Николай Толмачев
Эссе(из опыта самопознания)
Оглавление 60. Часть 60 61. Часть 61 62. Часть 62 Часть 61
Читая ученые сочинения о Богочеловечестве, о Софии-Премудрости (в Библии, кстати, я таких понятий не нашел), о соборности, о сущности Троицы, Евхаристии и т.д., задаешься вопросом: зачем и для кого это пишется? Можно ответить так: чтобы помочь себе и людям в Богопознании. Сам хочу того же. Но как могут все эти сочинения помочь, к примеру, малообразованной деревенской старушке, понятны ли они ей, нужны, интересны? Путь к Богу должен быть открыт, доступен и понятен всем. Только такой путь может быть правильным. Почему мы прибегаем к рациональным объяснениям иррационального? Ведь не нуждались в таких объяснениях наши предки. И сейчас большинство верующих в них не нуждаются. Для них достаточно свидетельства. А бесконечные мудрствования нужны тому, кто «горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких» (1Тим.6:4-5). Не мешало бы набраться мужества и признать, что так или иначе эти слова касаются всех нас, поспешающих за современной «мудростью». Я долго не понимал и не принимал предостережений священников от неумеренного изучения Библии. В руках противников Церкви простое и удобное, на первый взгляд неотразимое оружие: дескать, скрывают подлинное учение от простых людей, чтоб легче было их обманывать, держать в повиновении. А иначе зачем? Когда-то в юности, будучи далеким от Бога, я читал Библию, как и многие другие книги, из «природной» потребности в приобретении знаний, из любознательности, – конечно, отдавая себе отчет в ее важности. Чтение давалось мне с трудом, как и всем неверующим. Я был подобен человеку, приступающему к изучению, скажем, физики, и при этом не верящему не только в истинность ее законов, но и в существование людей, их открывших. На каждом шагу я натыкался на нелепости, противоречия, наивные сказки и предрассудки, «благоглупости». И все же я «ознакомился» с Ветхим и Новым Заветами, с историей и учением Христа основательнее, чем многие верующие. До сих пор со стыдом вспоминаю, как своими «каверзными» вопросами я «ставил в затруднительное положение» пожилого пресвитера-пятидесятника, за веру немало лет отсидевшего в тюрьмах. Но все мои знания Библии ни на шаг не приблизили меня к Богу. Еще многие годы мир веры, при внешнем с ним знакомстве, был чужим для меня. Должны были произойти разные события, встречи, размышления, чтоб я оказался в том состоянии, в каком нахожусь сейчас. А что знания? Их могло быть и меньше. Может быть, даже лучше, если б их было меньше. А вот сейчас я открываю Библию, читаю – и возникает ощущение, что смысл всего, там написанного, я знал всегда, от рождения. Образно выражаясь, я как бы узнаю химический состав воды, которую пью ежедневно. Но чтобы не умереть от жажды, разве обязательно знать состав воды, которая тебя спасает? И разве спасет человека знание состава воды при ее отсутствии? Вступив в близкие, родственные отношения с Богом, я уже не могу не любить Его и Его творение, меня этому специально учить не нужно; соответственно, не нужно указывать на то, чему следует учиться: смирению, послушанию, миролюбию, бескорыстию, самоограничению… – что само собою вытекает из любви к Богу и людям. Так в хорошей семье не нужно учить ребенка любить родителей, братьев и сестер (чему в общем-то и научить невозможно), а чему учить, всем понятно и без посторонних наставлений. В какой-то миг самообольщения у меня даже мелькнула дерзкая мысль, что, впустив в сердце Христа, предоставив свободу действия Святому Духу, я мог бы и не читать Библию («Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоан.16:13)). Но я хочу читать Библию и знаю, что не могу не хотеть этого. Однако ищу и нахожу в Библии не новые истины, а оформление, совершенствование, развитие того, что во мне уже есть. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16). Мне не помешает знание состава воды, которую я пью, наоборот, поможет не выпить по ошибке воды нечистой, зараженной, отравленной. (А пьют же такую ядовитую воду многие, называющие себя христианами и идущие к экстрасенсам, гадалкам, колдунам, астрологам.) В то же время буквоедское изучение Библии без путеводного огня Святого Духа, поиски учения, а не Бога, учения без веры порождает бесчисленные уродливые ереси, заводит «неутвержденные души» в такие глухие дебри, откуда уже и выйти бывает невозможно, где не остается места для Святого Духа (самый показательный пример – учение иеговистов, вышедшее из кружка «исследователей» Библии). Если человек хочет понять Библию, он должен не «изучать» ее, а идти в Церковь. Потом появится потребность в чтении Библии, а если надо, то и в изучении; но это будет совсем другое изучение. Даже и верующего, но недостаточно утвержденного в вере человека, излишние мудрствования могут поколебать, сбить с пути. Поучительна известная притча о сороконожке, которую спросили, какой из ног она делает первый шаг. Сороконожка задумалась – и разучилась ходить. Выходит, что не так уж и не права традиционная Церковь в своих предостережениях.
Оглавление 60. Часть 60 61. Часть 61 62. Часть 62 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|