HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2023 г.

Николай Толмачев

Поздний дождь

Обсудить

Эссе

 

(из опыта самопознания)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.08.2008
Оглавление

32. Часть 32
33. Часть 33
34. Часть 34

Часть 33


 

 

 

Божественное предопределение часто отрицают на том основании, что в мире существует множество несправедливостей. Недоразумение происходит от того, что мы в своей гордыне низводим Бога до собственного уровня и не хотим допустить существования недоступной нам логики, логики Божественного промысла. Мы можем пытаться понять непонятное, но должны всегда помнить о своей ограниченности.

Как-то в разговоре один верующий засомневался: при разрушении Иерусалима пострадало и погибло много людей, в том числе и христиан. В чем их-то вина? Но тут же сам себе и ответил: для христианина страдания и смерть – не трагедия, наоборот, это единственный путь, которым он может войти в Царство Небесное.

Разве можем мы, твари, призывать к ответу Творца за Его действия? Удручающий пример маловерия и даже кощунства показал всему миру папа Бенедикт XVI, при посещении мемориала в Освенциме вопросивший: «Господи, как Ты мог допустить такое?»

В сознании христианина понятия справедливости–несправедливости должны отсутствовать, поскольку высшая справедливость в руке Бога и нашему пониманию недоступна. А всякие помыслы о достижении справедливости на земле – не от Бога; им неизменно сопутствуют зависть, озлобленность, насилие. Да и как я могу говорить о какой-то несправедливости ко мне, если знаю, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28).

«Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы нам лучше не терпеть лишения?» (1Кор.6:7).

«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1Петр.2:19-20).

В мире нет и не происходит ничего такого, о чем допустимо сказать: это не имеет права на существование. Все существующее потому и существует, что имеет на это право.

Пугающие, сбивающие с толку, несущие страдания, колеблющие слабых в вере (и укрепляющие сильных) явления земной жизни: убийства и самоубийства, смерть детей, войны, стихийные бедствия и эпидемии, извращенные страсти – случаются, помимо прочего, еще и потому, чтоб сохранялись понятия об идеале и стремление к совершенствованию.

Есть непростой смысл в часто цитируемых словах из гетевского «Фауста»: «Я часть той силы, что, вечно желая зла, творит добро».

Какими бы жестокими, несправедливыми ни казались нам страдания, конечная их цель – наше благо. Иначе зачем бы Бог допустил их в мир.

Даже зрелище страданий невинных детей, терзая мою душу, не заставит меня усомниться в Божьей любви, потому что я знаю, «что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18).

Я думаю, что страдания, как и вообще зло (власть дьявола), – такая же принадлежность временного земного мира, как жизнь и смерть, пространство и время, свет и тьма, звук и всякая другая «тварь». Имея в себе «начаток» вечного Духа, мы можем возвыситься над «тварью», осознать ее преходящий характер.

«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Матф.18:7).

Нетрудно увидеть, что речь идет не только о каких-то конкретных людях и их пороках. А подразумевается, что и само существование в этом мире пороков, всяких неустройств, бед, зла неизбежно. Христос сказал: «Не противься злому» (Матф.5:39). Греховно противиться тому, что допущено в мир по великому Божьему плану. Но что же? Опустить руки? Нет. В нашей воле, чтобы соблазн пришел не через нас. И это будет большим достижением.

Признавая необходимость зла в земном мире (а тем как бы оправдывая его), мы ставим себя перед соблазном уравнивания в правах зла с добром, дьявола с Богом. Еще в первые века после Р.Х. Церковь столкнулась с таким духовным дуализмом в обличьи манихейской ереси, Церковью решительно осужденной. Склонность к преувеличению роли зла коренится в нашей земной природе. Поэтому отзвуки манихейства слышны в наших оценках зла и сегодня. Слышны они и в упомянутом высказывании папы Бенедикта XVI, и в попытках оправдать сопротивление злу насилием. Ну а для безбожного ума, над которым властвует плоть, зло должно выглядеть ужасной, всепроникающей силой. Потому-то больше всего возмущаются существованием зла и самые беззащитные перед ним люди, далекие от Бога.

Наше восприятие зла субъективно и изменчиво. Все знают, что «время лечит». О том, что в молодости было для нас злом и трагедией, в зрелые годы мы вспоминаем спокойно, даже благодушно, а иногда с иронией. Воспоминания о страданиях военных лет для многих фронтовиков служат оправданием всей их последующей благополучной жизни. А прошедшие трагедии мировой истории, оставшиеся на страницах учебников, никому уже не могут принести горя, а даже напротив – знания о них представляются нам благом, они дают нашей душе что-то нужное ей. Пережитое зло превращается в свою протвоположность.

И наконец скажу так: в масштабах вечности зла нет совсем. Зло иллюзорно, как все, существующее во времени.

 

 

 


Оглавление

32. Часть 32
33. Часть 33
34. Часть 34
87 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.12 на 13.01.2025, 19:12 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

27.12.2024
Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо.
Геннадий Литвинцев

17.12.2024
Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен!
Юрий Генч

03.12.2024
Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа.
Евгений Разумов



Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!