HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Флорентин Тригодин

Прометеевы Гари

Обсудить

Роман

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за декабрь 2024:
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2024 года

 

На чтение потребуется 2 часа 45 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 18.12.2024
Оглавление

4. Глава 3. Потерять смысл жизни
5. Глава 4. Что такое сюжет
6. Глава 5. Заводоуправление

Глава 4. Что такое сюжет


 

 

 

Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста... и человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает.

Жан-Поль Сартр.

 

– Что происходит?! – Утюгов обращался уже к потолку и дальше: к крыше, к небу. – Я не могу понять, ощутить, что происходит. Но что-то происходит!..

Он вдруг отказался понимать и принимать, почему всё разложено по истёртым полочкам и сегодня, и уже на завтра, и навсегда. Разве так может быть? Так не выйти ни из какой мыслимой ситуации, если она уже попала на полку. Но люди выходят из ситуаций, значит, что-то происходит ещё, может происходить – невидимое и свободное, как ещё не занятое положение руки, но уже предусмотренное эргономистами... Он так близко, вплотную подошёл к Лине... Нужно выходить из ситуации! И Утюгов неожиданно спросил:

– Лина, а как ты относишься к сюжету?

Лина замерла на некоторое время, потом опять стала вытирать пыль, потом опять остановилась, потом опять ожила:

– Очередная загадка? Или уже галлюцинации?..  Только вот чьи – твои или уже мои? К сюжету! К какому ещё сюжету?!..

Действительно, для полноты жизни и для счастья Лине как раз не хватает отношения к сюжету.

– Вопрос странный, понимаю, – стал оправдываться Утюгов. – Я объясню, почему задал его, но прежде, Лина, пожалуйста, не отказывайся, ответь, что такое, по-твоему, сюжет?

– Ты, Егор, вообще о чём спрашиваешь? О книжках?..

– Да, да, в этом смысле, – поторопил Егор.

– Ой-ёй, – вздохнула Лина по-итальянски. – Чем бы дитя ни тешилось! Но что завтра будет у меня к чаю? Тесто перекисает...

– Лина, а ты больших пирогов напеки. Они вкуснее на таком тесте.

– Ага, сама напеки и сама съешь, да ещё и заплати, – на удивление миролюбиво не согласилась хозяйка чайной. – Торговля – это тебе не завод! – Лина показала на листок у себя за спиной. – Скажу тебе по-твоему же, с вензелями: у меня должно быть... однообразное разнообразие, понятно? И раскупаемость. Завтра будешь есть вот эти пирожки!

– Завтра я не приду. У меня важное совещание у главмеха... Завтра, Лина, у нас последний день простоя и дисбаланса, я буду неотлучно в цехе.

– А сегодня ты собираешься здесь быть весь день? – и Лина показала на столик в углу. – Вон туда топ-топ, а мне надо кое-что успеть...

Утюгов посмотрел на часы:

– Успеем. Лина, ты всё успеешь, но я должен выйти из ситуации. Мы вместе. Нельзя убежать от себя, от жизни. Ты согласна?..  То есть из ситуации... И только в сюжете (я всё объясню!), через сюжет этот выход есть! Чувствую это. Но сначала именно ты, участница ситуации, должна сказать, что ты думаешь о сюжете, что это такое? Я просто знаю, что у тебя есть ответ.

– Егор, а мне как-то ни жарко, ни холодно, что я в ситуации. Мне-то что?..  Да и забыла я уж всё. Столько лет... Правда, по литературе я была отличницей, но не до такой степени, чтобы всю жизнь помнить о сюжете!..

– Это как раз хорошо! А теперь представь, что всё знаешь о сюжете – и начни рассказывать, и будет получаться. Ты только начни! Говори, что такое сюжет? Говори!..

Вскипел титан, и Лина заварила чай и налила кипятку в два стакана.

– Значит, выходим из ситуации? Через сюжет? М-да, – Лина скрестила руки на груди. – Так! Сюжет – это... то, что происходит...

– Вот-вот!

– Само действие. Правильно я начинаю?..  Ага! «Записки охотника», там сюжета как бы нет, но он всё-таки есть – в особой форме... Да, помню, была я девчонкой, а сейчас... Сюжет!..

– Уже две стороны. Давай дальше, что-нибудь третье.

– Нет, всё! Третье – вот, чай. Бери...

Они стали глоточками отпивать горячий чай в прикуску с конфетами. Куда же сегодня девались все посетители?

– Вот! – вернулся к разговору Егор. – Многого ещё ты не сказала... Объясню чуть позже, почему кое-что знаю о сюжете. Ты сказала: действие, то есть как бы последовательность. Так вот, её, говорят, можно начинать с любого места. Это ведь интересно? И тогда может образоваться уже не действие, а необходимое противодействие... В общем, ты достаточно рассказала о сюжете, а я подчеркну только одно: действия могут происходить в разных местах, а сюжет у них один и тот же, то есть сюжет можно рассматривать как пример плана или особый план, по-заводскому – трафарет. И тут у писателя начинается самое главное...

– Егор! – окликнула Лина уснувшего в монологе собеседника.

– Нет, теперь уж не перебивай. Для меня самое интересное в сюжете, в этом как бы плане, это то, что и в жизни, и в книжке что-то можно предусмотреть, а что-то нельзя. Потому что что-то родится сегодня, только сейчас. Потому что именно сейчас что-то происходит и может меняться на ходу. – Егор выразительно посмотрел вверх, через потолок. – Выход из нашей ситуации – это изменение в сюжете! Писатели иногда на ходу подправляют сюжет...

– Погоди, погоди!.. Ты, Егор, вообще, где работаешь?..  Ну, выйти из нашей ситуации – это я как-то ещё понимаю, да и пора уж понять. Не так ли?!.. Но к чему все эти рассуждения о сюжете? Неужели я пойму больше, чем уже поняла? А?! – Так Лина резюмировала правду жизни.

– Нет, Лина, это ты погоди! Может, мы поймём больше. До нас в нашей квартире жил учитель, осталось много журналов о литературе. Когда жена родила, нам и выйти было не в чем, и мы сидели дома год. Я прочитал эти журналы, особенно рубрики «В писательском цехе», а я ведь работаю тоже в цехе!.. Читаю – точно: тоже что-то не получается, не работает – и заработало. Вот так и засело кое-что: коллеги все же! И пригодилось – то, что там говорилось о сюжете.

– Не пойму пока, как пригодилось? Уже час стоим...

– Помню, пишет один, что герой у него заартачился: не хочет делать то, что запланировал автор. Характер уж не тот у героя определился. Писатель стал пробовать героя в других ситуациях, выяснять, чего же он хочет-то – и в конце концов дописал. Так торжествует, ищет себя правда жизни. Вот и сейчас что-то происходит, а мы правду не видим ещё или, хуже того, хотим обмануть жизнь. А знаешь, что говорил Горький?

– Нет, – тут же ответила Лина, неотрывно глядя Егору в глаза.

– Он так и говорил, что факт – это ещё не вся правда!

– Ой, давай попроще... и побыстрей.

– Одним словом, сюжет – это почти план, но не окончательный. Да, смешно, что любовь я называю ситуацией... Но что делать? Продолжу: просто уйти от ситуации – это уйти в ничто, в отрицание, в ноль, в боль и так далее, а нужно, уходя, войти в сюжет... Вот именно, войти в сюжет! И сделать следующий шаг... М-да, мудрено всё. Герой движет пером автора, чтобы соответствовать правде жизни, чтобы не быть мёртвым героем, чтобы в принципе быть. А для человека готовый план в жизни – это... смерть!

– Какой ужас!

– Да, человек есть, если постоянно пишет себя, ищет, а готовый план жизни – это снова тебя нет! В этом смысле герой романа и герой жизни неразличимы. Дрейфующий по течению разве человек? Так и герой романа, если весь под произволом автора: это уже не литература, это её смерть.

– Ужас! Тоже смерть!..

– Видишь, сюжета два: начальный и найденный. Найденный не значит просто изменённый: найти-то нужно правду! Жить в сюжете – это не терять, а находить! Ты понимаешь это?..

Лина смотрела на Утюгова теперь уж исподлобья, а улыбалась вполовину:

– Чего ты от меня ещё ждёшь? Не терять, а находить – какие могут быть возражения? Но что значит жить в сюжете? Это значит где?

– А сюжет уже разворачивается. Всё происходит так очевидно... Началось с пресса: его затрясло ни с того ни с сего, дисбаланс. Мне впервые не дали показать себя, и у меня тоже дисбаланс... Трясёт и цех, и завод... Это партсобрание с комиссиями до кучи. А самое главное – то, что я не знаю, что мне делать? Я прикован к тебе!.. Понимаешь, всё налицо: производственный конфликт, сквозная тема и красная нить дисбаланса и... любовь! – Утюгов развёл руки и поднял брови. – Да, вот ещё появится какая-нибудь философия, а может, и политика, уж это обязательно. Психологии я уж подпустил... Потом я устраню на прессе дисбаланс, и он начнёт исчезать везде, и наша любовная история тоже как-то разрешится – в угоду сюжету, но пока я не знаю, как. Пока я знаю только то, что не могу от тебя оторваться ни на шаг!..

– Егор, хватит! – приказала Лина, взяв его за руку. – Любовная история, не могу оторваться... не говори так. Что за шутки?!..

– Но это не шутки!

– Тем более не говори. Потому что это не шутки.

– А мы уже не сможем выйти из сюжета, – не то с удовлетворением, не то с сожалением заявил Егор. – Рассказ, а может, роман уже осуществляются, и мы у руля сюжета. Мы сейчас можем всё: вот, отвязать любое судёнышко и уплыть. Мы, конечно, не уплывём, потому что сейчас это несерьёзно, хотя и возможно. Но через минуту наши же характеры заставят нас уплыть...

Лина машинально открыла кассовый ящик, посмотрела на деньги, потом настороженно на Утюгова.

– Как закончится сегодняшний день? Завтрашний? – продолжил Егор. – Этого мы не знаем. Жизнь была бы скучна и не нужна, если б её можно было досконально просчитать... Но стена обстоятельств меняется, и ты должен бороться, разгадывать... И жизнь становится содержательней, наполненной поступками. И смысл...

– Постой, ну правда, скучно уж!.. Уж лучше бы ты руки мне целовал.

– Хм! В том-то и дело: должен ли я их целовать теперь? По сюжету...

– Но ты уже целовал. И в этой части, я думаю, сюжет уже не переделать.

– Конечно, нет... Если только я сейчас не скажу, что это был розыгрыш...

– Розыгрыш?!.. Так!.. Поцелуи – розыгрыш, любовь – ситуация...

Лина даже отпрянула от прилавка, услышав такое. Но Утюгов сомкнул ладошки в мольбе:

– Как ты могла подумать?! Так нельзя! Это просто допущение в рассуждении. Увы, это был не розыгрыш! Увы! Иначе нарушился бы мой характер как персонажа...

Лина улыбнулась:

– Что же за характер у тебя как у персонажа?..  Молчишь? А у меня какой характер должен быть?..

Егор долго смотрел Лине в глаза, словно наблюдая, как в муках рождаются их характеры. Потом ответил так:

– Всё будет хорошо – там, на производстве; я выйду победителем. А вот что у нас с тобой?!..

– Так у нас с тобой ничего. Пока только руки поцеловал. Может, за чай... А что дальше будет по сюжету – не знаю... Утюгов, пока сюжет развивается, ты хотя бы на работу сходил, отметился...

– Нет!.. Я не в силах от тебя оторваться! – категорично мотнул Егор головой.

Он опять сгрёб Линины руки и стал судорожно перебирать тёплые пальчики, как скряга пачку денег или бродяга – горсть золотых.

– Это ты играешь или?

– С каждой минутой я всё больше готов на безрассудство!..

Дальнейшим его действиям по сюжету мешал прилавок. Утюгову, может быть, надо было его обойти или даже обежать, но при этом могло растеряться безрассудство и появиться что-то другое: таковы тайны сюжета. И Егор остался на месте, но заговорил безапелляционно:

– Я посещу тебя вечером. Завтра!..

– Вот как! А я уже пригласила? – поинтересовалась Лина, ревниво пересчитывая пальцы, ласкаемые влюблённым, должно быть, Утюговым.

– Ты не бойся, ничего не будет...

– Утюгов, а ведь я тебя и не боюсь, нисколько, – и Лина стала листать какую-то тетрадку. – А если будет?!

– Но ведь это будет... уже поступок! – опять погрузился Егор в теорию.

– Ну наверно!..

 – А сейчас-то чего бояться? Сейчас ещё не известно, будет ли этот поступок...

– Ох, – вздохнула Лина. – Ты или хитрец, или...

– Я просто честный! Сюжет открыт. Там, может, куча поступков будет...

– Боюсь, ты хитрец! А вообще-то я ничего не боюсь, я уже сказала... Это у тебя характер просыпается, у тебя. А мой ещё и не ложился или, лучше сказать, дремлет, и будить я его не собираюсь... Я ещё не пригласила!

– Пригласи, позови меня!!!

– Ты понимаешь, куда это нас заведёт? – ответила Лина, повернувшись к влюблённому спиной.

– Значит, всё-таки ты не хочешь... Я тебе мешаю...

Лина молчала, будто раздумывала: принять ей этот товар или нет?

– Мне все мешают. Работа такая... Болтают у прилавка, прилипалы. Один ты был исключением. Но теперь и ты мешаешь, – и она повернулась к Утюгову. – Всё, уходи!.. Что же мне делать с тобой?.. Завтра в девять вечера, если... жена отпустит, уж будь любезен, я жду тебя! – Лина опять взяла дрожащими руками тетрадку. – А теперь – иди! На завод, домой, в другую главу романа – куда хочешь. Персонаж... Вышли, называется, из ситуации!.. Иди. Пока! До... не знаю, какой там главы...

Половину из сказанного Егор не разобрал, потому что после слов «завтра в девять» он оглох. Красная нить дисбаланса запуталась в нём. Скрипнув третьей ступенькой, он шагнул на грешную землю и преодолел пыльную щебёночную дорогу в обратном направлении.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» декабре 2024 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2024 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

4. Глава 3. Потерять смысл жизни
5. Глава 4. Что такое сюжет
6. Глава 5. Заводоуправление
1003 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 05.06.2025, 19:12 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

03.06.2025
Ваш труд – редкий пример культурной ответственности и высокого вкуса в современной литературной среде.
Давит Очигава

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!