Николай Толмачев
Эссе(из опыта самопознания)
Оглавление 66. Часть 66 67. Часть 67 68. Часть 68 Часть 67
А вот образец набравшейся от Запада нашей доморощенной женской «мудрости» – Светлана Семенова. «Всю ночь читал я Твой завет…». «Новый мир», 1989, №11. «… у Христа рядом с обещаниями всеобщего спасения возникает угроза вечных мук для нераскаявшихся грешников в «печи огненной», где «плач и скрежет зубов». Такое очевидное противоречие останавливает и разрывает человеческое сердце, как всякая безысходная земная трагедия. Эта реакция ставит, впрочем, под сомнение само противоречие, обличая его земную, мстительную природу, особенно когда оно воспринимается в методичной раскладке Откровения Иоанна Богослова: праведники, «овны», обретают бесконечную радость жизни вечной, обоженной, а большинство, навсегда проклятые, сбрасываются как скверные «козлы» в «озеро огненное, горящее серою». Однако так буквально понимаемое разрешение конечных судеб не есть ли казнь для всех: и не только для грешников, но и для праведников – настолько ли уж сладко им, самым чистым и совестливым, быть свидетелями мук своих ближних, да и просто других людей? И возможен ли садизм в Царствии Небесном, может ли оно держаться таким страшным напряжением полюсов? Да будет позволено предположить, что слова самого Христа дают основание полагать другое: грозя истреблением «соломе», «плевелам» человеческим, они имеют в виду не людей, которым Христос открывает возможность стать причастниками нового божественного порядка бытия («…и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лука.6:35)). Погибели, полному уничтожению подлежат природные, греховные качества людей. Подобная операция просеивания или выжигания разной интенсивности не может не предстоять всем. «Ибо всякий огнем осолится…» (Марк.9:49). «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Ефес.5:5). Действительно, носители этих качеств совершенно там немыслимы. Конкретный человек и не может быть воплощением одной отрицательной черты. Ведь даже к подвижникам такие соблазны подкрадывались и одерживали временную победу. В качествах можно раскаяться, от них можно освободиться, для этого не надо всего человека губить. «Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Матф.15:13). Как это понимать? Ведь тут же сказано, что и добрые и злые – Его твари и над ними равно всходит природное солнце, как и взойдет солнце преображения и спасения. Следовательно, искоренению подлежат те черты, что не от Бога, не от Его собственной сущности, не от Высшего Идеала, в который должны облачиться Его твари». Весьма привлекательная, утешительная точка зрения. Образец изворотливости ограниченного земного ума. Дальше идут рассуждения по теме «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12). Но к чему любые усилия, борьба со страстями и пороками, если всемилостивый Господь всех нас от них освободит, очистит и примет в Свое Царство. Позиция похлеще, чем нигилистическое: Бога нет – все позволено. Здесь так: Бог есть, но все равно все позволено, потому что Он все исправит и простит. Домудрствовались. Так думать могут люди, не понимающие, что значит «родиться свыше», по существу – неверующие. Или верующие, как «веруют и бесы», которые «трепещут». Качества не существуют отдельно от личности, они характеризуют личность. «Блудник, нечистый, или любостяжатель» – это не качества, это личности, в которых от «Высшего Идеала» не может быть ничего, потому что тот, в ком есть хоть искра от «Высшего Идеала», вера в Бога хотя бы «с горчичное зерно», человек, «рожденный свыше», – не будет ни «блудником», ни «нечистым», ни «любостяжателем». А что до соблазнов, которые «подкрадывались» к подвижникам и «одерживали временную победу» – так ведь они не делали подвижников «блудниками, нечистыми, любостяжателями». Наоборот, вызывая муки раскаяния, не давали самообольщаться, укрепляли в вере и благочестии. Настоящий «блудник, нечистый, любостяжатель» – это не тот, кто, поддавшись временной слабости, изменил жене, напился пьяным, украл, а потом искренне раскаялся; а тот, кто такое поведение считает нормой жизни (сам при этом может вести жизнь на вид вполне добропорядочную). Мир, в том числе и «христианский», переполнен такими «блудниками» и «любостяжателями». «Выжигание» греховных качеств человека, личность которого и состоит из таких качеств – что как не ад, «геенна огненная» для «всего человека»? Что от такого человека останется для Царства Небесного? У нас есть основания как угодно иносказательно понимать и «огонь вечный», и «геенну огненную», и «озеро огненное»… Но Бог поругаем не бывает; не допускает разных толкований рассыпанное по всему Писанию обещание каждому воздать по «делам» и «помышлениям». Свою судьбу мы выбираем сами, и нечего Бога винить. Да и вообще, истинно верующий меньше всего думает о посмертных муках. Он озабочен, как бы угодить Богу.
Оглавление 66. Часть 66 67. Часть 67 68. Часть 68 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|