HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Николай Толмачев

Поздний дождь

Обсудить

Эссе

 

(из опыта самопознания)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.08.2008
Оглавление

67. Часть 67
68. Часть 68
69. Часть 69

Часть 68


 

 

 

Ограниченному земными представлениями, сомневающемуся, «поврежденному» уму трудно (а обычно и невозможно) примириться с существованием ада как места вечных мучений. Традиционные церкви, верующие «по-детски» (какой и должна быть подлинная вера), принимают ад без сомнений и логических объяснений, оправданий. Но земной ум, даже и верующий в Бога, но не доверяющий Ему, требует таких оправданий. Как-то не совмещаются в нашем сознании (и в нашей совести) полнота Божьей любви и милосердия с вечными муками нераскаявшихся грешников.

Философы и богословы веками ломают головы над разрешением этого противоречия. Для меня, знающего о вечности всего существующего, каждого мгновения бытия, такого противоречия нет.

Как говорится об аде в Евангелии? Грешники «извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»(Матф.8:12), «ввержены в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает»(Марк.9:45-46); их «участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая»(Откр.21:8).

Эти описания ада что-то мне сильно напоминают. Не о мире ли, в котором мы живем, временном и одновременно вечном, в котором царствуют смерть и ад, побеждаемые Христом («Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»(1Кор.15:55)), ведется речь? Что по отношению к Царству Божьему наш мир «тьма внешняя», где «плач и скрежет зубов» – точнее не скажешь. Но и «озеро огненное», и «геенна огненная», «где червь их не умирает, и огонь не угасает» – это образные определения, тоже очень реально изображающие состояние нашего мира.

Еще прозрачнее говорит об этом апостол Петр, напоминая, что Давид «прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян.2:31). В Псалтири: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление»(Пс.15:10). На основании этих слов можно предположить, что в аде возможно и тление! А как иначе, если там «червь их не умирает»? Навечно заброшены в земной временный мир, в ад, во «тьму внешнюю» души, порабощенные этим миром, не имеющие связей, точек соприкосновения с Христом, с Царством Небесным (поэтому нельзя говорить о «несправедливости» пребывания в аду тех, кто не знал Христа не по собственной вине). Это не обязательно мир в знакомом нам состоянии, возможно и «озеро огненное» в буквальном смысле. И также: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»(1Кор.2:9).

Но бесконечность, величие Божьей любви и милосердия в том, что НАВЕЧНО сохраняется надежда на спасение ДЛЯ ВСЕХ, потому что вечна и Жертва Христа. Господь желает, чтобы «все пришли к покаянию»(2Петр.3:9). Так неужели желание Бога может не исполниться?

Я ловлю себя на том, что в таком понимании ада приближаюсь к индуистским, буддистским представлениям о «перевоплощении» душ. Ну что ж, это даже хорошо. В своем христианском миропонимании я не могу принять колесо «перевоплощений» и безжизненную нирвану как единственную реальность. Для меня единственная реальность – это живой Христос и жизнь вечная в Царстве Божьем. Но мои соприкосновения с буддизмом не тревожат меня, в них я нахожу признаки единства духовного опыта человечества.

Допускаю, что все вышесказанное не более, чем упражнения моего земного спекулятивного ума, которые могут быть интересны для такого же ума, а для подлинной веры не имеют значения. Думаю, что Библии, как и учению об аде традиционных церквей, они не противоречат.

Не так уж и важно, как мы представляем ад и рай, ангелов и демонов, Бога и дьявола. Для кого-то Бог – это дедушка с бородой, а дьявол и его служители поджаривают грешников на сковородках. Мифологическое восприятие жизни не делает это восприятие неправильным по сути. Наши представления всегда будут обусловлены и ограничены нашей земной природой и субъективными, то есть мифологизированными. Теория относительности – миф не в меньшей степени, чем похождения Зевса или Венеры. Важно, насколько наши представления соответствуют сущности и отношениям действующих в мире сил, и – еще важнее – как они отражаются на состоянии нашей души, наших чувствах, помышлениях и делах, нашем отношении к миру.

Так и представление о вечности всего существующего не имеет никакого практического значения для моей повседневной жизни. Разве что лишний раз подчеркивает мою ответственность перед Богом и удовлетворяет какие-то потребности рефлектирующего ума. Мою веру в Христа это представление не затрагивает.

 

 

 


Оглавление

67. Часть 67
68. Часть 68
69. Часть 69
351 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 18.06.2025, 20:05 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!