Николай Толмачев
Эссе(из опыта самопознания)
Оглавление 31. Часть 31 32. Часть 32 33. Часть 33 Часть 32
Как правильно по-христиански относиться к имущественному, социальному неравенству? И в Ветхом, и в Новом Заветах само собой разумеющимся, Богом установленным признается общественный порядок, при котором существуют одновременно и богатые, и бедные, и нищие, цари и подданные, хозяева и слуги. Даже рабовладение не осуждается в принципе. В Ветхом Завете материальное изобилие вообще служит одним из главных признаков Божьего благоволения. Для «детства» человечества такие отношения с Богом понятны. Было бы странно, если бы Христос, отвергая весь земной мир («Царство Мое не от мира сего» (Иоан.18:36)), придавал какое-то значение порядкам в этом мире, способам распределения его богатств. Значение имеет готовность человека принять Царство Божие, что напрямую зависит от привязанности к ценностям земного мира. Поэтому и отношение к богатствам простое. «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Матф.19:23-24). Один защитник богатых так выкручивался: вот видишь, Иисус не говорит, что богатому невозможно войти в Царство Небесное, Он говорит – трудно, а это значит, что все-таки возможно. Возможно, – согласился я, – если он выполнит условие Христа: «…продай имение твое и раздай нищим» (Матф.19:21). Говорят еще, что важно не богатство, а «отношение» к богатству. И тут не спорю: если человек не хочет быть богатым, он и не будет им. Обратим внимание: в притче о богаче и нищем Лазаре (Лука.16:19-31) ни словом не упоминается об их праведности или неправедности. Говорится только, что богач «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно», а Лазарь «лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы приходя лизали струпья его». В ответ на мольбы богача об облегчении посмертных мук «Авраам сказал: чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Какие здесь нужны комментарии? В Библии нет ничего случайного. Очевидно, страдальческая жизнь на этой земле сама по себе позволяет надеяться на «утешение» в ином мире. И наоборот. Убеждают меня в этом и такие слова Иисуса: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь… Напротив горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение»(Лука.6:21,24). Знаю такое ханжеское возражение: дескать, богача погубило не богатство, а неверие. Конечно, если б богач «слушал» «Моисея и пророков», то не «пиршествовал блистательно» рядом с больным и голодным Лазарем. И притчи бы тогда не было. Во все времена нас держит в рабстве не богатство, а сребролюбие и сластолюбие, голос плоти, заглушающий голос Христа: «…продай имение твое и раздай нищим» (Матф.19:21). В общем, мы должны спокойно принимать существующее состояние мира – с богатыми, бедными, нищими («…нищих всегда имеете с собою» (Матф.26:11)), управляющими и исполняющими, зная, что человеческими усилиями, на земле, оно изменено быть не может. Лишь смуты, взаимная вражда, зависть, ненависть… В любом положении мы должны думать прежде всего о душе. Н.Бердяев пишет: «Христианин должен по-христиански решать социальный вопрос». А я говорю: христиане вовсе не должны касаться социальных вопросов, не их это компетенция. Разве хоть словом обмолвился Христос о «социальных вопросах»?
Оглавление 31. Часть 31 32. Часть 32 33. Часть 33 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|