, как все, существующее во времени.

 

 

 


Оглавление

32. Часть 32
33. Часть 33
34. Часть 34
518 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 18:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!